Оценка готовности преподавателя высшей школы к применению инновационных технологий
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-63-78Ключевые слова:
готовность преподавателя к инновациям, инновационная деятельность, интерактивные формы обучения, активные методы обучения, потребность в новизне, педагогический коллектив, социально-психологический климатАннотация
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме развития — готовности преподавателя к применению инновационных технологий как важного аспекта инновационной готовности педагогических коллективов высших учебных заведений. Цель исследования — оценка готовности преподавателя к применению инновационных технологий в условиях педагогических коллективов высших учебных заведений. В процессе исследования был использован комплекс методов, в том числе математико-статистические методы обработки полученных данных. В качестве психодиагностического инструментария были использованы 15 методик, в том числе и авторские. Респондентами выступали преподаватели девяти высших учебных заведений России. Исследование позволило выявить наличие благоприятного социально-психологического климата в представленных педагогических коллективах вузов, что создает в условиях активного взаимодействия, атмосферы творческого поиска возможность внедрять инновации в образовательный процесс вуза, а также внутреннюю готовность к внедрению инновационных технологий (потребность в самовыражении, самореализации, самоактуализации, в новизне, в риске, в преодолении рутины, ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах). Исследование внутренней готовности педагогических коллективов к инновациям, степени преобладания новаторов, передовиков на кафедрах вуза, психологических барьеров в инновационной деятельности, влияние инновационных технологий на качество образовательной деятельности позволило выявить высокий, нормальный, оптимальный уровни инновационной готовности данных педагогических коллективов. В ситуации высокой степени неопределенности в системе высшего профессионального образования готовность преподавателей высшей школы к применению инновационных технологий в условиях оптимизации социально-психологического климата педагогических коллективов приобретает особую значимость, поскольку выступает главным и необходимым фактором развития инновационного потенциала современных образовательных учреждений. Результаты исследования, представленные в данной статье, свидетельствуют о необходимости продолжать исследования в области педагогической психологии.Библиографические ссылки
Авакян И.Б. Сравнительный анализ особенностей инновационной готовности педагогов и социально психологического климата педагогических коллектив колледжей // Инновации в образовании. 2017. № 1. С. 65–84.
Бардина Н.Ю. Способы преодоления проблем в инновационной деятельности высшего учебного заведения // Экономика и право. 2015. № 5. С. 32–35.
Байлук В.В Социальный детерминизм. Категориальный анализ. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1983. 286 с.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: монография. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010. 100 с.
Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 63–72.
Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. М., 2007. 120 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. С. 55–61.
Мартыненко О.О. Инновационное проектирование учебного процесса // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. М., 2006. № 2. C. 12–18.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм. Волгоград: Учитель, 2007. 91 с.
Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения // Дополнительное образование. 2002. № 4. С. 51–53.
Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов образования // Педагогика. 1996. № 3. С. 9–14.
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008. 176 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
Пригожин А.И. Нововведения, стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. М., 1989. 271 с.
Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода: монография / ИП ОВ РАО; под общ. ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. политехн. ун-та, 2014. 296 с.
Савва Л.И. Применение интерактивных методов обучения для развития индивидуальности магистров // Инновационная наука. 2015. № 11. С. 263–265.
Хуторской А.В. Типологии педагогических нововведений // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 10–24.
Kullman H. Lehrerkooperation an Gymnasien. Duisburg, 2009. 485 S.
Vernaleken A. Zur Passung zwischen beruflichen Orientierungen von Lehrkräften und Schulprofil: Ihre Bedeutung für Arbeitserleben und Schulklima / Vom Fachbereich für Geistes- und Erziehungswissenschaften der Technischen Universität Carolo-Wilhelmina zu Braunschweig zur Erlangung des Grades Doktorin der Philosophie (Dr.phil.), genehmigte Dissertation. Braunschweig, 2006. 194 S.
West V.A., Farr J.L. Innovation at work // Innovation and creativity at work: Psychological and Organizational strategies: 63–80. Chicheste U.K.: Wiley, 1990. Р. 3–13.
Yuan F., Woodman R.W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2010. Vol. 53, № 2. Р. 323–342.
References
Avakyan I.B. (2017). Sravnitel’nyy analiz osobennostey innovacionnoy gotovnosti pedagogov i social’no psikhologicheskogo klimata pedagogicheskih kollektiv kolledzhey[Comparative analysis of the features of the innovative readiness of teachers and the socially psychological climate of pedagogical colleges]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education]. No. 1, pp. 65–84. (In Russian).
Bardina N.Yu. (2015). Sposoby preodoleniya problem v innovacionnoj deyatel’nosti vysshego uchebnogo zavedeniya [Ways to overcome problems in the innovation activity of a higher educational institution]. Ekonomika i pravo [Economics and Law]. No. 5, pp. 32–35. (In Russian).
Bayluk V.V (1983). Sotsial’nyy determinizm. Kategorial’nyy analiz [Social determinism. Categorical analysis]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 286 p. (In Russian).
Boyko V.V., Kovalev A.G., Panferov V.N. (1983). Sotsial’no-psikhologicheskiy klimat kollektiva i lichnost’ [Socio-psychological climate of the collective and the individual]. Moscow, Mysl’ Publ., 207 p. (In Russian).
Gonobolin F.N. (1962) Psikhologicheskiy analiz pedagogicheskih sposobnostey [Psychological analysis of pedagogical abilities]. Sposobnosti i interesy [Abilities and interests]. Moscow, APN RSFSR. pp. 63–72. (In Russian).
Khutorskoy A.V. (2005) Tipologii pedagogicheskih novovvedeniy [Typologies of pedagogical innovations]. Shkol’nye tekhnologii [School Technology]. No. 5, pp. 10–24. (In Russian).
Kullman H. (2009). Lehrerkooperation an Gymnasien [Teacher collaboration in secondary schools]. Duisburg, 485 p. (In German).
Kuz’mina N.V. (1990) Professionalizm prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of the teacher and the master of industrial training]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., pp. 55– 61. (In Russian).
Martynenko O.O. (2006) Innovatsionnoe proektirovanie uchebnogo protsessa [Innovative design of educational process]. Vysshee obrazovanie segodnya: reformy, novovvedeniya, opyt [Higher education today: reforms, innovations, experience]. No. 2, pp. 12–18. (In Russian).
Nikishina I.V. (2007) Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii i organizatsiya uchebno-vospitatel’nogo i metodicheskogo protsessov v shkole: ispol’zovanie interaktivnykh form [Innovative pedagogical technologies and the organization of teaching, educational and methodical processes in school: the use of interactive forms]. Volgograd, Uchitel’ Publ., 91 p. (In Russian).
Novikov A.M. (2002) Organizatsiya opytnoeksperimental’noy raboty na baze obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Organization of experimental work on the basis of an educational institution]. Dopolnitel’noe obrazovanie [Supplementary education]. No. 4, pp. 51– 53. (In Russian).
Orlov A.A. (1996) Monitoring innovatsionnykh protsessov obrazovaniya [Monitoring of innovative educational processes]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 3. pp. 9–14. (In Russian).
Panina T.S., Vavilova L.N. (2008) Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern ways of activating learning]. Moscow, Akademiya Publ., 176 p. (In Russian).
Parygin B.D. (1999) Sotsial’naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii [Social Psychology. The problems of methodology, history and theory]. St. Petersburg, IPAE Publ., 592 p. (In Russian).
Prigozhin A.I. (1989) Novovvedeniya, stimuly i prepyatstviya: sotsial’nye problemy innovatiki [Innovations, incentives and obstacles: social problems of innovation]. Moscow, 271 p. (In Russian). Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo prepodavatelya vuza na osnove realizatsii kompetentnostnogo podhoda [Psychological and pedagogical preparation of the modern teacher of the university on the basis of the implementation of the competence approach]. St. Petersburg, SPbPU Publ., 2014, 296 p. (In Russian).
Savva L.I. (2015) Primenenie interaktivnykh metodov obucheniya dlya razvitiya individual’nosti magistrov [Application of interactive teaching methods for the development of the individuality of masters]. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science]. No. 11, pp. 263–265. (In Russian).
Vernaleken A. (2006). Zur Passung zwischen beruflichen Orientierungen von Lehrkräften und Schulprofil: Ihre Bedeutung für Arbeitserleben und Schulklima [The fit between the professional orientations of teachers and school profile: their importance for work experience and school climate]. Braunschweig, Technical University of Braunschweig, 194 p. (In German).
Vinogradova G.A. (2010) Klimat v pedagogicheskom kollektive i sub’ektivnoe blagopoluchie lichnosti pedagoga [The climate in the pedagogical collective and the subjective well-being of the teacher’s personality]. Tol’yatti, TGU Publ., 100 p. (In Russian).
West V.A., Farr J.L. (1990) Innovation at work. Innovation and creativity at work: Psychological and Organizational strategies: 63–80. Chicheste U.K., Wiley, pp. 3–13. (In English).
Yuan F., Woodman R.W. (2010) Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations. Academy of Management Journal. Vol. 53, no. 2, pp. 323–342. (In English).
Zinchenko Yu.P. Volodarskaya I.A. (2007) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie realizatsii innovatsionnykh obrazovatel’nykh programm [Psychological and pedagogical support of the implementation of innovative educational programs]. Moscow, MSU Publ., 120 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.