Изображения ирреальных существ в пещерах Урала как свидетельства мифологии ледникового века
Ключевые слова:
пещерное палеолитическое искусство, ирреальные изображения, мифологияАннотация
Уральские пещеры с палеолитическими изображениями сходны по многим параметрам с украшенными пещерами Приатлантической Европы и интегрированы в культурное пространство позднего граветта-эпиграветта. В силу родства пещерного искусства ледникового века от Атлантики до Урала интерпретации западноевропейского искусства применимы и к уральским памятникам. Главная трудность в определении палеолитического настенного искусства как мифологии, по справедливому мнению М. Гроенена, состоит в том, что нет никакого прямого или косвенного письменного источника для периодов древнейшей истории человечества. Вся информация, передаваемая в различных устных традициях этих культур, исчезла вместе с ними. Даже если предположить, что некоторые «сцены» искусства верхнего палеолита указывают на повествование, они не содержат в себе подлинного повествования и не имеют доказательства их сакральности, поскольку всегда представлены минимальным количеством фигур. Поэтому необходимо искать другие изображения, которые могут помочь в исследовании. В огромном корпусе изображений верхнего палеолита Западной Европы имеются фигуры, расходящиеся с природными моделями. Это композитные существа антропоморфные, композитные животные и животные нереальные (ирреальные, фантастические). Их анализ позволяет выявить некоторые иконографические темы. Поскольку эти иконографические темы находятся на больших расстояниях и в удалѐнных географических районах – от Урала до Приатлантической Европы – они не могут быть случайными, что с большой степенью вероятности говорит об их мифологическом содержании. doi: 10.17072/2219-3111-2017-1-5-15Библиографические ссылки
Библиографический список
Косинцев П.А., Бачура О.П. Фауны млекопитающих в позднем плейстоцене и голоцене на Южном
Урале // Вестник Оренбургского госуниверситета. 2010. № 12 (118). С. 42–48.
Котов В.Г. Пещерное святилище Шульган-Таш и мифология Южного Урала // Пещерный палеолит Урала. Уфа, 1997. С. 74–79.
Котов В.Г. Святилище в пещере Шульган-Таш (Каповой) и мифология Южного Урала. Уфа, 2001. С. 54–79.
Котов В.Г. Пещерное святилище Шульган-Таш (Каповая). Мифологическая структура и семантика изображений // Уфимский археологический вестник. 2009. Вып. 9. С. 5–21.
Филиппов А.К. Мифологические фрагменты искусства палеолита // Пещерный палеолит Урала. Уфа, 1997. С. 65–73.
Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. СПб., 1997. 103 с.
Филиппов А.К. Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб., 2004. 224 с.
Широков В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер. Екатеринбург. 1995. 80 с.
Широков В.Н. Палеолитические подземные «художественные галереи» Урала и Западной Европы // Вестник Уральского отделения РАН. 2014а. № (47). С. 165–179.
Широков В.Н. Пещерное палеолитическое искусство Урала и Франко-Кантабрии: опыт сопоставления // От Балтики до Урала: изыскания по археологии каменного века. Сыктывкар, 2014б. С. 69–88.
Широков В.Н., Петрин В.Т. Искусство ледникового века. Игнатиевская и Серпиевская 2 пещеры на Южном Урале. Екатеринбург, 2013. 189 с.
Airivaux J. L'art prehistorique du Poitou-Charentes. Sculptures et gravures des temps glaciaires. Paris, 2001. 223 p.
Alcade del Rio H., Breuil H., Pere Lorenzo Sierra R. Les Cavernes le la region cantabrique (Espagne). Monaco, 1912. 265 p.
Altuna J. Ecain und Altxerri bei San Sebastian. Zwei altsteinzeitliche Bilderhohlen im spanishen Bascenland. Sigmaringen, 1996. 200 S.
Bahn P.G. Open-air Ice Age art: the history and reluctant acceptance of an unexpected phenomenon Prehistoric
Art as Prehistoric Culture // Studies in Honour of Professor Rodrigo de Balbín-Behrmann / ed. by Primitiva Bueno Ramirez and P. G. Bahn. Oxford, 2015. P. 79‒91.
Barriere C. L'art parietal des grottes des Combarelles. Les Eyzies, 1997. Paléo hors-série n 1, 609 p.
Begouѐn R. Les figurations imaginaires. II. Les animaux composites // L'art parietal paleolithique. Techniques et methodes d'etude // ed. by GRAPP. Paris: C.T.H.S., 1993а. Р. 201–205.
Begouѐn R. Les figurations imaginaires. III. Les animaux irreels // L'art parietal paleolithique. Techniques et methodes d'etude, edited by GRAPP. Paris, 1993в. Р. 207–210.
Begouѐn H., Breuil H. Les cavernes du Volp. Trois-Freres-Tuc d'Audoubert, а Montesquieu-Avantes. Paris, 1958. 124 p.
Breuil H. Quatre cents siecles d'art parietal / ed. par Centre d'Études et de Documentation Préhistoriques Montignac. S.l. 1952. 413 p.
Capitan L., Breuil Н., Peyrony D. Les Combarelles aux Eyzies (Dordogne). Рaris, 1924.
Chauvet J-M., Brunet-Dechamps E., Hillar C. La grotte Chauvet а Vallon-Pont-d'Arc. Paris, 1995. 117 p.
Clottes J. Les figurations imaginaires. 1. Les creatures composites anthropomorphes // L'art parietal paleolithique.
Techniques et methodes d'etude / ed. by GRAPP. Paris, 1993. P. 197–199.
Diez M.G., Rodriguez R.G. El Castillo // Las cuevas con arte paleolitico en Cantabria. Cantabria, 2010. P. 179–190.
Groenen M. Thèmes iconographiques et mythes dans l’art du Paléolithique supérieur // Art du Paléolithique
et du Mésolithique: 14e Congrès mondial de l’Union Internationale des Sciences Préhistoriques et Protohistoriques (Liège, 2–8 septembre 2001), Oxford, 2004. P. 31–39.
Guthrie Rd. Ethological Observations from Palaeolithic Art // La contribution de la zoologie et de l'ethologie а l'interpretation de l'art des peuples chasseurs prehistoriques. Actes du 3 Colloque de la Societe Suisse des sciences humaines (Fribourg 1979) / ed. by H.-G. Bandi, W. Huber, M.-R. Sauter, B. Sitter. S.l. 1984. P. 35–74.
Laming-Emperaire A. La signification de l'art rupestre paleolithique. Methodes et applications. Paris, 1962. 424 p.
Leroi-Gouran A. Répartition et groupement des nnimaux dans l'art pariétal paléolithique // Bulletin de la Société préhistorique de France. Vol. 55, n 9. Рp. 515–528.
Leroi-Gouran A. Prehistoire de l'art occidental. Paris, 1965, 482 p.
Leroi-Gouran A. Les religions de la prehistoire. Paleolithique. Paris, 1983. 156 p.
Leroi-Gouran A. Le Fil du temps : ethnologie et préhistoire. Paris; Seuil, 1986. 316 p.
Leroi-Gouran A. L'art parietal. Langage de la prehistoire. Grenoble, 1992. 420 p.
Lorblanchet M. Les grottes ornees de la prehistoire. Nouveaux regards. Paris, 1995. 288 p.
Lorblanchet M. La grotte ornee de Pergouset (Saint-Gery, Lot). Un sanctuaire secret paleolithique. Paris, 2001. 188 p.
Sauvet G., Tosello G. Le mythe paleolithique de la caverne // Le'propre de l'homme. Psychanalyse et prehistoire
/ ed. by F. Sacco, G. Sauvet. Lausanne, 1998. P. 55–90.
Shirokov V.N. Some comparisons of the Paleolithic Cave Art between the Urals and Western Europe // Forgotten Times and Spaces: new perspectives in Paleoeantropological, Paleoetnological and Archeological Studies. Brno, 2015. P. 347–360.
References
Airivaux, J. (2001),L'art prehistorique du Poitou-Charentes. Sculptures et gravures des temps glaciaires, La Maison des Roches, Paris, 223 p.
Alcade del Rio, H., Breuil, H., Pere Lorenzo Sierra, R. (1912), Les Cavernes le la region cantabrique (Espagne), Imprimerie du Chene (publie sous les auspices du Prince Albert 1-er de Monaco),Monaco, 265 p.
Altuna, J. (1996), Ecain und Altxerri bei San Sebastian. Zwei altsteinzeitliche Bilderhohlen im spanishen Bascenland, Thorbecke, Sigmaringen, 200 p.
Bahn, P.G. (2015), “Open-air Ice Age art: the history and reluctant acceptance of an unexpected phenomenon Prehistoric Art as Prehistoric Culture”, in Ramirez P.B., Bahn P.G. (eds.), Studies in Honour of Professor Rodrigo de Balbín-Behrmann, Archaeopress Archaeology, Oxford, p. 79‒91.
Barriere, C. (1997), L'art parietal des grottes des Combarelles, Samra/Paleo, Les Eyzies, 612 p.
Begouѐn, H., Breuil, H. (1958), Les cavernes du Volp. Trois-Freres-Tuc d'Audoubert, а Montesquieu-Avantes, Arts et Metiers graphiques,Paris, 124 p.
Begouѐn, R. (1993a), “Les figurations imaginaires. II. Les animaux composites”, in L'art parietal paleolithique, edited by GRAPP. Techniques et methodes d'etude, C.T.H.S., Paris, pp. 201-205.
Begouѐn, R. (1993b), “Les figurations imaginaires. III. Les animaux irreels”, in L'art parietal paleolithique, edited by GRAPP. Techniques et methodes d'etude, C.T.H.S., Paris, pp.207-210.
Breuil, H. (1952), Quatre cents siecles d'art parietal, Edité par Centre d'Études et de Documentation Préhistoriques Montignac, 413 p.
Chauvet, J-M., Brunet-Dechamps, E., Hillar, C. (1995), La grotte Chauvet а Vallon-Pont-d'Arc, Seuil, Paris, 117 p.
Clottes, J. (1993), “Les figurations imaginaires. 1. Les creatures composites anthropomorphes”, in L'art parietal paleolithique, edited by GRAPP. Techniques et methodes d'etude, C.T.H.S., Paris, pp.197-199.
Diez, M.G., Rodriguez, R.G. (2010), “El Castillo”, inLas cuevas con arte paleolitico en Cantabria. Edita Cantabria, pp. 179-190.
Filippov, A.K. (1997), “Mifologicheskie fragmenty iskusstva paleolita”, in Peshchernyy paleolit Urala [Cave Paleolithic of the Urals], Ufa, Russia, pp.65–73.
Filippov, A.K. (1997), Proiskhozhdenie izobrazitel'nogo iskusstva [The origin of art], St. Petersburg, Russia, 103 p.
Filippov, A.K. (2004), Haos i garmoniya v iskusstve paleolita [Chaos and harmony in the art of the Paleolithic], LOOO "Sohranenie prirody i kul'turnogo naslediya", St. Petersburg,Russia, 224 p.
Groenen, M. (2004), “Thèmes iconographiques et mythes dans l’art du Paléolithique supérieur”, in Art du Paléolithique et du Mésolithique, Palaeolithic and Mesolithic Art. 14e Congrès mondial de l’Union Internationale des Sciences Préhistoriques et Protohistoriques (UISPP, Liège, 2-8 septembre 2001), British Archaeological Reports (BAR, n° 1311), Oxford, pp. 31-39.
Guthrie, Rd. (1984), “Ethological Observations from Palaeolithic Art”, in H.-G. Bandi, W. Huber, M.-R. Sauter & B. Sitter (eds.), La contribution de la zoologie et de l'ethologie а l'interpretation de l'art des peuples chasseurs prehistoriques. Actes du 3 Colloque de la Societe suisse des sciences humaines (Fribourg 1979), pp. 35-74.
Kosincev, P.A., Bachura, O.P. (2010) “Fauna of mammals in the Late Pleistocene and Holocene in the Southern Urals”, Vestnik Orenburgskogo gosuniversiteta, № 12 (118), pp. 42-48.
Kotov, V.G. (1997), “Shulgan-Tash cave sanctuary and the mythology of the South Urals”, in Peshchernyy paleolit Urala [Cave Paleolithic of the Urals], Ufa, Russia, pp. 74–79.
Kotov, V.G. (2001), Svyatilishche v peshchere Shul'gan-Tash (Kapovoy) i mifologiya Yuzhnogo Urala [Sanctuary in the Shulgan-Tash (Kapova) cave and the mythology of the Southern Urals], Ufa, Russia, pp. 54–79.
Kotov, V.G. (2009), “The Shulgan-Tash (Kapova) cave sanctuary. Mythological structure and semantics of images”, in Ufimskiy arkheologicheskiy vestnik,Vol. 9, pp. 5-21.
Laming-Emperaire, A. (1962), La signification de l'art rupestre paleolithique. Methodes et applications,Picard, Paris, 424 p.
Leroi-Gouran, A. (1965), Prehistoire de l'art occidental, Mazenod, Paris, 482 p.
Leroi-Gouran, A. (1983), Les religions de la prehistoire. Paleolithique, P.U.F.,Paris, 156 p.
Leroi-Gouran, A. (1992), L'art parietal. Langage de la prehistoire, Jerome Millon, Grenoble, 420 p.
Lorblanchet, M. (1995), Les grottes ornees de la prehistoire. Nouveaux regards, Errance,Paris, 288 p.
Lorblanchet, M. (2001), La grotte ornee de Pergouset (Saint-Gery, Lot). Un sanctuaire secret paleolithique, ed. De la Maison des Sciences de l'homme, Paris, 188 p.
Sauvet, G., Tosello, G. (1998), “Le mythe paleolithique de la caverne”, in Sacco, F., Sauvet, G. (eds.), Le'propre de l'homme. Psychanalyse et prehistoire, Delachaux et Niestle, Lausanne, pp. 55-90.
Shirokov, V.N. (1995), Drevneyshee iskusstvo ural'skikh peshcher [The ancient art of the Urals caves], Sred.-Ur. kn. izd., Ekaterinburg, Russia, 80 p.
Shirokov, V.N. (2014a), “Paleolithic underground “art galleries” of the Urals and Western Europe”, Vestnik Ural'skogo otdeleniya RAN, № (47), pp. 165-179.
Shirokov, V.N. (2014b),“Cave palaeolithic art of the Urals and Franco-Cantabria: the experience of comparison”, in Ot Baltiki do Urala: izyskaniya po arheologii kamennogo veka[From the Baltic to the Urals: a study of the Stone Age archeology], Syktyvkar, Russia, pp. 69-88 (b).
Shirokov, V.N.(2015), “Some comparisons of the Paleolithic Cave Art between the Urals and Western Europe”, in Forgotten Times and Spaces: new perspectives in Paleoeantropological, Paleoetnological and Archeological Studies, Institute of Archeology of the Czech Academy of Sciences; Masaryk University, Brno, pp. 347-360.
Shirokov,V.N., Petrin, V.T. (2013), Iskusstvo lednikovogo veka. Ignatievskaya i Serpievskaya 2 peshchery na Yuzhnom Urale [Art of Ice Age. Ignatievskaya and Serpievskaya 2 caves in the Southern Urals], «Azhur», Ekaterinburg, Russia, 189 p.