Личностные особенности кинолога уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионального становления
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-596-603Ключевые слова:
психологические особенности личности кинолога, система самоотношения, содержание «Я-образа», мотивация учебной деятельности, уровень мотивацииАннотация
В психологической литературе широко используется термин «профессиональное становление», который трактуется как процесс овладения профессией и развития личности в целом. В статье рассматриваются особенностям профессионально-личностного становления кинологов уголовно-исполнительной системы (далее УИС). Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей личности кинолога на разных этапах профессионализации. В качестве респондентов выступили курсанты (1–4-й курсы) Пермского института ФСИН России, обучающиеся по специальности 36.02.01 «Зоотехния», и сотрудники, имеющие опыт службы в кинологических отделениях и службах УИС. С помощью методов математической статистики определены направленность и выраженность изменений в структуре личности кинолога. Для описания психологических особенностей испытуемых был использован пятифакторный опросник (5 PFQ). При изучении системы самоотношения и социально-перцептивных аспектов самосознания применялся опросник самоотношения В.В. Столина, анализировалась иерархическая модель основных параметров: открытость, самоуважение, саморуководство, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Ведущий мотив в структуре личности обучаемых определялся на основе методики Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Для курсантов первого курса доминирующим мотивом является овладение профессией, со второго по четвертый — получение диплома. В статье подробно описаны и обоснованы статистически значимые различия между всеми группами испытуемых личностных факторов темперамента и характера в системе самоотношения и мотивационной сферы. Анализ результатов исследования показывает, что все изменения в структуре личности испытуемых, связанные с социальной ситуацией, уровнем развития ведущей деятельности, освоением новой социальной роли, вполне закономерны и объективны.Библиографические ссылки
Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 67–82.
Зеер Э.Ф. Профессиональное становление инженера-педагогика. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. 348 с.
Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2005. 240 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 186 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
References
Kudryavtsev Т.V. Psikhologo-pedagogicheskie problemy vysshey shkoly [Psychological and pedagogical problems of higher school]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii]. 1981, no. 2, pp. 67–82. (In Russian).
Zeer E.F. Professional’noe stanovlenie inzhenerapedagogika [Professional formation of the teacherengineer]. Sverdlovsk, Ural University Publ., 1988, 348 p. (In Russian).
Fonarev A.R. Psikhologiya stanovleniya lichnosti professionala: ucheb. posobie. [Psychology of the formation of the personality of a professional: a manual]. Moscow, MPSI Publ., Voronezh, MODEC Publ., 2005, 240 p. (In Russian).
Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Selfconsciousness of personality]. Moscow, MSU Publ., 1983, 186 p. (In Russian).
Il’in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2002. 512 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.