Ценности россиян в контексте возрастных различий
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-78-86Ключевые слова:
ценности, межпоколенные различия, системы измерения ценностейАннотация
Проблема возрастных различий в ценностях актуальна в современной России. С середины 80–90-хгг. ХХв. в нашей стране наблюдается ценностный разрыв между поколениями. Актуальность работы заключается в попытке обобщить имеющиеся теоретические исследования по проблеме наличия/отсутствия межпоколенных различий в ценностях и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление ценностного разрыва между поколениями.Культура реализуется через ценности, которые в свою очередь являются основой любой культуры. Ценности определяют отношения человека с социумом, природой, близким окружением и самим собой; они формируют цели, групповые убеждения и действия. Понятие «ценность» само по себе полисемантично. Социально-культурные ценности формируются одновременно с формированием личности, определяются культурой и обществом. Социально-культурные ценностные ориентации — стержень нашей жизни, чаще всего проявляются в том, что личность думает и как поступает. В качестве респондентов в исследовании выступили 380 человек: представители молодого (до 25 лет) и взрослого (старше 45 лет) поколений. Результаты исследования подтвердили гипотезу о наличии различий в индивидуальных ценностях у представителей разных поколений россиян. У молодежи более выражены ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Универсализм» (именно «Универсализм: толерантность»). У взрослых превалируют ценности, выражающие интересы группы: «Традиция», «Благожелательность: забота», «Скромность».Библиографические ссылки
Социология молодежи: Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 с.
Dansereau F. A multiple level of analysis perspective on the debate about individualism // American Psychologist. 1989. № 44. P. 959–960. DOI: 10.1037//0003-066x.44.6.959.
Hitlin S., Piliavin J.A. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. 2004. № 30. P. 359–393. DOI: 10.1146/annurev.soc.30.012703.110640.
Rohan M.J. A rose by any name? The values construct // Personality and Social Psychology Review. 2000. № 4. P. 255–277. DOI: 10.1207/s15327957pspr0403_4.
Higgins E.T. Value from hedonic experience and engagement // Psychological Review. 2006. № 113. P. 439–460. DOI: 10.1037/0033-295x.113.3.439.
Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press. 1973. 520 p.
Лебедева Н.М.Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. С. 73–87.
Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 3. С. 26–36.
Schwartz S.H., Bardi A.Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. № 32. P. 268–290. DOI: 10.1177/0022022101032003002.
Schwartz S.H. Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications [Basic human values: Theory, measurement, and applications] // Revue Française de Sociologie. 2006. № 47. P. 249–288. DOI: 10.3917/rfs.474.0929.
Schwartz S.H.Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. N.Y.: Academic Press, 1992. № 25. Р. 1–65. DOI: 10.1016/s0065-2601(08)60281-6.
Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G.The structure of intra-individual value change // Journal of Personality and Social Psychology.
Knoppen D., Saris W.Schwartz theory of human values: Balancing homogeneity of reflective items and theoretical coverage. Barcelona: University Pompeu Fabra, 2009. RECSM Working Paper 9. 40 p. URL: https://www.upf.edu/documents/3966940/3986764/RECSM_wp009.pdf (accessed: 13.02.2016).
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 24–43.
Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 87–97.
Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль, 1991. 103 c.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб.: Питер, 2004. 308 с.
Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та. 2010. 180 с.
Королева Н.Е. Приоритеты ценностных ориентаций современного россиянина // Костромской гуманитарный вестник. 2011. № 1. С. 36–39.
Elashmawi F., Harris P.R. Multicultural management. New skills for global success. Houston, TX: Gulf Publishing Company, 1993. 208 p.
Голдырева В.А. Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 94–103.
References
Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskiy slovar’ / otv. red. Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov [ Sociology of Youth. Encyclopedic Dictionary / ed. by Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov]. Moscow, Academia Publ., 2008, 608 p. (In Russian).
Dansereau F. A multiple level of analysis perspective on the debate about individualism. American Psychologist. 1989, no. 44, pp. 959–960. DOI: 10.1037//0003-066x.44.6.959. (In English).
Hitlin S., Piliavin J.A. Values: Reviving a dormant concept. Annual Review of Sociology. 2004, no. 30, pp. 359–393. DOI: 10.1146/annurev.soc.30.012703.110640. (In English).
Rohan M.J. A rose by any name? The values construct. Personality and Social Psychology Review. 2000, no. 4, pp. 255–277. DOI: 10.1207/s15327957pspr0403_4. (In English).
Higgins E.T. Value from hedonic experience and engagement. Psychological Review. 2006, no. 113, pp. 439–460. DOI: 10.1037/0033-295x.113.3.439. (In English).
Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973, 520 p. (In English).
Lebedeva N.M. [Basic values of Russian culture at the turn of the XXI century]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 2000, vol. 21, no. 3, pp. 73– 87. (In Russian).
Lebedeva N.M. [Value-motivational structure of personality in Russian culture]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 2001, vol. 22, no. 3, pp. 26–36. (In Russian).
Schwartz S.H., Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective. Journal of Cross Cultural Psychology. 2001, no. 2, pp. 268–290. DOI: 10.1177/0022022101032003002. (In English).
Schwartz S.H. Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications [Basic human values: Theory, measurement, and applications]. Revue Française de Sociologie [French Journal of Sociology]. 2006, no. 47, pp. 249–288. DOI: 10.3917/rfs.474.0929. (In French).
Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. Advances in experimental social psychology. 1992, no. 25, pp. 1–65. DOI: 10.1016/s0065- 2601(08)60281-6. (In English).
Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change. Journal of Personality and Social Psychology. 2009, vol. 97, pp. 913–929. DOI: 10.1037/a0016617. (In English).
Knoppen D., Saris W. Schwartz theory of human values: Balancing homogeneity of reflective items and theoretical coverage, RECSM Working Paper, 2009. №9, 40 p. Available at: https://www.upf.edu/ documents/3966940/3986764/RECSM_wp009.pdf (accessed 13.02.2016). (In English).
Shvarts Sh., Butenko T.P., Sedova D.S. [A Refined Theory of Basic Personal Values: Validation in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. 2012, no. 2, pp. 24–43. (In Russian).
Magun V.S., Rudnev M.G. [Basic values of two generations of Russians and the dynamics of their social determination]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Modernity]. 2010, no. 3, pp. 87– 97. (In Russian).
Senin I.G. Oprosnik terminal’nykh tsennostey [Questionnaire of terminal values]. Yaroslavl, 1991, 103 p. (In Russian).
Karandashev V.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti [Schwartz Theory of Basic Human Values]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004, 308 p. (In Russian)
Postnikova M.I. Psikhologiya otnosheniy mezhdu pokoleniyami: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [Psychology of relations between generations: theoretical and methodological aspect]. Arkhangelsk, Pomorskii universitet Publ., 2010, 180 p. (In Russian).
Koroleva N.E. [Priorities of social-cultural values orientation of modern Russian people]. Kostromskoy gumanitarnyy vestnik [Kostroma humanitarian bulletin]. 2011, no. 1, pp. 36–39. (In Russian).
Elashmawi F., Harris P.R. Multicultural management. New skills for global success. Houston, TX: Gulf Publishing Company, 1993, 208 p. (In English).
Goldyreva V.A. [The relationship of values and concepts of business ethics in different generations of Russians]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2013, no. 1, pp. 94–103. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.