Кризис картезианской парадигмы субъекта как «эпистемный сдвиг»
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-32-38Ключевые слова:
картезианская парадигма субъекта, субъект, эпистема, постструктурализм, постмодернАннотация
Статья посвящена анализу картезианской парадигмы субъекта и ее критическому переосмыслению в обществе постмодерна. Методологически исследование представляет собой интеграцию двух направлений — классической философии рационализма и структурализма, причем рассмотрены не только фундаментальные труды представителей этих направлений, но и работы их методологических последователей. Научное исследование человеческой природы и идентичности, субъекта и субъективности начинается в рамках классической философии рационализма. Со структурализма начинается исследование механизмов функционирование субъекта и социального, которое логически продолжается в постструктурализме. Кроме того, в основе постструктурализма содержится методологическая дифференциация премодерна, модерна и постмодерна, которая очень важна для исследования. В работе обозначены основные положения картезианской субъективности, ставшие основанием для последующей критики в философии XX в. Сделан вывод о том, что гносеологическая трансформация субъекта в постструктуралистской методологии приводит к «эпистемному сдвигу» и выделению трех форм субъекта: ренессансной эпистемы, классической и современной, представляющих премодерн, модерн и постмодерн. Постепенная девальвация субъекта, которую можно проследить в эпистемах, приводит к кризису идентичности, отчуждению человека от собственного «Я» и тому, что может быть названо смертью субъекта.Библиографические ссылки
Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. 4-е изд. М.: Добросвет: Изд-во КДУ, 2011. 392 с.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета. СПб.: Наука, 1992. 444 с.
Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 c.
Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. Т. 2 / сост., ред. и примеч. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1994. 633 с.
Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. Н. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / пер. с англ. С. Щукиной. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 528 с.
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55) / пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис: Логос. 1999. 520 с.
Лосев А. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
Рябушкина Т. Рефлексия как метод самопознания: к вопросу о кризисе оснований картезианской и посткартезианских теорий субъективности // NB: Философские исследования. 2013. № 1. С. 1–59. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.1.268.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / под ред. Ш. Балли, А. Сеше; пер. с фр. А. Сухотина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.
Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ: Астрель, 2010. 314 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 488 с.
References
Batkin L. Italyanskoe Vozrozhdenie v poiskah individualnosti [The Italian Renaissance in search of idividuality]. Moscow, Nauka Publ, 1989, 272 c. (In Russian).
Baudrillard J. Simvolichiskii obmen i smert [Symbolic exchange and death]. Moscow, Dobrosvet Publ, KDU Publ, 2011, 392 p. (In Russian).
Hegel G.W.F. Fenomenologiya duha [Phenomenology of spirit]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1992, 444 p. (In Russian).
Descartes R. Sochineniya: v 2 t. T. 1 [Writings: in 2 vol. Vol. 1]. Moscow, Mysl Publ, 1989, 654 p. (In Russian).
Descartes R. Sochineniya: v 2 t. T. 2 [Writings: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Mysl Publ, 1994, 633 p. (In Russian).
Derrida J. O grammatologii [On grammatology]. Moscow, Ad Marginem Publ, 2000, 512 p. (In Russian).
Zhizhek S. Schekotlivyi subect: otsutstvuyuschii centr politicheskoi ontologii [The ticklish subject: the absent centre of political ontology]. Moscow, Delo Publ., Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Publ., 2014, 528 p. (In Russian).
Kant I. Kritika chistogo razuma [The critique of pure reason]. Moscow, Mysl Publ, 1994, 591 p. (In Russian).
Lacan J. «Ya» v teorii Freida i v technike psichoanaliza (1954/55) [The ego in Freud’s theory and in the technique of psychoanalysis]. Moscow, Gnozis Publ, Logos Publ, 1999, 520 p. (In Russian).
Losev A. Estetika Vozrozhdeniya [Aesthetics of the Renaissance]. Moscow, Mysl Publ, 1978, 623 p. (In Russian).
Ryabushkina T. [Self-Reflection as a method of selfknowledge: on the question about the crisis of foundations of the Cartesian and Post-Cartesian theories of subjectivity]. NB: Filosofskie issledovaniya [NB: Philosophical thought]. 2013, no 1, pp. 1–59. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.1.268.
Saussure F. Kurs obschey lingvistiki [Course of general linguistics]. Ekaterinburg, Ural University Publ, 1999, 432 p. (In Russian).
Fromm E. Imet ili byt? [To have or to be?]. Moscow, AST: Astrel’ Publ, 2010, 314 p. (In Russian).
Foucault M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [The order of things: an archaeology of the human sciences]. Moscow, Progress Publ, 1977, 488 p. (In Russian)
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.