Диагностика рефлексивных умений на метакогнитивном уровне рефлексивной компетентности
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-3-97-108Ключевые слова:
рефлексия, рефлексивный опыт, рефлексивная компетентность, рефлексивные умения, метакогниция, метакогнитивные уменияАннотация
Система метакогнитивных умений — важный компонент индивидуальной рефлексивной компетентности, которая регулирует интеллектуальную активность субъекта в процессе решения сложных проблем. Цель исследования — разработать психодиагностическую методику, которая определяет уровень развития метакогнитивных умений субъекта. Предложена методика для диагностики таких рефлексивных умений: 1)формировать и анализировать модель проблемы; 2)контролировать собственное эмоциональное состояние; 3)адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности и ограничения; 4)планировать процесс решения проблемы; 5)организовывать процесс решения проблемы, сознательно управлять его ходом; 6)формировать ориентиры в процессе поиска решения, соотносить с ними полученные результаты; 7)прогнозировать возможные ошибки и трудности. Использованные процедуры проверки показали достаточно высокую надежность-согласованность и надежность-устойчивость результатов. Проведена проверка критериальной валидности по внешним критериям: возраст, пол и показатель успеваемости обучения в вузе, получены значимые в группах различия по данным критериям. Так, установлено, что с возрастом повышается уровень развития метакогнитивных умений формировать и анализировать модель проблемы, контролировать собственное эмоциональное состояние, формировать ориентиры в процессе поиска решения для сравнения полученных результатов. Исследование позволило уточнить классификацию рефлексивных умений личности путем выделения трех уровней организации рефлексивной компетентности: когнитивного, метакогнитивного и личностного. Система метакогнитивных умений включает те из них, которые обеспечивают сознательный контроль над интеллектуальной активностью субъекта.Библиографические ссылки
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. 424 с.
Левагина О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 394–397.
Муштавинская И.В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. I. С. 146–151.
Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 207–226.
Росина Н.Л. Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9694#1 (дата обращения: 24.04.2015).
Hacker D.J., Dunlosky J., Graesser A.C. Metacognition: Definitions and empirical foundations // Metacognition in Educational Theory and Practice. С
Hartman H.J. Teaching metacognitively // Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2001. P. 149–169.
REFERENCES
Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mehanizmov deyatelnosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moscow: Institute of psychology of Russian Acadey of Sciences Publ., 2004, 424 р. (In Russian).
Levagina O.B. [The formation of reflection in the learning process: a behavioral aspect]. Molodoj uchenyj [The young scientist]. 2013, № 7, pp. 394–
Mushtavinskaya I.V. [Use of reflexive technologies in the development of students’ ability to self-education as a pedagogical problem]. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii (Chelyabinsk, October 2011) [Pedagogics: traditions and innovations: Proceedings of the international scientific conference (Chelyabinsk, October 2011)]. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa Publ., 2011, vol. 1, pp. 146–151. (In Russian).
Romek V.G. [Self-confidence as a social and psychological characteristics of personality]. Sotsialnaya psihologiya lichnosti v voprosah i otvetah: Uchebnoe hosobie [Social psychology of personality in questions and answers: Study guide]. Moscow: Gardariki Publ., 1999, pp.207–
Rosina N.L. Usloviya i sredstva razvitiya sposobnosti k refleksii pri podgotovke k professionalnoy deyatelnosti [Conditions and means of development of the ability to reflection during preparation for professional activity]. Available at: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9694#1 (Accessed 24.04.2015). (In Russian).
Dunlosky J., Graesser A.C. Metacognition: Definitions and empirical foundations // Metacognition in Educational Theory and Practice. С
Hartman H.J. Teaching metacognitively // Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2001. P. 149–169.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.