Метафора в познавательном процессе и ее роль в философии: изменение подходов
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-152-157Ключевые слова:
метафора, научный дискурс, методология науки, научная парадигмаАннотация
Авторы анализируют процесс постепенного усиления эпистемологического статуса метафоризации в связи со сменой научной парадигмы. Очевидно, что осуществившийся переход от классической науки к современной порождает не только постановку новых проблем и изменение содержания различных дисциплин, но и формирование принципиально новой исследовательской культуры. В статье обосновывается идея о том, что изменение представления о науке как таковой, отказ от классического наукоцентризма, истончение границы между наукой и другими когнитивными практиками приводят к пересмотру понятийного инструментария, методологии, включая и метафору. Авторы приходят к выводу о том, что ученые признают особую роль метафоры в процессе познания. Признание аксиологичности, субъектности, коммуникативности, диалогичности, контекстности и конструктивно-творческого характера научно-исследовательской деятельности позволяет рассматривать метафору не как научный нонсенс, а как важный, естественный элемент научного дискурса в силу незавершенности и открытости познавательного акта и его обусловленности контекстом сообщения, несущим смысл. Авторы утверждают, что метафора — это фундаментальное свойство человеческого мышления; а при реализации в когнитивной системе это естественный познавательный процесс, и она выполняет познавательную функцию. Если в контексте когнитивно-дискурсивного направления лингвистики метафоризация представляет собой процесс развития языка в изменяющемся мире, то с точки зрения философии это снятие противоречия между конечностью языка и бесконечностью мира.Библиографические ссылки
Петров М.К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности. URL: http://netgorod.narod.ru/articls/Petrov_4elovekorazmernost.htm (дата обращения: 10.06.2015).
ХабермасЮ. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1993. № 4. С. 43–63.
Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 173–203.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387–415.
Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.
БересневаН.И., Мишланова С.Л. Язык как «идеальное» средство познания // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1. С. 33–38.
Агафонов Е.А. Конструктивно-прогностическая природа языка в контексте неклассической теории познания // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 3. С. 85–94.
Баданова Н.М., Богданова Е.Н., Фирсова С.В. Трансформация общения посредством современных информационно-коммуникационных технологий // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 4. С. 81–89.
Суровцев В.А., Сыров В.Н. Языковая игра и роль метафоры в научном познании // Философия науки. 1999. № 1. С. 20–30. URL: http://philosophy.ru/library/surovtsev/syrov.html (дата обращения: 15.06.2014).
Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. 330 с.
Пищальникова В.А., Лукашевич Е.В. Когнитивизм как новая методология семантических исследований // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии. Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2001. С. 5–35.
References
Petrov M.K. Chelovekorazmernost’ i mir predmetnoy deyatel’nosti [Human-Dimension and the World of Subject Activity]. Available at: http://netgorod.narod.ru/articls/Petrov_4elovekoraz mernost.htm (accessed 10.06.2015). (In Russian).
Habermas J. Teoriya kommunikativnogo deystviya [The Theory of Communicative Action]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy]. 1993, no. 4, pp. 43–63 (In Russian).
Teliya V.N. Metaforizatsiya i ee rol’ v sozdanii yazykovoy kartiny mira [Metaphorization and Its Role in Creating the Linguistic Worldview]. Rol’ chelovecheskogo faktora v yazyke: yazyk i kartina mira [The Role of the Human Factor in Language: Language and Worldview]. Moscow, Nauka Publ., 1988, pp. 173–203. (In Russian).
Lakoff G., Johnson M. Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors We Live By]. Teoriya metafory [Metaphor Theory]. Moscow, Progress Publ., 1990, pp. 387–415 (In Russian).
Kratkiy slovar’ kognitivnykh terminov / pod obshch. red. E.S. Kubryakovoy [Short Dictionary of Cognitive Terms. Ed. by E.S. Kubryakova]. Moscow, MSU Publ., 1996, 245 p. (In Russian).
Beresneva N.I., Mishlanova S.L. Yazyk kak ideal’noe sredstvo poznaniya [Language as the Ideal Mean of Cognition]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State University of Humanities]. 2011, no. 1, pp. 33–38. (In Russian).
Agafonov E.A. Konstruktivno-prognosticheskaya priroda yazyka v kontekste neklassicheskoy teorii poznaniya [Structurally Predictive Nature of Language in the Context of the Nonclassical Theory of Knowledge]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being]. 2016, no. 3, pp. 85– 94. (In Russian).
Badanova N.M., Bogdanova E.N., Firsova S.P. Transformatsiya obscheniya posredstvom sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [The Transformation of Communication by Modern Information and Communication Technologies]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being]. 2016, no. 4, pp. 81–89. (In Russian).
Surovtsev V.A., Syrov V.N. Yazykovaya igra i rol’ metafory v nauchnom poznanii [Language Game and the Role of Metaphor in Scientific Knowledge]. Filosofiya nauki [Philosophy of Sciences]. 1999, no. 1, pp. 20–30. Available at: http://philosophy.ru/ library/surovtsev/syrov.html (accessed 15.06.2014) (In Russian).
Kubryakova E.S. Chasti rechi s kognitivnoy tochki zreniya [Parts of Speech from the Cognitive Perspective]. Moscow, Institute of Linguistics, RAS Publ., 1997, 330 p. (In Russian).
Pischalnikova V.A., Lukashevich E.V. Kognitivizm kak novaya metodologiya semanticheskikh issledovaniy [Cognitivism as a New Methodology for Semantic Research]. Kognitivnye issledovaniya v yazykovedenii i zarubezhnoy psikhologii [Cognitive Research in Linguistics and Foreign Psychology]. Barnaul, Altai State University Publ., 2001, pp. 5– 35 (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.