Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-275-281Ключевые слова:
взаимодействие, педагоги, родители, lошкольное образование, воспитаниеАннотация
В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия родительской общности с педагогами и специалистами системы дошкольного образования. Новый федеральный образовательный стандарт, принятый в 2013г., требует от педагогов совместного с семьей решения задач нравственного, трудового, интеллектуального, эстетического развития каждого ребенка. В нем указаны общие цели и задачи воспитательной деятельности организаций дошкольного образования без раскрытия основных способов достижения планируемых результатов. Каждая образовательная организация должна самостоятельно найти оптимальные варианты взаимодействия с родителями, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка, подготовить его к поступлению в школу. На материалах эмпирического исследования (г.Екатеринбург, 2016г.) показано, что в настоящее время у родителей и педагогических работников дошкольных организаций существуют разные представления о том, какие качества необходимо в первую очередь формировать усилиями семьи, а какие воспитателей детских садов с учетом возраста и индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Отмечается, что большинство родителей нуждаются в помощи работников дошкольного образования в формировании у детей навыков самоорганизации, культуры сотрудничества с окружающими их людьми, самостоятельного решения проблем, возникающих в познавательной, игровой деятельности, при общении со сверстниками. Показано, что в настоящее время уровень квалификации педагогов недостаточен для того, чтобы совместно с семьей обеспечить выработку у ребенка качеств, необходимых для раскрытия способностей, формирования культуры общения с разными людьми.Библиографические ссылки
Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми с 2014 года. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/
rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения: 25.01.2017).
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2002. 264 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://council.gov.ru/media/
files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 г. URL: http://sch1250s.mskobr.ru/files/fgos_doshk_obr(2).pdf (дата обращения: 20.01.2017).
Копытова А.В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4(152). С. 51–53.
Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в интернет-форумах // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 44–57.
Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 209–212.
References
Informatsiya po organizatsiyam, osuschestvlyayuschim obrazovatelnuyu deyatelnost po obrazovatelnym programmam doshkolnogo obrazovaniya, prismotr i ukhod za detmi s 2014 goda [Organizations Carrying Out Educational Activities on Preschool Programmes, Supervision and Child Care]. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/educati on/# (accessed 12.02.2017). (In Russian).
Arnautova E.P. Pedagog i sem’ya [Teacher and Family]. Moscow, Karapuz Publ., 2002. 264 p. (In Russian).
Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva RF ot 29 maya 2015 g. N 996-r [Russia’s National Framework for the Development of Education up to 2015. Confirmed by the RF Government Directive 29.05.2015. N 996-r], Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec1 5756.pdf (accessed 20.01.2017). (In Russian).
Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii «Ob utverzhdenii Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 goda [Federal State Preschool Education Standard. Directive of the RF Ministry of Education and Science «On the confirmation of the Federal State Preschool Education Standard». № 1155. 17.10.2013]. Available at: http://sch1250s.mskobr.ru/files/ fgos_doshk_obr(2).pdf (accessed 20.01.2017). (In Russian).
Kopytova A.V. Sistemnyy podkhod v lichnostno orientirovannom vzaimodeystvii pedagogov doshkol’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy i roditeley vospitannikov [The Program Approach in the Personality-Focused Interaction of Teachers of Preschool Educational Establishments and Parents of Pupils]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [CSU Bulletin]. 2009, no. 14(152), pp. 51–53. (In Russian).
Gradskova Yu. Kogda otdavat rebenka v detskiy sad i platit li vospitatelyu? Roditelstvo, gender i uchrezhdeniya doshkolnogo vospitaniya v internetforumakh [What Is the Best Time to Send Child to Kindergarten and Do You Need to Pay to Teacher? Parenthood, Gender and Kindergartens on Internet Online Forums]. Laboratorium. Zhurnal sotsialnykh issledovaniy [Laboratorium. Journal of Social Studies]. 2010, no. 3, pp. 44–57. (In Russian).
Koschienko I.V. Vzaimodeystvie pedagogov i roditeley kak sotsial’naya i psikhologopedagogicheskaya problema [Interaction Between Teachers and Parents as a Social, Psychological and Pedagogical Problem]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2011, no. 1, pp. 209–212. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.