Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника»

Психология

Авторы

  • Оксана Вячеславовна Кожевникова Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1
  • Татьяна Викторовна Шрейбер Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-381-395

Ключевые слова:

кризис идентичности, кризис второкурсника, статус профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность, статус моратория

Аннотация

В статье анализируются вопросы самоопределения личности на разных стадиях профессионального становления, описываются различные подходы к пониманию «кризиса второкурсника», который рассматривается как один из этапов нормативного возрастного кризиса идентичности, возникающего в особых условиях адаптации субъекта к обучению в высшем образовательном учреждении. Представлены данные эмпирического исследования, направленного на изучение статусов профессиональной идентичности абитуриентов и переживания ими кризиса идентичности на втором году обучения. Статусы профессиональной идентичности на момент поступления в университет определялись с помощью процедур контент-анализа сочинений, в которых респонденты в форме ретроспективного самоотчета описывали процесс выбора будущей профессии и направления обучения, а также собственные переживания по этому поводу. Выявлено, что на момент принятия решения о поступлении в высшее учебное заведение половина респондентов не обладала сформированной профессиональной идентичностью, находясь в ситуации моратория, проявлявшегося в двух формах: отсутствии четко определенных профессиональных планов и вынужденном изменении профессиональных планов в силу обстоятельств. Вторая половина участников исследования характеризовалась сформированностью устойчивых интересов, намерений и целей, определяющей готовность сделать самостоятельный и осознанный профессиональный выбор при поступлении в высшее учебное заведение. Специфика кризисных переживаний второкурсников изучалась с помощью надежных и валидных психодиагностических методик. В результате математико-статистической обработки эмпирических данных установлено, что несформированная профессиональная идентичность на момент поступления в университет является предиктором более интенсивного протекания «кризиса второкурсника». Выявленные тенденции обнаруживаются и при анализе текстов сочинения, отражающего представления студентов второго года обучения о переживаемом ими кризисе.

Биографии авторов

Оксана Вячеславовна Кожевникова , Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры общей психологии

Татьяна Викторовна Шрейбер , Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

кандидат психологических наук,доцент кафедры общей психологии

Библиографические ссылки

Freedman M.B. The passage through college // Journal of Social Issues. 1956. № 12. С. 13–27. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1956.tb00385.x

Bonello F.J. Freshman-sophomore learning differentials: a comment // Journal of Economic Education. 1984. № 3. P. 205–210.

Cooper C.A., McCord D.M., Socha A. Evaluating the college sophomore problem: the case of personality and politics // Journal of Psychology. 2011. № 1. P. 23–37.

Lemons L.J., Richmond D.R. A developmental perspective of sophomore slump // NASPA Journal. 1987. № 24(3). P. 15–19.

Bisese S.D., Fabian D.J. Sophomore men: the forgotten class, the forgotten gender // Recruitment & Retention in Higher Education. 2006. № 3. P. 1–4.

Tobolowsky B.F. Sophomores in transition: The forgotten year // New Directions for Higher Education. 2008. № 144. P. 59–67. DOI: 10.1002/he.326

Visible solutions for invisible students: Helping sophomores succeed / ed. by L.A. Schreiner, J. Pattengale. Columbia: University of South Carolina, 2000. 152 p.

Young D.G., Schreiner L.A., McIntosh E.J. Investigating sophomore student success: the National survey of sophomore-year initiatives and the sophomore experiences survey, 2014. Columbia: The National Resource Center for The First-Year Experience and Students in Transition, 2015. 124 p.

White W.F., Mosely D. Twelve-year pattern of retention and attrition in a commuter type university // Education. 1995. № 3. P. 400–403.

ВьюжанинаС.А., КожевниковаО.В. «Кризис второкурсника»: особенности академической адаптации в поликультурной среде регионального вуза // Понять другого: межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире: сб. матер. пятой Всерос. науч.-практ. конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», 20–21 ноября 2015г. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С.25–26.

ОвчинниковаЮ.Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике // Культурно-историческая психология. 2010. №93–98.

СолдатоваЕ.Л. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах взрослости // Психологическая наука и образование. 2006. №16–30.

Coburn K.L., Treeger M.L. Letting go: A parent’s guide to understanding the college years (5th edition). New York: Harper Perennial, 2009. 464 p.

Margolis G. Unslumping our sophomores: Some clinical observations and strategies // Journal of the American Health Association. 1976. № 27. P. 153–156.

ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342с.

СлободчиковВ.Л., ИсаевЕ.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416с.

СолдатоваЕ.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267с.

ЗеерЭ.Ф., СыманюкЭ.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академ. проект, 2005. 240с.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.

Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 320 с.

Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

Полтавский С.В. Психологические условия преодоления ценностно-смыслового кризиса середины жизни в процессе самопознания личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 27 с.

Сенкевич Л.В. Опросник «Переживание экзистенциального кризиса»: первый этап апробации // Системная психология и социология. 2015. № 4(16). С. 46–54.

Жедунова Л.Г. Психология личностного кризиса: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2010. 54 с.

Дмитриева Н.В., Самойлик Н.А. Кризис идентичности: феноменология переживания / НГПУ. Новосибирск, 2012. 279 с.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: РИМИС, 2008. 608 с.

Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Моск. обществ.-науч. фонд, 2001. С. 54–81.

Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131–143.

Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. 2009. № 1. С. 130–138.

Азбель A.A. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 20 с.

Тазетдинова Э.Р., Кожевникова О.В. Профессиональное самоопределение юношей и девушек в кризисный период: социально-экономические и индивидуально-психологические аспекты проблемы // Актуальные проблемы государственной молодежной политики современной России: сб. науч. ст. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2015. С. 256–264.

Кранц И.И. Определение статусов идентичности: возможности диагностики. URL: http://www.rusnauka. com/3._KAND_2007/Psihologia/18710.doc.htm (дата обращения: 18.03.2017).

Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. Эмпирическое изучение критериев кризиса идентичности студентов старших и младших курсов // Известия ИГУ. Серия: Психология. 2014. Т. 8. С. 45–55.

Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2000. № 2. С. 84–89.

Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39–90.

Самойлик Н.А. Психолого-педагогические условия переживания кризиса идентичности студентов ВУЗа на начальном этапе обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 23 с.

Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. № 1. С. 29–33.

Шляпникова И.А. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости // Вестник ЧГПУ. 2009. № 4. С. 185–192.

Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2007. 234с.

Mancini T., Caricati L., Panari C., Tonarelli A. Personal and social aspects of professional identity. An extension of Marcia’s identity status model applied to a sample of university students // Journal of Vocational Behavior. 2015. № 89. P. 140–150. DOI 10.1016/j.jvb.2015.06.002.

References

Freedman M.B. The passage through college. Journal of Social Issues. 1956, no. 12, pp. 13–27. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1956.tb00385.x. (In English).

Bonello F.J. Freshman-sophomore learning differentials: a comment. Journal of Economic Education. 1984, no. 3, pp. 205–210. (In English).

Cooper C.A., McCord D.M., Socha A. Evaluating the college sophomore problem: the case of personality and politics. Journal of Psychology. 2011, no. 1, pp. 23–37. (In English).

Lemons L.J., Richmond D.R. A developmental perspective of sophomore slump. NASPA Journal. 1987, no. 24(3), pp. 15–19. (In English).

Bisese S.D., Fabian D.J. Sophomore men: the forgotten class, the forgotten gender. Recruitment & Retention in Higher Education. 2006, no. 3, pp. 1–4. (In English).

Tobolowsky B.F. Sophomores in transition: The forgotten year. New Directions for Higher Education. 2008, no. 144, pp. 59–67. DOI: 10.1002/he.326. (In English).

Visible solutions for invisible students: Helping sophomores succeed / ed. by L.A. Schreiner, J. Pattengale. Columbia: University of South Carolina, 2000, 152 p. (In English).

Young D.G., Schreiner L.A., McIntosh E.J. Investigating sophomore student success: the National survey of sophomore-year initiatives and the sophomore experiences survey, 2014. Columbia: The National Resource Center for The First-Year Experience and Students in Transition, 2015, 124 p. (In English).

White W.F., Mosely D. Twelve-year pattern of retention and attrition in a commuter type university. Education. 1995, no. 3, pp. 400–403. (In English).

Vyuzhanina S.A., Kozhevnikova O.V. «Krizis vtorokursnika»: osobennosti akademicheskoy adaptatsii v polikulturnoy srede regionalnogo vuza [«Sophomore Slump»: the Specifics of Academic Adjustment in the Multicultural Environment of the Regional University]. Ponyat drugogo: mezhkulturnoe vzaimoponimanie v sovremennom globalnom mire: Collected Articles of the 5th Russian conference Prakticheskaya etnopsikhologiya: aktualnye problemy i perspektivy razvitiya [Understanding the Other: Intercultural Understanding in the Modern Global World: Practical Ethnophychology: Topical Issues and Prospects of Development]. Moscow, GBOU VPO MGPPU Publ., 2015, pp. 25–26. (In Russian).

Ovchinnikova Yu.G. K probleme interventsiy v situatsii krizisa lichnosti: ot teorii k praktike [To the Problem of Interventions in the Situations of the Identity Crisis: from Theory to Practice]. Kulturnoistoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology Journal]. 2010, no. 3. pp. 93–98. (In Russian).

Soldatova E.L. Dinamika ego-identichnosti i predstavleniy o buduschem v normativnykh krizisakh vzroslosti [The Dynamics of Ego-Identity and Ideas of the Future in the Period of Normative Crises of Adulthood]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2006, no. 2, pp. 16–30. (In Russian).

Coburn K.L., Treeger M.L. Letting go: A parent’s guide to understanding the college years. 5th ed. New York: Harper Perennial, 2009, 464 p. (In English).

Margolis G. Unslumping our sophomores: Some clinical observations and strategies. Journal of the American Health Association. 1976, no. 27, pp. 153–156. (In English).

Erikson E. Identichnost: yunost i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Moscow, Flinta Publ., 2006, 342 p. (In Russian).

Slobodchikov V.L., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie subektivnoy realnosti v ontogeneze [The Basics of Psychological Anthropology. Psychology of Human Development: Development of the Subjective Reality in the Ontogenesis]. Moscow, Shkolnaya Pressa Publ., 2000, 416 p. (In Russian).

Soldatova E.L. Struktura i dinamika normativnogo krizisa perekhoda k vzroslosti [The Structure and the Dynamics of the Normative Crisis of the Transition to the Maturity]. Chelyabinsk, YuUrGU Publ., 2007, 267 p. (In Russian).

Zeer E.F., Symanyuk E.E. Psikhologiya professionalnykh destruktsiy [Psychology of Professional Destructions]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2005, 240 p. (In Russian).

Pryazhnikov N.S. Professionalnoe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and Personal SelfDetermination]. Moscow, The Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1996, 256 p. (In Russian).

Symanyuk E.E. Psikhologiya professionalno obuslovlennykh krizisov [Psychology of Professionrelated Crisis]. Moscow, MSPI Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2004, 320 p. (In Russian).

Slovar prakticheskogo psikhologa [Dictionary of the Practical Psychologist]. Minsk, Kharvest Publ., 1998, 800 p. (In Russian).

Poltavskiy S.V. Psikhologicheskie usloviya preodoleniya tsennostno-smyslovogo krizisa serediny zhizni v protsesse samopoznaniya lichnosti: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological Conditions of Overcoming Value and Meaning Crisis of the Midlife in the Process of Personal Self-Actualization. Abstract of Cand. psychol. sci. dis.]. Tambov, 2008, 27 p. (In Russian).

Senkevich L.V. Oprosnik «Perezhivanie ekzistentsialnogo krizisa»: pervyy etap aprobatsii [The Questionnaire of the Existential Crisis Experiencing: the First Stage of Approbation]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [Systematic Psychology and Sociology]. 2015, no. 4(16), pp. 46–54. (In Russian).

Zhedunova L.G. Psikhologiya lichnostnogo krizisa: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [Psychology of the Identity Crisis. Abstract of Dr. psychol. sci. dis.]. Yaroslavl, 2010, 54 p. (In Russian).

Dmitrieva N.V., Samoylik N.A. Krizis identichnosti: fenomenologiya perezhivaniya [Identity Crisis: Phenomenology of Experience]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2012, 279 p. (In Russian).

Yalom I. Ekzistentsialnaya psikhoterapiya [Existential Psychotherapy]. Moscow, RIMIS Publ., 2008, 608 p. (In Russian).

Klimov I.A. Psikhosotsialnye mekhanizmy vozniknoveniya krizisa identichnosti [Psychosocial Mechanisms of the Identity Crisis Development]. Transformatsiya identifikatsionnykh struktur v sovremennoy Rossii [The Transformation of the Identity Structures in Modern Russia]. Moscow, Moscow Public Scientific Fund Publ., 2001, pp. 54–81. (In Russian).

Antonova N.V. Problema lichnostnoy identichnosti v interpretatsii sovremennogo psikhoanaliza, interaktsionizma i kognitivnoy psikhologii [The Problem of Personal Identity in the Interpretation of Modern Psychoanalysis, Interactionism and Cognitive Psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 1996, no. 1, pp. 131– 143. (In Russian).

Tatarko S.A. Izmerenie identichnosti v ramkakh statusnoy modeli J. Marsii [Measuring Identity in the Framework of Status Model by J. Marcia]. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological Diagnosis]. 2009, no. 1, pp. 130–138. (In Russian).

Azbel A.A. Osobennosti formirovaniya statusov professionalnoy identichnosti starsheklassnikov: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [The Specifics of the Formation of Professional Identity Statuses of Senior School Students. Abstract of Cand. psychol. sci. dis.]. Moscow, 2004, 20 p. (In Russian).

Tazetdinova E.R., Kozhevnikova O.V. Professionalnoe samoopredelenie yunoshey i devushek v krizisnyy period: sotsialnoekonomicheskie i individualno-psikhologicheskie aspekty problemy [Professional Self-Determination of Young People in the Crisis Period]. Aktualnye problemy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki sovremennoy Rossii [The Topical Issues of the State Youth Policy in modern Russia]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2015, pp. 256–264. (In Russian).

Krants I.I. Opredelenie statusov identichnosti: vozmozhnosti diagnostiki [Defining Identity Statuses: Possibilities of Diagnosis]. Available at: http://www.rusnauka. com/3._KAND_2007/ Psihologia/18710.doc.htm (accessed 18.03.2017). (In Russian).

Kuzmin M.Yu., Konopak I.A. Empiricheskoe izuchenie kriteriev krizisa identichnosti studentov starshikh i mladshikh kursov [Empirical Studying of the Criteria of the Identity Crisis of Senior and Junior Students]. Izvestiya IGU. Seriya Psikhologiya [Proceedings of the Irkutsk State University: Psychology]. 2014, vol. 8, pp. 45–55. (In Russian).

Ovchinnikova Yu.G. K probleme krizisa identichnosti [To the Problem of the Identity Crisis]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Bulletin. Psychology]. 2000, no. 2, pp. 84–89. (In Russian).

Orestova V.R., Karabanova O.A. Metody issledovaniya identichnosti v kontseptsii statusov ego-identichnosti J. Marsia [The Methods of Identity Studying in the Concept of Ego-Identity Statuses of J. Marcia]. Psikhologiya i shkola [Psychology and School]. 2005, no. 1, pp. 39–90. (In Russian).

Samoylik N.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya perezhivaniya krizisa identichnosti studentov VUZa na nachalnom etape obucheniya: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological and Pedagogical Conditions of Identity Crisis Experiencing by University Students in the Beginning of Studying. Abstract of Cand. psychol. sci. dis.]. Kemerovo, 2012, 23 p. (In Russian).

Soldatova E.L., Shlyapnikova I.A. Svyaz egoidentichnosti i lichnostnoy zrelosti [The Connection of the Ego-Identity and Personal Maturity]. Vestnik YuUrGU: Psikhologiya [South Ural State University Bulletin: Psychology]. 2015, no. 1, pp. 29–33. (In Russian).

Shlyapnikova I.A. Metodika diagnostiki simptomov normativnogo krizisa vzroslosti [The Method of Diagnosis the Symptoms of the Normative Maturity Crisis]. Vestnik ChGPU [Chelyabinsk State Pedagogical University Bulletin]. 2009, no. 4, pp. 185–192. (In Russian).

Shneyder L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professionalnaya identichnost: teoriya i metody diagnostiki [Personal, Gender and Profesional Identity: Theory and Methods of Diagnosis]. Moscow, Moscow Psychology and Social Institute Publ., 2007. 234 p. (In Russian).

Mancini T., Caricati L., Panari C., Tonarelli A. Personal and social aspects of professional identity. An extension of Marcia’s identity status model applied to a sample of university students. Journal of Vocational Behavior. 2015, no. 89, pp. 140–150. DOI 10.1016/j.jvb.2015.06.002. (In English).

Опубликован

30-09-2017

Выпуск

Раздел

Статьи