Бренд территории как результат реализации социокультурного проекта
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-610-619Ключевые слова:
бренд территории, социокультурный проект, ООО «Лукойл-Пермь», узнаваемость, малый город, сельское поселениеАннотация
В современной практике управления городским пространством, ресурсами и имиджем территории бренд малых городов и сельских поселений сопряжен с большим количеством проблем (трудно найти разницу между близкорасположенными малыми городами и сельскими поселениями, бренд ассоциируется с административным центром, ресурсы территории быстро истощаются, долгосрочная градостроительная политика и ее эффективная координация отсутствуют). Между тем, развитие бренда малых городов и сельских поселений возможно с помощью ведения эффективной политики или за счет финансирования государственными органами и коммерческими организациями. Социокультурные проекты, трансформирующиеся в бренд территории, — один из инструментов городского планирования (помощь в создании рабочих мест, решении экологических проблем, привлечении потенциальных партнеров). Цель данной публикации — охарактеризовать реализованные в малых населенных пунктах социокультурные проекты ООО «Лукойл-Пермь» с точки зрения их становления в качестве брендов территорий. Эмпирическая база исследования — материалы опроса жителей г. Перми, г. Добрянки, г. Чердыни, Ильинского и Пермского районов об их отношении к реализующимся социокультурным проектам. Авторами оцениваются три составные части трансформации социокультурного проекта в бренд: 1) уровень узнаваемости; 2) степень лояльности среди жителей г. Перми и населенных пунктов, в которых реализуются проекты; 3) значение проектов для развития территории. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешности реализации социокультурных проектов в малых городах и сельских поселениях. При должном продолжении маркетинговых кампаний эти объекты и бренды могут стать примером успешных брендов малых территорий.Библиографические ссылки
Абашев В.В., Фирсова А.В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 3(23). С. 182–190.
Анисимов Н. В Ильинский приезжал Строгановский клуб // Знамя. 2019. 21 июн. URL: http://zir59.ru/articles/media/2019/6/21/v-ilinskij-priezzhal-stroganovskij-klub/ (дата обращения: 12.08.2019).
Анхольт С., Хильдрет Дж. Бренд Америка. Мать всех брендов / пер. с англ. А. Дадыкина. М.: Добрая книга, 2010. 232 с.
Бакина Е.О. Формирование регионального имиджа и территориальный брендинг // XLVII Огаревские чтения: материалы науч. конференции: в 3 ч. (6–13 декабря 2018 г., Саранск). Саранск, 2019. С. 463–466.
Беляева М.А., Самкова В.А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 228 с.
Бровко Д.В., Богданова Е.А. Перспективы использования историко-культурного наследия в формировании территориальной идентичности города Далматово // Малые и средние города России как проблемное поле геобрендинга: материалы Всерос. очно-заочн. науч.-практ. конференции (25–26 марта 2011 г, Екатеринбург). Екатеринбург, 2011. С. 17–21.
Важенина И.С. Имидж, бренд и репутация как Конкурентные преимущества региона // Управленец. 2010. № 5–6. С. 4–9.
Василенко И.А., Василенко Е.В., Ляпоров В.Н., Люлько А.Н. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / под ред. И.А. Василенко. М.: Экономика, 2012. 222 с.
Визгалов Д.В. Маркетинг города: практ. пособие. М.: Ин-т экономики города, 2008. 114 с.
Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. Академия рынка: маркетинг / пер. с фр.; науч. ред. А.Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. 572 с.
Даулинг Г.Р. Наука и искусство маркетинга: профессиональный взгляд на маркетинг / пер. с англ. Т. Виноградовой, В. Кузина, Л. Царук; под науч. ред. С.Г. Божук. СПб.: Вектор, 2006. 392 с.
Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. К. Динни; пер. с англ. В. Сечной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.
Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11–23.
Каталфамо Дж. Произошло смещение фокуса с бренда на сообщество пользователей // Пресс-служба. 2014. № 12. С. 38–40.
Конкурс социальных и культурных проектов / ООО «Лукойл-Пермь». URL: http://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/SocialProject (дата обращения: 06.08.2019).
Мазеина А. Волонтерский десант // Пермская нефть. 2015. 18 авг. URL: http://permneft-portal.ru/newspaper/articles/volonterskiy-desant/ (дата обращения: 12.08.2019).
Муниципальное бюджетное учреждения культуры «Ильинский районный краеведческий музей» / Ильинский муниципальный район. URL: http://old.ilinsk.ru/sotsialnaya-sfera/kultura/muzey/ (дата обращения: 12.08.2019).
Муниципальные образования Пермского края. 2019: стат. сб. / Территориальный орган ФСГС по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2019. 155 с.
Огилви Д. Огилви о рекламе / пер. с англ. А. Гостева, Т. Новиковой. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 240 с.
Оценка численности населения Пермского края по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года и в среднем за 2018 год / Территориальный орган ФСГС по Пермскому краю (Пермьстат)]. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 03.09.2019).
Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 1999. 232 с.
Участие в конкурсе / ООО «Лукойл-Пермь». URL: http://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/SocialProject/Participation?wid=wid_Hvyk5HvpEK61nN6oH5wvg (дата обращения: 06.08.2019).
Федотовских А.В. Брендинг малых и средних городов в рамках формирования имиджа российских агломераций // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конференции / отв. ред. А.М. Бритвин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 210–214.
Цепелев А.Ю. Социально-территориальная идентификация и брендинг региона // Власть. 2013. № 6. С. 143–146.
References
Abashev, V.V. and Firsova, A.V. (2013). Tvorchestvo Alekseya Ivanova kak faktor razvitiya vnutrennego turizma v Permskom krae [Alexei Ivanov’s creativity as a factor of development of domestic tourism in the Perm Krai]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology]. No. 3(23), pp. 182–190.
Anholt, S. and Hildreth, J. (2010). Brend Amerika. Mat’ vsekh brendov, per. s angl. A. Dadykina [Brand America: the mother of all brands, trans. from Eng. by A. Dadykin]. Moscow: Dobraya Kniga Publ., 232 p.
Anisimov, N. (2019). V Il’inskiy priezzhal Stroganovskiy klub [In Ilyinsky came Stroganovski club]. Znamya. Jun. 21. Available at: http://zir59.ru/articles/ media/2019/6/21/v-ilinskij-priezzhal-stroganovskijklub/ (accessed 12.08.2019).
Bakina, E.O. (2008). Formirovanie regional’nogo imidzha i territorial’nyy brending [The formation of a regional image and territorial branding]. XLVII Ogarevskie chteniya [47th Ogarevsky Readings]. Saransk, pp. 463–466. B
elyaeva, M.A. and Samkova, V.A. (2017). Azy imidzhelogii: imidzh lichnosti, organizatsii, territorii [The basics of imageology: image of a person, organization, territory]. Yekaterinburg: Kabinetnyy Uchenyy Publ., 228 p.
Brovko, D.V. and Bogdanova, E.A. (2011). Perspektivy ispol’zovaniya istoriko-kul’turnogo naslediya v formirovanii territorial’noy identichnosti goroda Dalmatovo [Prospects for the use of historical and cultural heritage in the formation of the territorial identity of the city of Dalmatovo]. Malye i srednie goroda Rossii kak problemnoe pole geobrendinga: Materialy Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii [Small and medium-sized cities of Russia as a problem field for geobranding: Proc. of the International scientific and practical conference]. Yekaterinburg, p. 17–21.
Catalfamo, J. (2019). Proizoshlo smeschenie fokusa s brenda na soobschestvo pol’zovateley [The focus has shifted from the brand to the user community]. Presssluzhba [Press Service]. No. 12, pp. 38–40.
Dajan A., Bukerel F., Lankar P. et al. (1993). Akademiya rynka: marketing, per. s fr. [Academy market. Marketing, trans. from French]. Moscow: Ekonomika Publ., 572 p.
Dinnie, K. (2013). Brending territoriy. Luchshie mirovye praktiki, per. s angl. [Branding territories. World best practices, trans. from Eng.]. Moscow: MIF Publ, 336 p.
Dowling, G.R. (2006). Nauka i iskusstvo marketinga: professional’nyy vzglyad na marketing, per. s angl [Science and the art of marketing. A professional look at marketing, trans. from Eng.]. Saint Petersburg: Vektor Publ., 392 p.
Fedotovskikh, A.V. (2012). Brending malykh i srednikh gorodov v ramkakh formirovaniya imidzha rossiyskikh aglomeratsiy [Branding of small and medium-sized cities in the framework of forming the image of Russian agglomerations]. Brending malykh i srednikh gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy. materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy ochno-zaochnoy konferentsii, pod red. A.M. Britvina [Branding of small and medium-sized cities of Russia. Experience, problems, prospects: proceedings of the International scientific and practical conference, ed. by A.M. Britvina]. Ekaterinburg: URFU Publ., pp. 210–214. Konkurs sotsial’nykh i kul’turnykh proektov [Competition of social and cultural projects]. LLC «Lukoil-Perm». Available at: http://perm.lukoil.ru/ ru/Responsibility/SocialProject (accessed 06.08.2019).
Mazeina, A. (2015). Volonterskiy desant [Volunteer landing]. Permskaya neft’ [Perm Oil]. Aug. 18. Available at: http://permneft-portal.ru/newspaper/ articles/volonterskiy-desant/ (accessed 12.08.2019). Munitsipal’noe byudzhetnoe uchrezhdeniye kul’tury «Il’inskiy rayonnyy kraevedcheskiy muzey» [Municipal budgetary institution of culture «Ilyinsky regional museum of local lore»]. Ilyinsky municipal district. Available at: http://old.ilinsk.ru/sotsialnayasfera/kultura/muzey/ (accessed 12.08.2019). Munitsipal’nye obrazovaniya Permskogo kraya. 2019: Statisticheskiy sbornik [Municipalities of the Perm region. 2019: statistical compendium]. Perm: Territorial authority of the FSSS for the Perm Region Publ., 155 p. Otsenka chislennosti naseleniya Permskogo kraya po munitsipal’nym obrazovaniyam na 1 yanvarya 2019 goda i v srednem za 2018 god [Estimation of the population of the Perm Territory by municipalities as of January 1, 2019 and on average for 2018]. Territorial authority of the FSSS for the Perm Region. Available at: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/population/ (accessed 03.09.2019).
Ogilvi, D. (2013). Ogilvi o reklame, per. s angl. [Ogilvy about advertising, trans. from Eng.]. Moscow: MIF Publ., 2nd ed., 240 p.
Pivovarov, Yu.L. (1999). Osnovy geourbanistiki: Urbanizatsiya i gorodskie sistemy [Fundamentals of geo-urbanism: Urbanization and urban systems]. Moscow: Vlados, 232 p.
Tsepelev, A.Yu. (2013). Sotsial’noterritorial’naya identifikatsiya i brending regiona [Socio-territorial identification and branding of the region]. Vlast’ [The Authority]. No. 6, pp. 143–146. Uchastie v konkurse [Participation in the competition]. LLC «Lukoil-Perm». Available at: http://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/SocialProject/ Participation?wid=wid_Hvyk5HvpEK61nN6oH5wvg (accessed 06.08.2019).
Vasilenko, I.A., Vasilenko, E.V., Lyaporov, V.N. and Lyul’ko, A.N. (2012). Imidzh Rossii: kontseptsiya natsional’nogo i territorial’nogo brendinga [Image of Russia: the concept of national and territorial branding]. Moscow: Ekonomika Publ., 222 p.
Vazhenina, I.S. (2010). Imidzh, brend i reputatsiya kak konkurentnye preimuschestva regiona [Image, brand and reputation as competitive advantages of the region]. Upravlenets [The Manager]. No. 5–6, pp. 4–9.
Vizgalov, D.V. (1993). Marketing goroda [City marketing]. Moscow: IUE Publ., 114 p.
Zamyatin, D.N. (2013). Geokul’turnyy brending territoriy: kontseptual’nye osnovy [Geo-cultural branding of territories: the conceptual grounds]. Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovaniy [Labyrinth. Journal of Philosophy and Social Sciences]. No. 5, pp. 11–23.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.