Кризис картезианской парадигмы субъекта как «эпистемный сдвиг»

Философия

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Панкова Казанский федеральный университет, 420008, Казань, ул.Кремлевская, 18

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-32-38

Ключевые слова:

картезианская парадигма субъекта, субъект, эпистема, постструктурализм, постмодерн

Аннотация

Статья посвящена анализу картезианской парадигмы субъекта и ее критическому переосмыслению в обществе постмодерна. Методологически исследование представляет собой интеграцию двух направлений — классической философии рационализма и структурализма, причем рассмотрены не только фундаментальные труды представителей этих направлений, но и работы их методологических последователей. Научное исследование человеческой природы и идентичности, субъекта и субъективности начинается в рамках классической философии рационализма. Со структурализма начинается исследование механизмов функционирование субъекта и социального, которое логически продолжается в постструктурализме. Кроме того, в основе постструктурализма содержится методологическая дифференциация премодерна, модерна и постмодерна, которая очень важна для исследования. В работе обозначены основные положения картезианской субъективности, ставшие основанием для последующей критики в философии XX в. Сделан вывод о том, что гносеологическая трансформация субъекта в постструктуралистской методологии приводит к «эпистемному сдвигу» и выделению трех форм субъекта: ренессансной эпистемы, классической и современной, представляющих премодерн, модерн и постмодерн. Постепенная девальвация субъекта, которую можно проследить в эпистемах, приводит к кризису идентичности, отчуждению человека от собственного «Я» и тому, что может быть названо смертью субъекта.

Биография автора

Екатерина Сергеевна Панкова , Казанский федеральный университет, 420008, Казань, ул.Кремлевская, 18

аспирант кафедры социальной философии

Библиографические ссылки

Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. 4-е изд. М.: Добросвет: Изд-во КДУ, 2011. 392 с.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета. СПб.: Наука, 1992. 444 с.

Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 c.

Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. Т. 2 / сост., ред. и примеч. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1994. 633 с.

Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. Н. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.

Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / пер. с англ. С. Щукиной. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 528 с.

Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.

Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55) / пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис: Логос. 1999. 520 с.

Лосев А. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

Рябушкина Т. Рефлексия как метод самопознания: к вопросу о кризисе оснований картезианской и посткартезианских теорий субъективности // NB: Философские исследования. 2013. № 1. С. 1–59. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.1.268.

Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / под ред. Ш. Балли, А. Сеше; пер. с фр. А. Сухотина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.

Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ: Астрель, 2010. 314 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 488 с.

References

Batkin L. Italyanskoe Vozrozhdenie v poiskah individualnosti [The Italian Renaissance in search of idividuality]. Moscow, Nauka Publ, 1989, 272 c. (In Russian).

Baudrillard J. Simvolichiskii obmen i smert [Symbolic exchange and death]. Moscow, Dobrosvet Publ, KDU Publ, 2011, 392 p. (In Russian).

Hegel G.W.F. Fenomenologiya duha [Phenomenology of spirit]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1992, 444 p. (In Russian).

Descartes R. Sochineniya: v 2 t. T. 1 [Writings: in 2 vol. Vol. 1]. Moscow, Mysl Publ, 1989, 654 p. (In Russian).

Descartes R. Sochineniya: v 2 t. T. 2 [Writings: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Mysl Publ, 1994, 633 p. (In Russian).

Derrida J. O grammatologii [On grammatology]. Moscow, Ad Marginem Publ, 2000, 512 p. (In Russian).

Zhizhek S. Schekotlivyi subect: otsutstvuyuschii centr politicheskoi ontologii [The ticklish subject: the absent centre of political ontology]. Moscow, Delo Publ., Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Publ., 2014, 528 p. (In Russian).

Kant I. Kritika chistogo razuma [The critique of pure reason]. Moscow, Mysl Publ, 1994, 591 p. (In Russian).

Lacan J. «Ya» v teorii Freida i v technike psichoanaliza (1954/55) [The ego in Freud’s theory and in the technique of psychoanalysis]. Moscow, Gnozis Publ, Logos Publ, 1999, 520 p. (In Russian).

Losev A. Estetika Vozrozhdeniya [Aesthetics of the Renaissance]. Moscow, Mysl Publ, 1978, 623 p. (In Russian).

Ryabushkina T. [Self-Reflection as a method of selfknowledge: on the question about the crisis of foundations of the Cartesian and Post-Cartesian theories of subjectivity]. NB: Filosofskie issledovaniya [NB: Philosophical thought]. 2013, no 1, pp. 1–59. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.1.268.

Saussure F. Kurs obschey lingvistiki [Course of general linguistics]. Ekaterinburg, Ural University Publ, 1999, 432 p. (In Russian).

Fromm E. Imet ili byt? [To have or to be?]. Moscow, AST: Astrel’ Publ, 2010, 314 p. (In Russian).

Foucault M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [The order of things: an archaeology of the human sciences]. Moscow, Progress Publ, 1977, 488 p. (In Russian)

Опубликован

30-06-2016

Выпуск

Раздел

Статьи