ЛЕНИН КАК «МЕСТО ПАМЯТИ» ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ. ПАМЯТЬ О ПОЛИТИКЕ И ПАМЯТЬ О МЕМОРИАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ

Авторы

  • Б. И. Колоницкий
  • М. Г. Мацкевич

Ключевые слова:

«места памяти», Ленин, культ Ленина, советский мемориальный проект, культурная память, коммуникативная память, «антиреволюционный консенсус»

Аннотация

В статье рассматривается судьба коммунистического мемориального проекта, в центре которого была фигура В. И. Ленина. В качестве теоретической рамки используются идеи П. Нора («места памяти») и Я. Ассмана («культурная память», «коммуникативная память»). В качестве источников используются данные опросов общественного мнения, стенограммы выступлений государственных деятелей, материалы СМИ и интервью с акторами памяти, взятые авторами. Культ Ленина, важный для формирования советской идентичности, был следствием конфликтов и компромиссов и использовался порой непредсказуемым для его создателей образом. Косвенно в его создании участвовали оппоненты и открытые противники коммунистов. Авторы предлагают свои объяснения того, что сегодня память о Ленине и революции не воспринимаются как актуальный ресурс ни одним из значимых политических акторов. Современное российское общество расколото в оценках исторической роли Ленина, однако при этом большинство граждан выступает против демонтажа советского мемориального проекта. Память о Ленине ассоциируется не с историческими событиями, а с советским мемориальным проектом. На отношение к советскому мемориальному проекту влияет и «антиреволюционный консенсус»: большинство россиян отвергает революцию как перспективу развития страны, но отвергается и такая символическая политика, которая воспринималась бы как революционная. Это блокирует политику радикального демонтажа советского мемориального проекта. Фигура Ленина и революционные события 100-летней давности не пробуждает в обществе ярких и сильных эмоций, в отличие от памяти о репрессиях или памяти о Великой Отечественной войне.

Библиографические ссылки

Аксенов В.Б. Образы Ленина в визуальной сатире и причины краха антибольшевистской пропаганды // Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8, no. 2. P. 455–472.

Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры,, 2004. 363 с.

Великанова О. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам. Edwin Mellen Press, 2001. 284 с.

Данилкин Л.А. Ленин: пантократор солнечных пылинок. М.: Молодая гвардия, 2017. 784 с.

Калинин И.А. Как сделан язык Ленина: материал истории и прием идеологии // Вестник

С.-Петерб. ун-та. Язык и литература. 2018. Т. 15, вып. 4. С. 605−617.

Кертман Г. Уроки истории в школе. «Чтобы дети знали, что хорошо, а что – правда» [Электронный ресурс] // ФОМ. 2014. 27 мая. URL: https://fom.ru/blogs/11510 (дата обращения: 20.06.2022).

Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 − начало 1980-х гг.). М.: РОССПЭН, 2010. 462 с.

Колоницкий Б.И. «Революционные имена»: русская антропонимика и политическое сознание // Политическая история России ХХ века: к 80-летию профессора Виталия Ивановича Старцева: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена, 2011. C. 341–359.

Колоницкий Б.И. «Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март – июнь 1917 года). М.: НЛО, 2017. 520 c.

Колоницкий Б., Мацкевич М. Десакрализация революции и антиреволюционный консенсус в современной России: юбилей 2017 года и его политическое использование/неиспользование // Мир России. 2018. № 27(4). С. 78−101.

Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 207 с.

Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России / пер. с англ. С. Сухарева. СПб.: Академический проект, 1997. 288 с.

Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263−2000) / авториз. пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М.: НЛО, 2007. 589 с.

Эппле Н. Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах. М.: НЛО, 2020. 576 с.

Ennker B. Die Anfänge des Leninkults in der Sowjetunion. Koeln: Böhlau, 1987. 379 S.

Kolonitskii B. “Revolutionary Names”: Russian Personal Names and Political Consciousness in the 1920s and 1930s // Revolutionary Russia. 1993. Vol. 6, no. 2. P. 210−228.

Les sites de la mėmoire russe. T. I: Gėographie de la mėmoire russe / G. Niva (Dir.). Paris: Fayard,

856 p.

Nora P. Comment écrire l’histoire de France?// Nora P. (dir.). Les lieux de mémoire. T. III. Les France. Vol. I. Paris: Gallimard, 1992. P. 11–32.

Olick J.K. “Collective memory”: a Memoir and Prospect // Memory Studies. 2008. Nо. 1(1).

P. 23–29.

Tumarkin N. Lenin Lives! The Lenin Cult in Soviet Russia. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1983. 315 p.

Velikanova O. Making of an Idol: on Uses of Lenin. Gottingen: Muster-Schmidt Verlag, 1996. 181 p.

Yurchak A. The Canon and the Mushroom Lenin, Sacredness, and Soviet Collapse // Hau: Journal of Ethnographic Theory. 2017. Nо. 7 (2). P. 165–198.

References

Aksenov, V.B. (2020), “Lenin's images in visual satire and reasons for a collapse of anti-Bolshevik propaganda”, Quaestio Rossica, vol. 8, № 2, pp. 455–472.

Assmann, J. (2004), Kul'turnaya pamyat': Pis'mo, pamyat' o proshlom i polit. identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural memory: writing, memory of the past, and political identity in the high cultures of antiquity], Yazyki slavyanskoy kul’tury, Moscow, Russia, 363 p.

Danilkin, L.A. (2017), Lenin: pantokrator solnechnykh pylinok [Lenin: The Pantocrator of Solar Dust], Molo-daya gvardiya, Moscow, Russia, 784 p.

Ennker, B. (1987), Die Anfänge des Leninkults in der Sowjetunion, Böhlau, Koeln, Germany, 379 s.

Epplée, N. (2020), Neudobnoe proshloe: pamyat' o gosudarstvennykh prestupleniyakh v Rossii i drugikh stra-nakh [The uncomfortable past: memory of the state crimes in Russia and other countries], NLO, Moscow, Rus-sia, 576 p.

Kalinin, I.A. (2018), “How Lenin's language is made: the material of history and the reception of ideology”, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser.Yazyk i literatura, vol. 15, № 4, pp. 605–617.

Kertman, G. (2014), Uroki istorii v shkole. «Chtoby deti znali, chto khorosho, a chto – pravda» [History classes at school. "To let children know what is good vs. what is the truth"], available at: https://fom.ru/blogs/11510 (accessed 20.06.2022).

Kolonitskii, B. (2017), «Tovarishch Kerenskiy»: Antimonarkhicheskaya revolyutsiya i formirovanie kul'ta «vozhdya naroda» (mart – iyun' 1917 goda) ["Comrade Kerensky”: the anti-monarchist revolution and forma-tion of the "leader of the people"’s cult (March–June 1917)], NLO, Moscow, Russia, 520 p.

Kolonitskii, B. (1993), “"Revolutionary names": Russian personal names and political consciousness in the 1920s and 1930s”, Revolutionary Russia, vol. 6, № 2, pp. 210–228.

Kolonitskii, B. (2011), “"Revolutionary names": Russian anthroponymy and political consciousness”, in Politi-cheskaya istoriya Rossii XX veka: K 80-letiyu professora Vitaliya Ivanovicha Startseva [Political history of Rus-sia in the 20th century: on the 80th anniversary of professor Vitaly Ivanovich Startsev], Izd-vo RGPU, St. Petersburg, Russia, pp. 341–359.

Kolonitskiy, B. & M. Matskevich (2018), “The desacralization of revolution and anti-revolution consensus in modern Russia: the 2017 anniversary and its (non-)use in politics”, Mir Rossii, vol. 27, № 4, pp. 78–101.

Kozlov, V. A. (2010), Massovye besporyadki v SSSR pri Khrushcheve i Brezhneve (1953 – nachalo 1980-kh gg.) [Mass riots in the USSR under Khrushchev and Brezhnev (1953 – early 1980s)], ROSSPEN, Moscow, Russia, 462 p.

Malinova, O. (2015), Aktual'noe proshloe: Simvolicheskaya politika vlastvuyushchey elity i dilemmy rossiyskoy identichnosti [The actual past: symbolic politics of a ruling elite and dilemmas of Russian identity], Politi-cheskaya entsiklopediya, Moscow, Russia, 207 p.

Niva, G. (ed.) (2007), Les sites de la mėmoire russe, T.I: Gėographie de la mėmoire russe, Fayard, Paris, France, 856 p.

Nora, P. (1992), “Comment écrire l’histoire de la France?”, in Nora, P. (dir.), Les lieux de mémoire, T. III, Les France, vol. I, Gallimard, Paris, France, pp. 11–32.

Olick, J. K. (2008), “Collective memory”: A memoir and prospect”, Memory Studies, № 1(1), pp. 23–29.

Schenk, F.B. (2007), Aleksandr Nevskiy v russkoy kul'turnoy pamyati: svyatoy, pravitel', natsional'nyi geroi (1263–2000) [Alexander Nevsky in Russian cultural memory: the saint, the ruler, and the national hero (1263–2000)], NLO, Moscow, Russia, 589 p.

Tumarkin, N. (1983), Lenin Lives! The Lenin Cult in Soviet Russia, Harvard University Press, Cambridge (Mass,), USA, 315 p.

Tumarkin, N. (1997), Lenin zhiv! Kul't Lenina v Sovetskoy Rossii [Lenin is alive! The cult of Lenin in Soviet Russia], Akademicheskiy proekt, St. Petersburg, Russia, 288 p.

Velikanova, O. (1996), Making of an Idol: on Uses of Lenin, Muster-Schmidt Verlag, Gottingen, Germany, 181 p.

Velikanova, O. (2001), Obraz Lenina v massovom vospriyatii sovetskih lyudey po arhivnym materialam [Lenin’s image in mass perception of the Soviet people by archival materials], Edwin Mellen Press, Lampeter, Lewiston, USA; Canada, 284 p.

Yurchak, A. (2017), “The canon and the mushroom Lenin, sacredness, and Soviet collapse”, Hau: Journal of Ethnographic Theory, № 7 (2), pp. 165–198.

Загрузки

Опубликован

2022-10-14

Как цитировать

Колоницкий , Б. И. ., & Мацкевич, М. Г. . (2022). ЛЕНИН КАК «МЕСТО ПАМЯТИ» ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ. ПАМЯТЬ О ПОЛИТИКЕ И ПАМЯТЬ О МЕМОРИАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 58(3), 125–137. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5785