«Научная» история и «воспитательные» примеры: дискуссии об исторической достоверности на «вечерах воспоминаний» Ленинградского Истпарта в середине – конце 1920-х годов

Авторы

  • S. Yu. Khudzik Европейский Университет в Санкт-Петербурге

Ключевые слова:

советская история 1920-х гг., «вечера воспоминаний», Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), историческая эпистемология, дискурс, историческая наука

Аннотация

Рассматривается дискурсивный контекст, определяющий место «вечеров воспоминаний» в практике Комиссии по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт). В противоположность утверждениям о том, что определяющим в проведении «вечеров воспоминаний» являлся их постановочный характер, предлагается обратиться к дискуссиям, которые имели на них место. Анализируется ход дискуссий о достоверности исторических событий в рассказах участников «вечеров воспоминаний» и историков. Делается вывод о том, что характер обсуждения был определен раздвоенностью советского дискурса об истории, призванного иметь одновременно «научный» и «воспитательный» характер. Обе стороны дискурса были связаны с двойственностью самих задач, стоявших перед Истпартом. С одной стороны, требовалось собрать воспоминания, призванные демонстрировать непосредственные примеры героизма участников событий. С другой стороны, эти примеры должны были быть опосредованы большим нарративом, создаваемым советской исторической наукой. «Воспитательная» сторона дискурса предполагала изображение «типического» поведения идеального революционера, «сознательного» творца истории. «Научная» сторона дискурса предполагала детерминистскую логику, согласно которой исторические условия целиком определяют место события и рассказчика в нем. Исходя из отсутствия исторической дистанции между активистами Истпарта и рядовыми участниками обсуждения, высказывания и историков, и рядовых его участников постоянно колебались между двумя сторонами дискурса. Сложности, с которыми сталкивались участники обсуждений, отражают как проблематичность советского дискурса об истории, так и действительную попытку коллективно создать ее общее видение.doi 10.17072/2219-3111-2018-3-14-21

Биография автора

S. Yu. Khudzik, Европейский Университет в Санкт-Петербурге

Асп. Европейского университета в Санкт-Петербурге

Библиографические ссылки

Список источников

Доклад тов. Знаменского. Собирание материалов по истории РКП и октябрьской революции(тезисы) // Бюллетень Истпарта. Л., 1921, № 1. С. 41–42

Протоколы Всероссийского совещания работников Истпарта. 22–24 апреля 1923 г. // Бюллетень Истпарта. Л., 1924, № 2. С. 9–17

Растопчина М. Воспоминания в клубе. М., 1925. С. 5–17.

Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД). Ф. 461. Оп. 1. Д. 178. Стенографический отчет первого ленинградского областного заседания истпарткомиссии. Утреннее заседание 16 мая 1928; Д. 100. Переписка с Василеостровской истпарткомиссией за 1925 г. Тезисы выработанные т. Степановым Василеостровского

Истпарта; Ф. 4000. Оп. 6. Д. 4. Стенограмма вечера воспоминаний рабочих Трубочного завода о революционных событиях 1905 г. [от 1925 года]; Д. 29. Стенограмма вечера воспоминаний при Центральной городской районной комиссии Истпарт 20 ноября 1925-го года; Д. 31. Стенографический отчет вечера воспоминаний, посвященный двадцатилетию революции 1905 года 12 декабря 1925 года; Д. 53. Протокол траурного заседания по случаю 3-й годовщины со дня смерти В.И. Ленина от 21 января 1927 г. ; Д. 66. Стенограмма вечера воспоминаний старых партийных работников Выборгского района от 23-го мая 1927-го г.; Д. 67. Стенограмма вечера воспоминаний старых партийных работников Выборгского района от 23-го мая 1927-го г.; Д. 115.

Стенограмма вечера воспоминаний при Ленинградской областной комиссии Истпарт, посвященного 25-летию со дня созыва II съезда РСДРП от 24 июля 1928 г.; Д. 118. Стенограмма вечера воспоминаний при Выборгской районной комиссии Истпарт, посвященного 25-летию со дня созыва II съезда РСДРП от 7 августа 1928 г.

Библиографический список

Corney F. C. Introduction: Anatomy Of A Polemic // Trotsky“s Challenge. The „Literary Discussion‟ of 1924 and the Fight for the Bolshevik Revolution. Leiden, Boston, 2015. Р. 1–86

Corney F. C. Memory and The Making Of Bolshevik Revolution. Ithaca; London, 2004. 301 p.

Halbwachs M. The Collective Memory. New York, 1980, 186 p.

Halfin I. Terror In My Soul: Communist Autobiographies on Trial. Cambridge; London, 2003. 366 р.

Ranciere J. Names of History. On the Poetics of Knowledge. Minneapolis; London, 1994. 144 р.

Ranciere J. Afterword: The Method Of Equality: An Answer To Some Questions // Jacques Ranciere: History, Politics, Aesthetics. Durham; London, 2009. Р. 273–288.

Surh G. 1905 in St. Petersbug: Labor, Society and Revolution. Stanford, California, 1989. 504 р.

Кларк К. Советский роман. История как ритуал. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=2661 (дата обращения: 03.12.2017).

Терещенков Л. Е. Изучение революции 1917 года и гражданской войны в Карело-Мурманском регионе в системе историко-партийных учреждений 1920–1930-х гг.: Автореф. дис. … канд. истор. наук. СПб., 2011. 21 с.

Нарский И. В. Сто лет превращений русской революции // Исторические исследования. 2017. № 6. C. 69–83.

References

Corney, F. C. (2015), Introduction, Trotsky“s Challenge. The ‘Literary Discussion’ of 1924 and the Fight for the Bolshevik Revolution, Brill, Leiden – Boston, Germany – USA, pp. 1-86.

Corney, F. C. (2004). Memory and The Making of Bolshevik Revolution, Cornell University Press, Ithaca – London, USA – UK, 301 p.

Clark, K. (w.d.), Sovetskiy roman. Istoria kak ritual [The Soviet Novel: History As Ritual], available at: http://www.fedy-diary.ru/?p=2661 (accessed 03.12.2017).

Halbwachs, M. (1980), The Collective Memory, Harper & Row, New York, USA, 186 p.

Halfin, I. (2003), Terror in My Soul: Communist Autobiographies on Trial, Harvard University Press, Cambridge – London, USA – UK, 366 р.

Narskiy, I. V. (2017), “Hundred Years of Transformation of the Russian Revolution”, Istoricheskie issledovaniya,

no. 6, pp. 69-83.

Ranciere, J. (1994), Names of History. On the Poetics of Knowledge, University of Minnesota Press, Minneapolis – London, USA – UK, 144 р.

Ranciere, J. (2009), Afterword/The Method Of Equality, Jacques Ranciere: History, Politics, Aesthetics, Duke University Press, Durham – London, USA – UK, рp. 273-288.

Surh, G. (1989), 1905 in St. Petersburg: Labor, Society and Revolution, Stanford University Press, Stanford, California, USA, 504 р.

Tereshenkov, L. E. (2011), Izucheniye revolyutsii 1917 goda i grazhdanskoy voyny v Karelo-Murmanskom regione v sisteme istoriko-partiynykh uchrezhdeniy 1920-1930-kh godov [The research on the 1917 revolution and the Civil War at the Karelian-Finnish region in the system of the 1920-1930s party history institutions], Extended abstract of PhD dissertation, St. Petersburg Institute of History, St. Petersburg, 2011, 24 p.

Загрузки

Опубликован

2019-10-01

Как цитировать

Khudzik, S. Y. (2019). «Научная» история и «воспитательные» примеры: дискуссии об исторической достоверности на «вечерах воспоминаний» Ленинградского Истпарта в середине – конце 1920-х годов. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 42(3), 14–21. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2563