ЭЛЬФЛЕДА, ИГУМЕНЬЯ УИТБИ, В АНГЛОСАКСОНСКОЙ АГИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ РУБЕЖА VII–VIII ВЕКОВ

Авторы

  • И. И. Болдырева

Ключевые слова:

Англия VII–VIII вв., Англосаксонская церковь, англосаксонское монашество, агиографическая традиция англосаксов, Уитби, игуменья Эльфледа

Аннотация

В центре внимания статьи – изображение Эльфледы, игуменьи Уитби, в агиогра­фических сочинениях англосаксонских церковных авторов рубежа VII–VIII вв. Основными источниками исследования стали два жития святого Кутберта, написанные анонимным линдисфарнским монахом и Бедой Достопочтенным, а также составленное Стефаном Рипонским житие святителя Уилфреда Йоркского. В первые столетия после крещения Англии в основе авторитета знатных англосаксонских настоятельниц лежали их родственные связи с правящими домами. Представительница нортумбрийской королевской династии Эльфледа (654–714) была одной из наиболее могущественных женщин Англии своего времени, проявляла интерес к письменной культуре, вопросам престолонаследия и церковной политики. Круг социальных контактов игуменьи распространялся далеко за пределы Уитбийского монастыря. В житии святителя Уилфреда Эльфледа изображена влиятельной публичной фигурой. Агиографическая традиция, посвященная Кутберту Линдисфарнскому, приоткрывает ее эмоциональный мир, частный опыт общения с чудотворцем, вовлеченность в дела нортумбрийской королевской семьи. На примере образа второй аббатисы Уитби можно говорить о высоком общественном статусе знатных настоятельниц англосаксонских двойных монастырей и одновременно о неоднозначном отношении в церковной среде к их политической активности. Не меньшее влияние на восприятие Эльфледы современниками-агиографами оказали обстоятельства и цель создания их сочинений, особенности биографий подвижников, которым посвящены эти жития, микроконтекст нарратива.  Используя сравнительный и контекстуальный анализ, автор предпринимает попытку пересмотреть присутствующую среди историков гендерного направления точку зрения о враждебном отношении Беды Достопочтенного к преподобной Эльфледе.

Библиографические ссылки

Болдырева И.И. Гендерные стереотипы в англосаксонской культуре и социальных практиках (VII–XI вв.) // Адам & Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2014a. № 22. С. 147–167.

Болдырева И.И. Двойные монастыри в Англии в эпоху Беды Почтенного // Клио. 2014b. № 2 (86). С. 40–43.

Гвоздецкая Н.Ю. Женщины в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного // Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Вып. 1. Иваново, 2008. С. 24–44.

Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия / пер. В.Г. Тихомирова, ред. О.А. Смирницкая. М.: Наука, 1982. С. 171–232.

Black J. “Nutrix pia”: The Flowering of the Cult of St Aethelthryth in Anglo-Saxon England // Writing Women Saints in Anglo-Saxon England / ed. P.E. Szarmach. Toronto: University of Toronto Press, 2013. P. 167–190.

Blair P.H. Whitby as a Centre of Learning in the Seventh Century // Learning and Literacy in Anglo-Saxon England / eds. M. Lapidge, H. Gneuss. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 3–32.

Breeze A. Did a woman write the Whitby Life of St Gregory? // Northern History. 2012. Vol. 49.2. P. 351–356.

Chance J. Woman as Hero in Old English Literature. Syracuse: Syracuse University Press, 1986. 156 p.

Cross J.E. A Lost Life of Hilda of Whitby: The Evidence of the Old English Martyrology // Early Middle Ages. 1979. Vol. 6. P. 21–43.

Ireland C.A. Where Was King Aldfrith of Northumbria Educated? An Exploration of Seventh-Century Insular Learning // Traditio. 2015. Vol. 70. P. 29–73.

Hill J. “Þæt wæs geomuru ides!”: A Female Stereotype Examined // New Readings on Women in Old English Literature / eds. H. Damico, A.H. Olsen. Bloomington: Indiana University Press, 1990. P. 235–247.

Hollis S. Anglo-Saxon Women and the Church. Woodbridge: The Boydell Press, 1992. 323 p.

Kirby D.P. Bede, Eddius Stephanus and the Life of Wilfrid // The English Historical Review. 1983. Vol. 98 (386). P. 101–114.

Kirby D.P. The Earliest English Kings. London: Unwin Hyman, 1991. 241 p.

Laynesmith M.D. Stephen of Ripon and the Bible: Allegorical and Typological Interpretations of the Life of St. Wilfrid // Early Medieval Europe. 2000. Vol. 9.2. P. 163–182.

Lees C.A., Overing G.R. Double Agents: Women and Clerical Culture in Anglo-Saxon England.

Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2001. 244 p.

Moisl H. The Bernician Royal Dynasty and the Irish in the Seventh Century // Peritia: The Journal of the Medieval Academy of Ireland. 1983. Vol. 2. P. 103–126.

Rollason D. Hagiography and Politics in Early Northumbria // Holy Men and Holy Women: Old English Prose Saints’ Lives and their Context / ed. P.E. Szarmach. Albany: University of New York Press, 1996. P. 95–114.

Watt D. Women, Writing, and Religion in England and Beyond, 650–1100. London: Bloomsbury Academic, 2020. 238 p.

References

Black, J. (2013), “"Nutrix pia": The Flowering of the Cult of St Aethelthryth in Anglo-Saxon England”, in Szarmach, P.E. (ed.), Writing Women Saints in Anglo-Saxon England, University of Toronto Press, Toronto, Canada, pp. 167–190.

Blair, P.H. (1985), “Whitby as a Centre of Learning in the Seventh Century”, in Lapidge, M. & H. Gneuss (eds.), Learning and Literature in Anglo-Saxon England, Cambridge University Press, Cambridge, UK, pp. 3–32.

Boldyreva, I.I. (2014a), “Gender stereotypes in Anglo-Saxon culture and social practices (VII – XI cc.)”, in Adam i Eva. Al’manakh gendernoy istorii [Аdam & Еve. Gender history yearbook], IVI RAN, Мoscow, Russia, № 22, pp. 147–167.

Boldyreva, I.I. (2014b), “Double monasteries in England in Bede’s the Venerable epoch”, Klio, vol. 2 (86), pp. 40–43.

Breeze, A. (2012), “Did a woman write the Whitby Life of St Gregory?”, Northern History, vol. 49.2,

pp. 351–356.

Chance, J. (1986), Woman as Hero in Old English Literature, Syracuse University Press, Syracuse, USA, 156 p.

Cross, J. E. (1979), “A Lost Life of Hilda of Whitby: The Evidence of the Old English Martyrology”, Early Middle Ages, vol. 6, pp. 21–43.

Gvozdetskaya, N.Yu. (2008), “Women in Bede’s the Venerable "Ecclesiastical history of the English people"”, in Cursor Mundi. Chelovek Antichnosti, Srednevekov’ya i Vozrozhdeniya [Cursor Mundi. A Man of Antiquity, the Middle Ages and the Renaissance], Ivanovskiy gosudarstvennyy universitet, Ivanovo, Russia, № 1,

pp. 24–44.

Hill, J. (1990), “"Þæt wæs geomuru ides!": A Female Stereotype Examined”, in Damico, H. & A. H. Olsen (eds.), New Readings on Women in Old English Literature, Indiana University Press, Bloomington, USA, pp. 235–247.

Hollis, S. (1992), Anglo-Saxon Women and the Church, The Boydell Press, Woodbridge, UK, 323 p.

Ireland, C.A. (2015), “Where Was King Aldfrith of Northumbria Educated? An Exploration of Seventh-Century Insular Learning”, Traditio, vol. 70, pp. 29–73.

Kirby, D.P. (1983), “Bede, Eddius Stephanus and the Life of Wilfrid”, The English Historical Review, vol. 98 (386), pp. 101–114.

Kirby, D.P. (1991), The Earliest English Kings, Unwin Hyman, London, UK, 241 p.

Laynesmith, M.D. (2000), “Stephen of Ripon and the Bible: allegorical and typological interpretations of the Life of St Wilfrid”, Early Medieval Europe, vol. 9.2, pp. 163–182.

Lees, C.A. & G.R. Overing (2001), Double Agents: Women and Clerical Culture in Anglo-Saxon England, Uni-versity of Pennsylvania Press, Philadelphia, USA, 244 p.

Moisl, H. (1983), “The Bernician Royal Dynasty and the Irish in the Seventh Century”, Peritia: The Journal of the Medieval Academy of Ireland, vol. 2, pp. 103–126.

Rollason, D. (1996), “Hagiography and Politics in Early Northumbria”, in Szarmach, P.E. (ed.), Holy Men and Holy Women: Old English Prose Saints’ Lives and their Context, University of New York Press, Albany, USA, pp. 95–114.

Smirnitskaya, О.А. (1982), “Anglo-Saxon Poetic Art”, in Tikhomirov, V.G. (trans.) & О.А. Smirnitskaya (ed.), Drevneangliyskaya poeziya [Old English Poetry], Nauka, Moscow, USSR, pp. 171–232.

Watt, D. (2020), Women, Writing, and Religion in England and Beyond, 650 – 1100, Bloomsbury Academic, London, UK, 238 p.

Загрузки

Опубликован

2022-10-14

Как цитировать

Болдырева , И. И. . (2022). ЭЛЬФЛЕДА, ИГУМЕНЬЯ УИТБИ, В АНГЛОСАКСОНСКОЙ АГИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ РУБЕЖА VII–VIII ВЕКОВ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 58(3), 94–105. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5782