Объективные основания морального поступка и имперсональная вина
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-4-22-27Ключевые слова:
моральный субъект, нравственная оценка, произвольное и непроизвольное, сознательный выбор, имперсональная вина, моральная и метафизическая вина, натурализм СпинозыАннотация
Традиционная мораль говорит о моральной ответственности человека как суверенного субъекта собственных решений, обладающего способностью совершать какие-либо действия или отказываться от них. Ответственность за совершенное деяние связана с представлением о субъективной вине. В то же время архаическая и даже классическая традиция в истории европейской культуры позволяют говорить о вине человека без его субъективной виновности, т.е. о его имперсональной вине. Автор предлагает различать метафизическую и моральную вину. В этом контексте в этическом учении Спинозы делается попытка соединить естественную детерминацию человеческого поведения с идеей моральной ответственности. Спиноза рассматривает любое выражение природной активности, включая человеческие действия, в соответствии с канонами натуралистического подхода. Добродетель и порок являются частью самой природы человека как единого модуса субстанции. В этом смысле никто не может превзойти свою собственную природу.Библиографические ссылки
Аристотель. Сочинения: в 4т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 831 с.
СпинозаБ. Сочинения: в 2т. СПб.: Наука, 1999. Т.2. 632с.
СтоляровА.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания (Очерки истории: от Гомера до Лютера). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999. 208с.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. и пер. А.В. Лебедева. М.: Наука, 1989. 576с. [Серия «Памятники философской мысли»].
Cornford F.M.PrincipiumSapientiae. The Origins of Greek Philosophical Thought. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1952. 279 р.
Kahn Ch.H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N.Y.: Columbia University Press, 1960.286р.
Kirk G.S., Raven J.E. The Presocratic Philosophers. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1983. 511 р.
Vlastos G., Graham D.W. Studies in Greek Philosophy. Vol. I: The Presocratics. Princeton University Press, 1996. 392
REFERENCES
Works:in 4 vol.]. Moscow, Mysl Publ., 1984, , 831 p. (In Russian).
Lebedev A.V. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch. I. Ot epicheskikh teokosmogoniy do vozniknoveniya atomistiki [Fragments of the early Greek philosophers. Part 1: From the epic teokosmogony before the atomic theory] Pamyatniki filosofskoy mysli] Moscow, Nauka Publ., 1989, 576 p. [Monuments of Philosophical Thought]. (In Russian).
Spinoza B. Sochineniya: v 2 t. [Win 2 vol. ] Saint Petersburg, Nauka Publ., 1999, 632 p. (In Russian).
Stolyarov A.A. Svoboda voli kak problema evropeyskogo moralnogo soznaniya. Ocherki istorii: ot Gomera do Lyutera [Freedom of the Will as a Problem of European Moral Concsiousness (Some Essays on History from Homer to Luther)]. Moscow, Greko-latinskiy kabinet Yu.A. Shichalina Publ., 1999, 208 p. (In Russian).
Cornford F.M. Principium Sapientiae. The Origins of Greek Philosophical Thought. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1952. 279 р.
Kahn Ch.H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N.Y.: Columbia University Press, 1960.286р.
Kirk G.S., Raven J.E. The Presocratic Philosophers. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1983. 511 р.
Vlastos G., Graham D.W. Studies in Greek Philosophy. Vol. I: The Presocratics. Princeton University Press, 1996. 392
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.