ВЗГЛЯД КИНОВЕДА VS. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА НА СОВЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ

Авторы

  • В. В. Устюгова

Аннотация

В настоящей статье анализируется книга Юрия Цивьяна «На подступах к карпалистике. Движение и жест в литературе, искусстве и кино» (2010), которая является продолжением более раннего проекта известного российского и американского киноведа, представителя Тартуско-московской семиотической школы и школы киноведения Чикагского университета – исследования «Историческая рецепция кино: кинематограф в России, 1895–1930», увидевшего свет в Риге в 1991 г. Ю. Г. Цивьян вводит в киноведение понятие «карпалистика» для обозначения одного из основополагающих, формообразующих принципов кино – жеста. Автор рассматривает историю жестов в искусстве, в частности в искусстве русского авангарда 1920-х гг. В советском киноавангарде в противоположность дореволюционному антимонтажному кино победил монтаж, но жест хоронить было рано. В статье сравниваются, с одной стороны, подходы историков, которые анализируют идеологемы и идеологические маркеры исторических фильмов, выявляют «вторую» мифологическую кинореальность советской истории (ярким примером такой оптики является исследование Евгения Добренко – «Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив»), с другой стороны, подходы киноведов, которые работают с кинокадром и источниками создания фильма (эго-документами, сценарными вариантами, монтажными листами, версиями кинофильмов и пр.). На примере анализа фильмов Сергея Эйзенштейна «Октябрь» и «Иван Грозный» Ю. Г. Цивьян показывает независимые от государственного заказа авторские смыслы в богатой системе отсылок фильмов, видит заложенную в них тайнопись историко-культурных контекстов.

Загрузки

Опубликован

2021-12-27

Как цитировать

Устюгова , В. В. . (2021). ВЗГЛЯД КИНОВЕДА VS. ВЗГЛЯД ИСТОРИКА НА СОВЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 55(4), 39–45. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/5088