Тьюторство в культуре: новые образовательные практики Пермского культурного проекта

Социология

Авторы

  • Оксана Валерьевна Игнатьева Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Олег Владиславович Лысенко Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Ирина Юрьевна Черникова Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-81-90

Ключевые слова:

Пермский культурный проект, культурная политика, тьюторство, открытое образование

Аннотация

В статье рассматривается одно из важных направлений Пермского культурного проекта, а именно проект открытого образования. Изначально в философском дискурсе открытое образование понималось как образование, соответствующее принципам открытого общества. Споявлением Интернета открытое образование стали связывать с принципом доступности информации и образовательных ресурсов. Но в ходе развития Пермского культурного проекта появился новый смысл открытого образования, когда вся городская среда, насыщенная событиями, новыми, альтернативными институциями и коммуникативными площадками, стала пониматься как ресурс открытого образования. Тогда же в ходе обсуждений родилось новое направление тьюторского сопровождения — тьюторство в сфере культуры. Последнее следует рассматривать как альтернативный вариант традиционных форм образовательной деятельности, более подходящий для социализации и профессиональной ориентации старшеклассника. Идея тьюторства ближе к концепции культурной демократии, так как тьютор знакомит не с высокими образцами культуры, а с ресурсами достижения целей, сформулированных самим учеником. Для тьюторского сопровождения нет «высоких» и «низких» жанров, но есть культурные ресурсы. Тьютор помогает учащемуся сделать собственный выбор между ними, найти подходящий ресурс для каждого конкретного человека. Кроме того, тьютор мотивирует ученика не на потребление культуры, а на активное участие в творческих практиках. Поэтому культура здесь понимается уже не как закрытый перечень сфер деятельности (искусство, наука, литература), но как широкое поле деятельности по выработке смыслов и личных моделей поведения. Таким образом, тьюторское понимание открытого образования предполагает расширение образовательного пространства до масштабов социального мира, превращение города в среду, способную образовывать и воспитывать.

Биографии авторов

Оксана Валерьевна Игнатьева , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат исторических наук, доцент,заведующая кафедрой культурологии

Олег Владиславович Лысенко, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат социологических наук,доцент кафедры культурологии

Ирина Юрьевна Черникова , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

кандидат педагогических наук, доцент,директор Института непрерывного образования

Библиографические ссылки

Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года: лекция. URL: http://polit.ru/lectures/2011/05/06/

bauman.html (дата обращения: 01.07.2016).

Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс–Традиция, 2000. 383 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 354 с.

Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике // Эмиссия. Письма Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электрон. науч. журн. 2012. № 3. URL: http://www.emissia.org/ offline/2012/1752.htm (дата обращения: 01.07.2016).

Гросжан Э. Культурная демократия: способы и средства // Экология культуры: информационный бюллетень / гл. ред. Л. Востряков; Комитет по культуре администрации Архангельской области. Архангельск: Ин-т экол. проблем Севера УрО РАН. 1997. С. 72–83.

Игнатьева О.В. Образование как новая культурная практика // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 43–48.

Игнатьева О.В., Лысенко О.В., Черникова И.Ю. Тьюторское сопровождение как фактор социализации одаренных детей. Пермь: Пушка, 2015. 134 с.

Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. M.: Просвещение, 2006. 160с. URL: http://www.eusi.ru/lib/illic_osvobogdenie/index.php (дата обращения: 01.07.2016).

Кейптаунская декларация открытого образования: Открывая будущее открытым образовательным ресурсам. URL: http://www.capetowndeclaration.org/translations/russian-translation (дата обращения: 01.07.2016).

Лэйн Э. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования. ИИТОЮНЕСКО, 2010. URL: http://iite.unesco.org/fi les/policy_briefs/pdf/en/global_trends.pdf (датаобращения: 01.07.2016).

Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика–XXI, 2006. 399 с.

Лысенко О.В. Последствия Пермского культурного проекта (по материалам социологических исследований). Статья первая // Неприкосновенный запас. 2016. № 1. URL: http://www.nlobooks.ru/node/6957#sthash.Tf7FQPgz.dpuf (дата обращения: 01.07.2016).

Лысенко О.В. Патриоты и прогрессоры: конфликт как способ конструирования локальных дискурсов // Лабиринт. 2015. № 1. С. 91–119.

Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / ЮНЕСКО, 1996. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 01.07.2016).

Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.

Пермский проект. Концепция пермской культурной политики. Пермь, 2010. 58 с.

Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М.: Феникс: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.

Программа общественного фестиваля «Мосты – 2016». Пермь, 2016. URL: http://mosty-fest.ru/wp-content/uploads/2016/05/0002.jpg (дата обращения: 01.07.2016).

Пэнто Л. Личный опыт и научное требование объективности / Шампань П., Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. М.: Ин-т экспериментальной социологии, 1996. 240 с.

Робинсон К. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии / Кен Робинсон при участии Лу Ароники; пер. с англ. В. Кукушкиной. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 304 с.

Робинсон К. Новый взгляд на систему образования. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1G3Kyu_UbjQ (дата обращения: 01.07.2016).

Стерлинг Б. Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке? Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 264 с.

Театр, кино, музей — для новой школы: матер. Всерос. метод.семинара «Театр, кино, музей — для новой школы» (г. Пермь, 26–27 октября 2011 г.) / отв. ред. О.В. Игнатьева / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. 172 с.

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2007. 355 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождениетюрьмы. М.: Ad Marginem, 2015. 416 с.

Atkins D.E., Seely Brown J., Hammond A.L. A Review of the Open Educational Resources (OER) Movement: Achievements, Challenges, and New Opportunities. A Report to The William and Flora Hewlett Foundation. 2007. URL: http://www.oerderves.org/wp-content/uploads/2007/03/a-review-of-the-open-educational-resources-oer-movement_final.pdf (accessed: 01.07.2016).

Bourdieu P., Saint Martin M. Les categories de l'emendement professoral // Actes de la recherché en sciences sociales.

Marcuse H. Intervju // Knjizevne novine. Belgrаd, 1968. № 336. S. 8–9.

References

Bauman Z. Tekuchaya modernost: vzglyad iz 2011 goda: lektsiya [The fluid modernity: a view from 2011: lecture]. Available at: http://polit.ru/lectures/ 2011/05/06/bauman.html (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Beck U. Obschestvo riska: Na puti k drugomu modernu [Risk society. Towards a new modernity]. Moscow, Progress–Traditsiya Publ., 2000, 383 p. (In Russian).

Berger P., Luckmann T. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti [The social construction of reality]. Moscow, Medium Publ., 1995, 323 p. (In Russian).

Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa [The theory of the leisure class]. Moscow, Progress Publ., 1984. 354 p. (In Russian).

Galaktionova T.G., Kazakova E. I. [The «open education» concepts reflection in pedagogical theory and practice]. Emissiya. Pis'ma offlain [The Emissia. Offline Letters]. 2012, № 3. Available at: http://www.emissia.org/ offline/2012/1752.htm (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Groszhan E. [Cultural democracy: the ways and means]. Ekologiya kultury: informatsionnyy byulleten [Culture ecology: information bulletin]. Arkhangelsk, 1997, pp. 72–83. (In Russian).

Ignat'eva O.V. [Education as new culture practice]. Permskiy pedagogicheskiy zhurnal [Perm pedagogic journal]. 2014, № 6, pp. 43–48. (In Russian).

Ignateva O.V., Lysenko O.V., Chernikova I.Yu. Tyutorskoe soprovozhdenie kak faktor sotsializatsii odarennykh detey [Tutor support as a factor of socialization of gifted children] Perm, Pushka Publ., 2015, 134 p. (In Russian).

Illich I. Osvobozhdenie ot shkol. Proportsionalnost i sovremennyy mir [Deschooling society. Proportionality and the Modern World]. Moscow, Prosveschenie, 2006, 160 p. Available at: http://www.eusi.ru/lib/illic_ osvobogdenie/index.php (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Keyptaunskaya deklaratsiya otkrytogo obrazovaniya: Otkryvaya buduschee otkrytym obrazovatelnym resursam [The Cape Town Open Education Declaration: Opening the future open educational resources]. Available at: http://www.capetowndeclaration.org/ translations/russian-translation (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Leyn E. [Global trends in the development and use of open educational resources and their role in education reform]. IITO YuNESKO, 2010. Available at: http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/en/global_ trends.pdf (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Lendri Ch. Kreativnyy gorod [Creative city]. Moscow, Klassika–XXI Publ., 2006, 399 p. (In Russian).

Lysenko O.V. [The Effects of the Perm cultural project (on materials of sociological research). Article first]. Neprikosnovennyy zapas [Reserve stock]. 2016. № 1. Available at: http://www.nlobooks.ru/node/ 6957#sthash. Tf7FQPgz.dpuf (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Lysenko O.V. [Patriots and progressors: conflict as a way of constructing local discourses] Labirint [Labyrinth]. 2015, № 1, pp. 91–119. (In Russian).

Obrazovanie: sokrytoe sokrovische. Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka [Learning: The Treasure Within. The main provisions of the Report of the International Commission on education for the twentyfirst century]. YuNESKO, 1996. Available at: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Ogurtsov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek [Images of education. Western philosophy of education] Saint Petersburg, RKhGI Publ., 2004, 520 p.(In Russian).

Permskiy proekt. Kontseptsiya permskoy kulturnoy politiki [The Perm project. The concept of cultural policy of Perm region] Perm, 2010, 58 p. (In Russian).

Popper K. Otkrytoe obschestvo i ego vragi [The open society and its enemies]. Moscow, Feniks Publ., Mezhdunarodnyy fond «Kulturnaya initsiativa» Publ., 1992, 528 p. (In Russian).

Programma obschestvennogo festivalya «Mosty – 2016» [The program of the public festival «Mosty – 2016»] Perm, 2016. Available at: http://mostyfest.ru/wp-content/uploads/2016/05/0002.jpg (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Pento L. [Personal experience and the scientific requirement of objectivity]. Shampan P., Lenuar R., Merle D., Pento L. Nachala prakticheskoy sotsiologii [Beginnings of practical sociology]. Moscow, Institut eksperimentalnoy sotsiologii Publ., 1996, 240 p. (In Russian).

Robinson K. Prizvanie. Kak nayti to, dlya chego vy sozdany, i zhit v svoey stikhii [The Element: How Finding Your Passion Changes Everything]. Moscow, Mann Publ., Ivanov i Ferber Publ., 2010, 304 p. (In Russian).

Robinson K. Novyy vzglyad na sistemu obrazovaniya [A new look at the education system]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=1G3Kyu_UbjQ (accessed 01.07.2016). (In Russian).

Sterling B. Buduschee uzhe nachalos: Chto zhdet kazhdogo iz nas v XXI veke? [Tomorrow Now: Envisioning the next fifty years]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2005, 264 p. (In Russian).

Teatr, kino, muzey — dlya novoy shkoly. Materialy Vserossiyskogo metodicheskogo seminara «Teatr, kino, muzey — dlya novoy shkoly» (g. Perm, 26 – 27 oktyabrya 2011 g.) [Theatre, cinema, museum — for new school: Proceedings of All-Russia methodical workshop «Theatre, cinema, museum — for new school»]. Perm, Perm State Pedagogical University Publ., 2011, 172 p. (In Russian).

Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut buduschee [Creative class: people that change the future]. Moscow, Klassika XXI Publ., 2007, 355 p. (In Russian).

Fuko M. Nadzirat i nakazyvat. Rozhdenie tyurmy [Discipline and Punish: The Birth of the Prison] Moscow, Ad Marginem Publ., 2015, 416 p. (In Russian).

Atkins D.E., Seely Brown J., Hammond A.L. A Review of the Open Educational Resources (OER) Movement: Achievements, Challenges, and New Opportunities. A Report to The William and Flora Hewlett Foundation. 2007. P. 4. Available at: http://www.oerderves.org/wp-content/uploads/ 2007/03/a-review-of-the-open-educational-resourcesoer-movement_final.pdf (accessed 01.07.2016). (In English).

Bourdieu P., Saint Martin M. Les categories de l'emendement professoral. Actes de la recherché en sciences sociales. 1975, № 3, pp. 68–93. (In French).

Marcuse H. Intervju. Knjizevne novine. Belgrаd, 1968. № 336, S. 8–9. (In Serbian).

Опубликован

30-12-2016

Выпуск

Раздел

Статьи