ПАЛИТРА МЕСТ ПАМЯТИ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЯХ: МОНУМЕНТЫ И КОНТРМОНУМЕНТЫ
Ключевые слова:
коллективная память, политические репрессии, монумент, контрмонумент, места памяти, политика памяти, хронотоп, «Пермь-36»Аннотация
Авторы предлагают типологию мест памяти о политических репрессиях, имевших место в разные периоды отечественной истории, которые сформировались под влиянием набора исторических, социальных и культурных факторов. Цель исследования заключается в установлении логики формирования той или иной разновидности памятника, а также его существования в виде так называемого контрмонумента в процессе осуществления политики памяти и формирования представлений о травматическом прошлом. Использован хронотопический метод обследования мест памяти в нескольких регионах России: мемориального комплекса «Пермь-36», комплекса объектов коммеморации острова Большой Соловецкий, мест памяти Рыбинского водохранилища, Бутовского полигона, мемориальных знаков в Саратовской области и Республике Мордовия, архитектурных сооружений Дальнего Востока и др. Понятие «место памяти» используется в значении, предложенном П. Нора, как сочетание материального и духовного элементов культуры, несущее символическую нагрузку, связанную с пониманием социального прошлого. В результате исследования стало возможным говорить о наличии нескольких типов мемориальных комплексов. Утверждается отсутствие в отечественном пространстве памяти о репрессиях сооружений, соответствующих критериям традиционного монумента. Среди реализованных в условно традиционном ключе выделяются территориально локализованный (единичный и комплексный) и дисперсный (стандартизованный и гетерогенный). Второй тип памятников определен как гибридный, включающий в себя народную, альтернативную и палимпсестную разновидности. Народная определяется субъектом конструирования, альтернативная связана со специфической интерпретацией прошлого и может дополняться конструктивными элементами в ходе бытования, палимпсест предполагает явное или скрытое наличие множества символически нагруженных слоев. Особый тип представляют собой контрмонументы, представленные шагающими, ландшафтными, экологическими и исчезающими памятниками. Для данных видов характерен перформативно-партиципаторный характер. Наличие разных типов памятников свидетельствует не столько об отсутствии единой стратегии припоминания в обществе и разных его практиках, сколько о возможности включения в процесс коммеморации различных социальных групп за счет разнородности и полифоничности монументов.Библиографические ссылки
Богатова О.А., Митрофанова А.В., Рязанова С.В. Мордовский поселок как место и сообщество исторической памяти: коллективные нарративы и репрезентации // Финно-угорский мир. 2022. (В печати).
Митрофанова А.В., Рязанова С.В., Пляйс Я.А. Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея «Следственная тюрьма НКВД») // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 3−16.
Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17−50.
Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. М.: НЛО, 2017. 136 c.
Хальбвакс М. Коллективная и историческая память [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2005. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (дата обращения: 17.08.2022).
Хирш М. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста. М.: Новое издательство, 2021. 428 с.
Bertens L.M.F. ‘Doing’ Memory: Performativity and Cultural Memory in Janet Cardiff and George Bures Miller’s Alter Bahnhof Video Walk // Holocaust Studies. 2020. Vol. 26, iss. 2. Р. 181−197.
Cresswell T. Place: a Short Introduction. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. 153 p.
Dembek M.M. Archaeological Fever: Situating Participatory Art in the Rubble of the Warsaw Ghetto // Holocaust Studies. 2020. Vol. 26, iss. 2. Р. 198−220.
Etkind A. Mapping Memory Events in the East European Space // East European Memory Studies E-Newsletter. 2010. No. 1. P. 4−5. URL: https://www.ukrainianstudies.org/aaus-list/1011/pdf00003.pdf (accessed: 08.08.2021).
Herscher A. Points of No Return: Cultural Heritage and Counter-Memory in Post-Yugoslavia // Curating Difficult Knowledge Violent Pasts in Public Places. Ed. by E. Lehrer, C.E. Milton, M.E. Patterson. London: Palgrave Macmillan, 2014. Р. 147−160.
Krzyżanowska N. The Discourse of Counter-monuments: Semiotics of Material Commemoration in Contemporary Urban Spaces // Social Semiotics. 2016. Vol. 26, no. 5. Р. 465−485.
Perry R.E. The Holocaust is Present: Reenacting the Holocaust, Then and Now // Holocaust Studies. 2020. Vol. 26, iss. 2. Р. 152−180.
Popescu D. Introduction: Memory and Imagination in the Post-Witness Era // Revisiting Holocaust Representation in The Post-Witness Era. Ed. by D. Popescu, T. Schult. London: Palgrave Macmillan, 2015. P. 1−10.
Preda C. “Living Statues” and Мonuments as “Performative Monument Events” in Post-Socialist South-Eastern Europe // Nationalities Papers. 2022. P. 1−19.
Schult T. Christoph Mayer’s The Invisible Camp − Audio Walk Gusen // Liminalities: A Journal of Performance Studies. 2020. Vol. 16, no. 1. P. 1−40.
Schult T. Citizens as walking memorials: Rethinking the monument genre in the twenty-first century // Monument Culture: International Perspectives on the Future of Monuments in a Changing World. Ed by Macaluso L. Lanham et al.: Rowman and Littlefield Publishers, 2019, pp. 205-218.
Stevens Q., Franck K.A., Fazakerley R. Countermonuments: the Anti-Monumental and the Dialogic // The Journal of Architecture. 2018. Vol. 23, no. 5. Р. 718−739.
Whigham K. Reading the Traces: Embodied Engagement with the Past at Three Former Nazi Concentration Camps // Holocaust Studies. 2020. Vol. 26, iss. 2. Р. 221−240.
Young J.E. The Counter-Monument: Memory against Itself in Germany Today // Critical Inquiry. 1992. Vol. 18, no. 2. Р. 267−296.
References
Augé, M. (2017), Ne-mesta. Vvedenie v antropologiyu gipermoderna [Non-places. Introduction to an anthropol-ogy of supermodernity], NLO, Мoscow, Russia, 136 p.
Bertens, L.M.F. (2020), “‘Doing’ memory: performativity and cultural memory in Janet Cardiff and George Bures Miller’s Alter Bahnhof Video Walk”, Holocaust Studies, vol. 26, issue 2, pp. 181–197.
Bogatova, О., Mitrofanova, А. & S. Riazanova (2022), “Mordovian settlement as a site and community of his-torical memory: collective narratives and representations”, Finno-ugorskiy mir (in print).
Cresswell, T. (2004), Place: A short introduction, Blackwell Publishing, Oxford, UK, 153 p.
Dembek, M.M. (2020), “Archaeological fever: situating participatory art in the rubble of the Warsaw ghetto”, Holocaust Studies, Vol. 26, issue 2, pp. 198–220.
Etkind, A. (2010), “Mapping memory events in the East European space”, East European Memory Studies E-Newsletter, № 1. pp. 4–5, available at: https://www.ukrainianstudies.org/aaus-list/1011/pdf00003.pdf45xzd (accessed 27.09.2022).
Halbwachs, М. (2005), “Collective and historical memory”, Neprikosnovennyy zapas, № 2, available at: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (accessed 27.09.2022).
Herscher, A. (2014), “Points of no return: cultural heritage and counter-memory in post-Yugoslavia”, in Lehrer, E., Milton, C. E. & M.E. Patterson (eds.), Curating Difficult Knowledge Violent Pasts in Public Places, Palgrave Macmillan, London, UK, рр. 147–160.
Hirsch, M. (2021), Pokolenie postpamyati. Pismo i vizualnaya kultura posle Kholokosta [The generation of postmemory: writing and visual culture after the Holocaust], Novoe izdatelstvo, Мoscow, Russia, 428 p.
Krzyżanowska, N. (2016), “The discourse of counter-monuments: semiotics of material commemoration in contemporary urban spaces”, Social Semiotics, vol. 26, № 5, pp. 465–485.
Mitrofanova, А., Riazanova, S. & Ya. Plyais (2022), “Place as a palimpsest of events and interpretations in memory politics”, Izvestia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, № 2, pp. 3–16.
Nora, P. (1999), “The problematics of sites of memory”, in Frantsia-pamyat [France-memory], Izdatelstvo SPbGU, St. Petersburg, Russia, pp. 17–50.
Perry, R.E. (2020), “The Holocaust is present: reenacting the Holocaust, then and now”, Holocaust Studies, Vol. 26, issue 2, pp. 152–180.
Popescu, D. (2015), “Introduction: memory and imagination in the post-witness era”, in Popescu, D. & T. Schult (eds.), Revisiting Holocaust representation in the post-witness era, Palgrave Macmillan, London, UK, pp. 1–10.
Preda, C. (2022), “’Living statues’ and monuments as ‘performative monument events’ in post-socialist South-Eastern Europe», Nationalities Papers, pp. 1–19, available at: https://www.cambridge.org/core/journals/
nationalities-papers/article/abs/living-statues-and-nonuments-as-performative-monument-events-in-postsocialist-southeastern-europe/92AE56BCBF77DC08314886227E93F91A (accessed 27.09.2022).
Schult, T. (2019), “Citizens as walking memorials: rethinking the monument genre in the twenty-first century”, in Macaluso, L. (ed.), Monument culture: international perspectives on the future of monuments in a changing world, Rowman and Littlefield Publishers, Lanham et al., USA, pp. 205–218.
Schult, T. (2020), “Christoph Mayer’s The Invisible Camp – Audio Walk Gusen», Liminalities: A Journal of Performance Studies, vol. 16, № 1, pp. 1–40.
Stevens, Q., Franck, K.A. & R. Fazakerley (2018), “Countermonuments: the anti-monumental and the dialogic”, The Journal of Architecture, vol. 23, № 5, pp. 718–739.
Whigham, K. (2020), “Reading the traces: embodied engagement with the past at three former Nazi concentra-tion camps”, Holocaust Studies, vol. 26, issue 2, pp. 221–240.
Young, J. E. (1992), “The Counter-Monument: Memory against Itself in Germany Today”, Critical Inquiry, vol. 18, № 2, pp. 267–296.