Горожане как субъект формирования имиджа города
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-160-166Ключевые слова:
город, имидж города, формирование имиджа города, горожане, городское сообществоАннотация
В статье дан анализ общности горожан как субъекта формирования имиджа города. Рассмотрен вопрос социологической концептуализации понятия «имидж города», под которым понимается вид социальной практики, представляющей систему социальных действий и взаимодействий индивидов и групп, имеющей как направленный контролируемый, так и стихийный неконтролируемый характер, определяющий образ города и мнение о нем как совокупности различного рода его характеристик: визуальных, социолингвистических, оценочных. Рассматриваются два основных пути формирования имиджа: «сверху» и «снизу». В первом случае субъект формирования — административные органы управления, а во втором — горожане. Горожане как социальная общность одновременно выступают и как потребители, и как производители имиджа города. В статье приводятся данные социологического опроса жителей Екатеринбурга: выборка — 385 горожан, вид отбора — квотный. Результаты опроса показывают, что горожане в большей степени видят городские власти в качестве субъекта имиджформирующей деятельности. Имидж города как системное интегративное образование стихийно формируется в процессе социальных действий и взаимодействий горожан: более половины опрошенных указывают на тот факт, что и сами жители оказывают влияние на имидж Екатеринбурга. Участие жителей города как социальной общности в формировании имиджа может иметь целенаправленный характер, которое выходит за пределы повседневных взаимодействий. В таком случае жители города должны представлять собой сплоченное городское сообщество. В Екатеринбурге в настоящий момент можно говорить лишь о формировании такового. Так, почти половина опрошенных отмечают, что в городе есть активисты, но к их числу себя относит лишь каждый пятый. Анализ сообществ в социальных сетях показал положительную динамику: организуется все больше групп в помощь городу, решению его проблем.Библиографические ссылки
Абышева Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социально-управленческий аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород, 2005. 24 с.
Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж как конкурентный ресурс региона // Регион: экономика и социология. 2006. № 4. С. 72–84.
Вебер М. Город. Избранное. Образ общества: пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с.
Глазычев В.Л. Слободизация страны Гардарики. URL: http://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm (дата обращения: 25.04.2014).
Заславская Т.И.О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию?.. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М.: МВШСЭН, 2001. 416 с.
Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в С.-Петербурге, 2005. 376 с.
Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 c.
Мозолин А.В. Методика анализа имиджа и его положение в информационном пространстве. Екатеринбург, 2004. 44 с.
Мещеряков Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. 2009. № 2(30). С. 26–33.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 2-е изд., стереотп. М.: Омега-Л, 2008. 266 с.
Парк Р. Города как социологическая лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3. С. 3–12.
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002. 223 c.
References
Abysheva Yu.Yu. Problema formirovaniya imidzha goroda: sotsialno-upravlencheskiy aspect: aftoref. diss. kand. sotsiol. nauk [The problem of city image forming: a socio-administrative aspect: an abstract of thesis Prepared by candidate of sociological science]. Nizhni Novgorod, 2005, 24 p. (In Russian).
Vazhenina I., Vazhenin S. [Image as a competitive resource of region]. Region: Ekonomika i Sotsiologya [The Region: economics and sociology]. 2006, no 4, pp. 72–84. (In Russian).
Weber M. [A city]. Izbrannoe. Obraz obschestva [Selected Works. The image of the society]. Moscow, Yurist Publ., 1994, 704 p. (In Russian).
Glazychev V. Slobodizatsiya strany Gardarici [Becoming a village of Gardarika country]. Available at: http://www.glazychev.ru/books/ slobodizatsia.htm (accessed 12.12.2015). (In Russian).
Zaslavskaya T. [About a subject-activity aspect of the transformation process]. Kto I kuda stremitsya vesti Rossiyu?.. Aktory makro-, mezo- I mikrourovney sovremennogo transformatsionnogo protsessa [Who and where are going to conduct Russia?.. The macro-, meso- and micro-level actors of the modern transformation process]. Moscow, MVSHSEN Publ., 2001, 416 p. (In Russian).
Cotler Ph., Asplund Ch., Rein I., Haider D. Marketing mest. Privlechenie investiciy, predpriyatiy, zhiteley i turistov v goroda, komunny, regiony i strany Evropy [Marketing paces Europe. How to attract investments, industries, residents and visitors to cities, communities, regions and nations in Europe]. Saint Petersburg, Stockholm School of Economics in Saint Petersburg Publ., 2005, 376 p. (In Russian).
Lynch K. Obraz goroda [The Image of the city]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1982, 328 p. (In Russian).
Mozolin A. Metodika analiza imidzha i ego polozhenie v informatsionnom prostranstve [The methods of analysis of the image of the city and its position at information space]. Ekaterinburg, AMB Publ., 2004, 44 p. (In Russian).
Mesgheryakov T. [The city image as a strategic factor of effective place marketing]. Problemy sovremennoy ekonomiki [The Problems of modern economics]. 2009, no 2(30), pp. 26–33. (In Russian).
Panasyuk A. Formirovanie imidzha: strategiya, psihotehnologii, psihotehniki [Image Forming: strategy, psychotechnologies, psychotechnics]. Moscow, Omega-L Publ., 2008, 266 p. (In Russian).
Park R. Goroda kak sotsiologicheskaya laboratoriya [The city as a social laboratory]. Sosiologicheskoe obozrenie [Sociological review], 2002, vol. 2, no 3, pp. 3–12. (In Russian).
Perelygina E. Psikhologiya imidzha [Psychology of image]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2002, 223 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.