Феноменология социального образа: понятие, уровни, структура

Философия

Авторы

  • Дмитрий Николаевич Попов Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 150000, Ярославль, ул. Советская, 14

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-36-46

Ключевые слова:

образ, социальный образ, феноменология, уровни феноменологической редукции, интерсубъективные структуры, жизненный мир

Аннотация

Цель данной статьи — раскрытие содержания понятия «социальный образ» в контексте последних исследований социально-конструктивистских и феноменологических направлений. Автор оценивает характер влияния социальных образов на общество. Исследования «расстраивания интенций» социального образа показывают, что феномен «мифа» является частным случаем искажения социального образа. Выявляется радикальное отличие мифогенеза и смыслогенеза социального образа, в основании которого находится уровень «чистого сознания» Э.Гуссерля. С помощью оценки уровня очевидности становится возможным развенчания мифа, несмотря на общую онтологическую структуру дискурса социального образа и восстановление глубинного интенционального уровня образа («чистое сознание»). На основе этого дается авторское определение социального образа как образа, передаваемого в интерсубъективном взаимодействии разного уровня сознания и имеющего императивный и мотивирующий характер за счет онтологической структуры и способности передавать ощущение очевидности. В соответствии с уровнями восприятия и феноменологической редукции выделяется структура социального образа и оценивается характер влияния на общество каждого из них. Результаты данного исследования применимы в области социального конструирования, в частности, в оценке социальных проблем и образовательных систем. Автор приходит к необходимости реализации концепции «жизненного мира» Э.Гуссерля как общества, в интерсубъективных структурах которого находится уровень «одинокой душевной жизни». Эта необходимость обосновывается негативными последствиями мифологизации общества и неизбежными социальными проблемами как следствия понижения уровня интерсубъективных структур. Возможность реализации «жизненного мира» автор видит в преобразовании образовательной системы.

Биография автора

Дмитрий Николаевич Попов, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 150000, Ярославль, ул. Советская, 14

аспирант кафедры философии

Библиографические ссылки

Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Прогресс: Универс, 1994. С. 72–130.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. 623 с.

Гарфинкель Г. Исследование по этнометодологии. СПб., 2007. 335 с.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: СПбУ МВД России, 2004. 368 с.

Гуссерль Э. Логические исследования. М.: Гнозис: Дом интеллектуальной книги, 2001. Т. II. 400 с.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 255 с.

Луман Н. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновского. М: Логос, 2004. 232 с.

Осаченко Ю.С. Сущность мифа как философская проблема. 2. Миф как конфигурация опыта сознания — возможности экзистенциально-феноменологической тематизации // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308, № 4. С. 200–204.

Осаченко Ю.С. Структура мифического: констелляция как конфигурация опыта сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 2(26). С. 41–48

Пигров К.С. Созидающее слово, или Цивилизация как констелляция смыслов // Цивилизация: вызовы современности. СПб., 2009. С. 244–259. URL: http://philosophy.spbu.ru/library/7682/7704 (дата обращения: 10.12.2014).

Попов Д.Н. Разработка модели обработки сигнала на основе теории восприятия человека // Путь в науку: сб. тезисов Междунар. студ. науч. конф. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 68–69.

Сильнова Е.И. Социальный образ России в исторической динамике: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Саратов, 2013. 44 с. URL: http://www.philhist.spbu.ru/index.php/dissertatsii/224-silnova-elena-ivanovna-sotsialnyj-obraz-rossii-v-istoricheskoj-dinamike (дата обращения: 15.11.2014).

Сокол В.Б. Сознание против мышления: феноменологическое исследование. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. 440 с.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003. 416 с.

Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

Шмерлина И.А. Социальность и проблема смысла: к выработке междисциплинарного понятия // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3. С. 137–151.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. 1056 с.

Шюц А., Левит С.Я. Мир светящийся со смыслом. М.: Росспен, 2004. 263 c.

Boubdieu Р. Social apace and symbelic power // P. Bourdieu in other words: Essays towards a Reflexive sociology. Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1990. P. 123–139.

REFERENCES

Bart R. [Myth Today]Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works: semiotics. poetics]. Moscow, Progress, Univers Publ., 1994, pp. 72–130. (In Russian).

Berger P.L., Luckmann T. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti. Traktat po sotsiologii znaniya. [The social construction of reality. A treatise on sociology of knowledge]. Moscow, Medium Publ., 1995, 323 p. (In Russian).

Frolov I.T. Vvedenie v filosofiyu: Ucheb. posobie dlya vuzov [Introduction to philosophy: textbook. Manual for university]. Moscow, Respublika Publ., 2003, 623 p. (In Russian).

Garfinkel H. Issledovanie po etnometodologii [Studies in ethnomethodology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 335 p. (In Russian).

Husserl E. Krizis evropeyskikh nauk i transtsendentalnaya fenomenologiya [Crisis of European sciences and transcendental phenomenology]. St. Petersburg, SPbU MVD Rossii Publ., 2004, 368 p. (In Russian).

Husserl E. Logicheskie issledovaniya. [Logical investigations]. Moscow: Gnozis Publ., 2001, vol. 2, 400 p. (In Russian).

Il’in I.P. Postmodernizm ot istokov do kontsa stoletiya: Evolyutsiya nauchnogo mifa [Postmodernism from its origins to the end of the century: the evolution of a scientific myth]. Moscow: Intrada Publ., 1998, 255 p. (In Russian).

Luman N. Obschestvo kak sotsialnaya sistema [Society as a social system]. Moscow, Logos Publ., 2004, 232 p. (In Russian).

Osachenko Yu.S. [The essence of the myth as a philosophical problem. 2. The myth of the configuration of the consciousness experience — the possibility of existential-phenomenological theming]. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta [Tomsk Polytechnic University Tidings], 2005, vol. 308, no. 4, pp. 200–204. (In Russian).

Osachenko Yu.S. [The structure of the mythical: the configuration of a constellation of conscious experience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy: Sociology. Political Science], 2014, no. 2, vol. 26, pp. 41–48. (In Russian).

Pigrov K.S. [The Creative Word, or Civilization as a Constellation of Meanings]. Tsivilizatsiya: vyzovy sovremennosti [Civilization: the challenges of our time]. St. Petersburg, 2009, pp. 244–259. Available at:http://philosophy.spbu.ru/library/7682/7704 (accessed 10.12.2014). (In Russian).

Popov D.N. [Developing a model signal processing based on the theory of the human perception]. Put v nauku: Sbornik tezisov mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii [The path to science: Abstracts of the International student conference]. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2012, pp. 68–69. (In Russian).

Sil’nova E. I. Sotsialnyy obraz Rossii v istoricheskoy dinamike: avtoref. dis.… dok. filos. nauk [Social image of Russia in the historical dynamics. Abstract… doc. of philos.]. Saratov, 2013, 44 p. Available at: http://www.philhist.spbu.ru/index.php/dissertatsii/224-silnova-elena-ivanovna-sotsialnyj-obraz-rossii-v-istoricheskoj-dinamike (accessed 15.11.2014). (In Russian).

Sokol V.B. Soznanie protiv myshleniya: fenomenologicheskoe issledovanie [Consciousness Versus thinking: a phenomenological study]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2013, 440 p. (In Russian).

Habermas J. Filosofskiy diskurs o moderne [Philosophical discourse of modernity]. Moscow, Ves’ Mir Publ., 2003, 416 p. (In Russian).

Scheler M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Gnozis Publ., 1994, 490 p. (In Russian).

Shmerlina I.A. [Social and problem of meaning: to develop of interdisciplinary concept]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and philosophy of science]. 2009, № 3, pp. 137–151. (In Russian).

Schutz A. Izbrannoe: Mir, svetyaschiysya smyslom [Selected: world, glowing sense]. Moscow, 2004, 1056 p. (In Russian).

Schutz A., Levit S.Ya. Mir svetyaschiysya so smyslom [World, glowing sense]. Moscow, Rosspen Publ., 2004, 263 p. (In Russian).

Boubdieu Р. Social apace and symbelic power. P. Bourdieu in other words: Essays towards a Reflexive sociology. Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1990, pp. 123–139. (In English).

Опубликован

30-09-2016

Выпуск

Раздел

Статьи