ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫВОЗНОЙ ТОРГОВЛИ ПРИМОРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1902–1913 ГОДАХ: АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2219-3111-2025-2-101-114Ключевые слова:
Транссибирская магистраль, Владивосток, Дальний Восток, таможенная статистика, железнодорожная статистика, Российская империя, МаньчжурияАннотация
Статья посвящена особенностям развития экспортной и транзитной торговли Приморской области Российской империи с 1902 по 1913 г. Основу исследования составляют количественные источники соответствующего периода: материалы отечественной таможенной статистики, а также статистические отчеты Уссурийской и Китайской Восточной (КВЖД) железных дорог по перевозке грузов. Со второй половины XIX в. важнейшую роль в экономической жизни Приморья играла перевозка товаров между побережьем Японского моря и внутренними регионами Северо-Восточного Китая. Поэтапное открытие грузового движения по дальневосточному участку Транссибирской магистрали в 1891–1903 гг. позволило не только интенсифицировать такую торговлю, но и в целом изменить ее характер. КВЖД в короткие сроки позволила наладить массовый вывоз сельскохозяйственной продукции из Маньчжурии на внешние рынки, транзит китайского чая в Сибирь и Европейскую Россию, а также способствовала исключительно быстрому развитию сбыта по тому же направлению местной рыбы. Тем не менее по-прежнему оставался незначительным вывоз товаров из собственно Приморской области в Маньчжурию, а также становилась все более явной тенденция к утрате Владивостоком роли важного пункта снабжения Маньчжурии товарами извне, которую он постепенно уступал порту Дальнему на Ляодунском полуострове. Конкуренция двух портов особенно обострилась в период после окончания Русско-японской войны, когда японская сторона начала предпринимать активные меры по привлечению большего количества грузов на направлении через отошедший ей в 1905 г. Дайрен (бывш. Дальний).Библиографические ссылки
Беляева Н.А. От порто-франко к таможне: очерк региональной истории российского протекцио-низма. Владивосток: Дальнаука, 2003. 212 с. ISBN: 5-8044-0415-6. EDN: QVWXQL.
Березовский А.А. Таможенное обложение и порто-франко в Приамурском крае: опыт всесторон-него исследования. Владивосток, 1907. 88 с.
Бояхчян А.Г. Направления и объемы перевозок грузов по Уссурийской ж.д. в начальный период эксплуатации (в начале XX века) [Электронный ресурс] // Современные исследования социаль-ные. 2014. № 4 (36). С. 1–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-obemy-perevozok-gruzov-po-ussuriyskoy-zh-d-v-nachalnyy-period-ekspluatatsii-v-nachale-hh-veka (дата обращения: 10.11.2023). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-4-3. EDN: SMJGVN.
Давыдов М.А. Всероссийский рынок в конце XIX – начале XX вв. и железнодорожная статистика. СПб.: Алетейя, 2010. 828 с. ISBN: 978-5-91419-056-6. EDN: PTZSBV.
Даттан А.В. Исторический очерк развития Приамурской торговли. М.: Тип. Т.И. Гаген, 1897. 192 с.
Зюзин К.А., Валетов Т.Я. Роль Транссибирской магистрали в снабжении Дальнего Востока в 1903–1913 гг.: сопоставительный анализ внешнеторговой и транспортной статистики [Электронный ресурс] // Историческая информатика. 2022. № 4. С. 1–35. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39097 (дата обращения: 01.10.2023). DOI: 10.7256/
-7797.2022.4.39097. EDN: EBBFWX.
Ивашкевич В.А. Маньчжурский лес. Описание восточной лесной концессии Китайской Восточ-ной железной дороги и план хозяйства на нее. Харбин, 1915. 514 с.
Поггенполь М.Ю. Очерки возникновения Добровольного Флота за время XXV-летнего его суще-ствования. СПб.: Тип. А. Бенке, 1903. 284 с.
Розанов Н.Г. Справочная книга по рыбопромышленности Дальнего Востока. [Б.м.]: Изд. Николаевского-на-Амуре коммерческого агентства, 1914. 142 с.
Слюнин Н.В. Современное положение нашего Дальнего Востока. СПб., 1908. 308 с.
Судзуки А. Японо-российские и японо-советские отношения в области рыболовства в период до Второй мировой войны [Электронный ресурс] // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. 2001. URL: http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/ist-2.htm (дата обраще-ния: 02.02.2023).
Хамзин И.Р. Система морского транзита русско-китайской торговли в 80‒90-е годы XIX века // Вестник Перм. ун-та. 2022. № 2. С. 154–165. DOI: 10.17072/2219-3111-2022-2-154-165. EDN: THOCMU.
References
Belyaeva, N. A. (2003). Ot porto-franko k tamozhne: ocherk regional'noy istorii rossiyskogo protektsionizma [From porto-franco to customs: An essay on the regional history of Russian protectionism]. Vladivostok.
Berezovsky, A. A. (1907). Tamozhennoe oblozhenie i porto-franko v Priamurskom krae: Opyt vsestoronnego issledovaniya [Customs taxation and free port in the Amur region: Experience of a comprehensive study]. Vladivostok.
Boyahchyan, A. G. (2014). Directions and volumes of cargo transportation on the Ussuriysk railway in the initial period of operation (at the beginning of the 20th century). Sovremennye issledovaniya sotsial'nye problemy, 4(36), 1–24.
Dattan, A. V. (1897). Istoricheskiy ocherk razvitiya Priamurskoy torgovli [Historical sketch of the development of the Amur trade]. Moscow.
Davydov, M. A. Vserossiyskiy rynok v kontse XIX – nachale XX vv. i zheleznodorozhnaya statistika [All-Russian market at the end of the 19th – beginning of the 20th centuries and railway statistics]. St. Petersburg.
Hamzin, I. R. (2022). Sistema morskogo tranzita Russko-Kitayskoy torgovli v 80-90-e gody XIX veka [The maritime transit system of Russian-Chinese trade in the 80-90s of the 19th century]. Perm University Herald. History, 2, 154–165.
Ivashkevich, V. A. (1915). Man'chzhurskiy les. Opisanie vostochnoy lesnoy kontsessii Kitayskoy Vostochnoy zheleznoy dorogi i plan khozyaystva na nee [Manchurian forest: Description of the eastern forest concession of the Chinese Eastern Railway and its management plan]. Harbin.
Poggenpol', M. Yu. (1903). Ocherki vozniknoveniya Dobrovol'nogo Flota za vremya XXV-letnego ego sushchestvovaniya [Essays on the emergence of the Voluntary Fleet during its 25-year existence]. St. Petersburg.
Rozanov, N. G. (1914). Spravochnaya kniga po rybopromyshlennosti Dal'nego Vostoka [Reference book on the fishing industry of the Far East]. Nikolaevsk-na-Amure: Kommercheskoe agentstvo.
Slyunin, N. V. (1908). Sovremennoe polozhenie nashego Dal'nego Vostoka [The current situation in our Far East]. St. Petersburg.
Sudzuki, A. (2001). Japanese-Russian and Japanese-Soviet relations in the field of fisheries before the Second World War. Voprosy istorii rybnoy promyshlennosti Kamchatki. http://www.npacific.ru/np/library/
publikacii/questhist/ist-2.htm
Zyuzin, K. A., & Valetov, T. Ya. (2022). The role of the Trans-Siberian Railway in supplying the Far East in 1903–1913: A comparative analysis of foreign trade and transport statistics. Istoricheskaya informatika, 4, 1–35. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39097