Разновидности исламского проекта в системной трансформации общества

Социология

Авторы

  • Марина Геннадьевна Федотова Омский государственный технический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 11

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-123-130

Ключевые слова:

ислам, фундаментализм, модернизм, традиционализм

Аннотация

Рассмотрены разновидности исламского проекта в условиях глобальных трансформаций исламского мира. Показана взаимосвязь между двумя наиболее распространенными разновидностями исламского проекта, формирующими дискурс фундаментализма и модернизма в исламе, и социальной практикой субъектов, трансформирующих исламский мир. Основу означивания (выделения определенного комплекса значений в качестве доминирующего в сознании мусульманина) составляет ислам как религия и идеология, формирующая политический дискурс и политическое действие. Исламские фундаменталисты понимают воссоздание исламского государства на основе шариата не только как духовную практику, но и как социальную и политическую деятельность. Основой означивания является онтологическое противопоставление мира ислама и остального мира (территории войны), представление о религии и ценностях «иноверцев» как о глубоко враждебных, угрожающих утратой самоидентификации мусульман, о необходимости борьбы со злом атеизма и либерализма западной культуры. Требование активных социальных действий во имя защиты «чистого ислама» и создания подлинно исламского государства на основе шариата предопределило наиболее высокую степень социальной мобилизации последователей салафизма.Основной особенностью фундаменталистского варианта исламского проекта применительно к процессу означивания является специфическая форма выражения синкретизма религии и политики. Особенностями означивания модернистского проекта в исламе являются: представление о единстве мира мусульман и иноверцев, разграничение духовной и политической практики на основе ислама, представление о необходимости интеграции западной и восточной культур на основе исламской традиции, либерализация личности, использование западных моделей государственного строительства, использование практики иджтихада для достижения консенсуса среди исламских модернистов.

Биография автора

Марина Геннадьевна Федотова , Омский государственный технический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 11

кандидат философских наук, доцент кафедры«Философия и социальные коммуникации»

Библиографические ссылки

ПоляковК.И. Исламский фундаментализм в Судане. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2000. 168с.

УшаковаВ.В. Исламский вызов в условиях глобализации // Аспекты. Вып. V. М.: МГУ, 2008. С.305–

Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М.: Вост. лит., 1963. 235 с.

Кутб С. Вехи на пути Аллаха. Махачкала: Бадр, 1997. 370 с.

Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. 2002. URL: http://provizitku.ru/politosociolog/dobaev_i_p__islamskij_radikalizm_-_genezis__ehvoljucija__praktika____redaktor__ju_g__volkov__rnd__izdatel’stvo_sknc_vsh__2002__329_s.html (дата обращения: 10.03.2016).

Maududi А.А. Jihad in Islam. Beirut: Islamic Publications (Pvt.) Ltd. 1980. 28 p.

Багдади А.М. Идейные истоки и идеология исламского фундаментализма. М.: МГУ, 1998. 43 с.

Маудуди А.А. Политическая теория ислама // Отечественные записки. 2003. № 5. URL: http://magazines.russ.ru//2003/5/2003_5_30.html (дата обращения: 10.03.2016).

Bouzid А. Man, Society and Knowledge in the Islamist Discourse of Sayyid Qutb: dis. … of Doctor of Philosophy in Science and Technology Studies. Blacksburg, VA, 1998. 273 р.

Maududi А.А. The Islamic Law and Constitution. Lahore: Islamic Publications (Pvt.) Ltd., n.d. 406 p.

ОбейдА.А. Угрозы терроризма и борьба с ним // Азия и Африка сегодня. 2004. №36–42.

Даудов Р.Х. Место и роль традиционализма и модернизма в исламской онтологии // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 684–689.

Мартыненко А.В. Основные тенденции развития интеллектуальной культуры ислама в Новое и Новейшее время // Genesis: исторические исследования. 2012. № 1. С. 168–211.

СтепанянцМ.Т. Реформаторство как антитеза традиционности // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука: Вост. лит., 1993. С.218–225.

Аль-Кардави Ю. Сущность единобожия. URL: http://chechen./archives/1037 (дата обращения: 10.03.2016).

Smock D. Ijtihad: Reinterpreting Islamic Principles for the Twenty-first Century / Institute of Peace. Special Report. 2004. 8 p. URL: http://www.usip.org/sites/default/files/resources/sr125.pdf (accessed: 10.03.2016).

Al-Alwani Taha J. Taqlid and Ijtihad // The American Journal of Islamic Social Sciences. 1995. Vol. 8, № 1. P. 129–142.

Великие мыслители Востока / ред. Ян Мак-Грил. М.: Крон-Пресс, 1998. 656 с.

Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: Вост. лит., 2002. 200 с.

References

Polyakov K.I. Islamskiy fundamentalizm v Sudane [Islamic Fundamentalism in Sudan]. Moscow, The Middle East Institute Publ., 2000, 168 p. (In Russian).

Ushakova V. [Islamic Challenge in the Context of Globaization]. Aspekty. Vyp. 5 [Aspects. Iss. 5.]. Moscow, Moscow State University Publ., 2008, pp. 305– 312 (In Russian).

Koran [The Qur’an]. Moscow, Eastern literature Publ., 1963, 235 p. (In Russian).

Qutb S. Vehi na puti Allaha [Milestones on the Path of Allah]. Makhachkala, Badr Publ., 1997, 370 p. (In Russian).

Dobaev I.P. Islamskiy radikalizm: genezis, evolyutsiya, praktika [Islamic Radicalism: Genesis, Evolution and Practice]. Available at: http://provizitku.ru/politosociolog/dobaev_i_p__islam skij_radikalizm_-_genezis__ehvoljucija__praktika__ otv__redaktor__ju_g__volkov__rnd__izdatel’stvo_sk nc_vsh__2002__329_s.html (accessed 10.03.2016). (In Russian).

Maududi А.А. Jihad in Islam. Beirut: Islamic Publications (Pvt.) Ltd. 1980. 28 p. (In English).

Baghdadi A.M. Ideynye istoki i ideologiya islamskogo fundamentalizma [Ideological Origins and Ideology of Islamic Fundamentalism]. Moscow, Moscow State University Publ., 1998. 43 p. (In Russian).

Maududi A.A. [Political Theory of Islam]. Otechestvennye zapiski [Notes of the Fatherland]. 2003, no. 5. Available at: http://magazines.russ.ru/oz/ 2003/5/2003_5_30.html (accessed 10.03.2016). (In Russian).

Bouzid А. Man, Society and Knowledge in the Islamist Discourse of Sayyid Qutb: dis. … of Doctor of Philosophy in Science and Technology Studies. Blacksburg, VA, 1998. 273 р. (In English).

Maududi А.А. The Islamic Law and Constitution. Lahore: Islamic Publications (Pvt.) Ltd., n.d. 406 p. (In English).

Obaid A. [The Threats of Terrorism and the Fight Against it]. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today]. 2004, no. 4, pp. 36–42. (In Russian).

Daudov A.D. [Place and Role of Traditionalism and Modernism in Islamic Ontology]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental Research]. 2014, no. 11, pp. 684–689. (In Russian).

Martynenko A.V. [Main Tendencies of Intellectual Culture of Islam in Modern and Contemporary Times]. Genesis: istoricheskie issledovaniya [Genesis: Historical Studies]. 2012, no. 1, pp. 168–211. (In Russian).

Stepanyants M.T. [Reformism as the Antithesis of Tradition]. Bog – chelovek – obschestvo v traditsionnykh kulturakh Vostoka [God – Man – Society in the Traditional Cultures of the East]. Moscow, Nauka Publ., 1993, pp. 218–225 (In Russian).

Al-Qaradawi Y. Suschnost edinobozhiya [Essence of Monotheism]. Available at: http://chechen.org/archives/1037 (accessed 10.03.2016). (In Russian).

Smock D. Ijtihad: Reinterpreting Islamic Principles for the Twenty-first Century / Institute of Peace. Special Report. 2004. 8 p. Available at: http://www.usip.org/sites/default/files/resources/sr125. pdf (accessed 10.03.2016). (In English).

Al-Alwani Taha J. Taqlid and Ijtihad. The American Journal of Islamic Social Sciences. 1995, vol. 8, no. 1, pp. 129–142. (In English).

Velikie mysliteli Vostoka [The Great Thinkers of the East]. Moscow, Kron-Press Publ., 1998, 656 p. (In Russian).

Iqbal M. Rekonstruktsiya religioznoy mysli v islame [Reconstruction of Religious Thought in Islam]. Moscow, Eastern. lit-ra Publ., 2002, 200 p. (In Russian).

Опубликован

30-03-2017

Выпуск

Раздел

Статьи