Хосе Ортега-и-Гассет: философия исторического бытия человека
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-194-203Ключевые слова:
Хосе Ортега-и-Гассет, история, исторический кризис, верования, идеи, исторический разум, жизнь, поколение, самопогружение, самоотчуждение, экзистенция, эпохаАннотация
Статья посвящена реконструкции философско-исторических представлений крупнейшего европейского философа XX в. Хосе Ортеги-и-Гассета. Историческое бытие человека рассматривается Ортегой в контексте различных парадигм: феноменологии, экзистенциализма, философии жизни. Показаны взгляды Ортеги-и-Гассета на содержание и структуру исторического процесса. Подчеркивается фундаментальная роль верований и идей в историческом бытии человека. Верования являются той реальностью, в которой пребывает человек. Они составляют латентный слой «логоса» человека. Идеи же порождаются интеллектуальной деятельностью человека. Подлинная первичная реальность загадочна и проблематична. Человек лишь способен создавать воображаемые миры, конструировать интерпретации, сопоставляя их с загадочной реальностью. Рассмотрены такие модусы исторического бытия человека, как самопогружение и самоотчуждение. Важнейшим структурным элементом исторического процесса является поколение. Поколение Ортега предлагает рассматривать в качестве фундаментальной исторической категории, позволяющей понять динамику и характер исторических перемен. Поколение является той траекторией, по которой движется история. Еще одной важной категорией, относящейся к историческому бытию человека, Ортега считал исторический кризис. Исторический кризис является фундаментальной формой, которую может принимать структура человеческой жизни. История представляет собой линейную систему человеческих опытов, протяженных во времени. Формы человеческой жизни в истории не бесконечны, каждый исторический этап прорастает из предыдущего. Исторический кризис является переходом в новую эпоху, своеобразной точкой бифуркации. Одним из наиболее важных достижений своей философии истории Ортега считал концепцию исторического разума. Жизнь обладает значительно более радикальным характером, чем все миры, сконструированные интеллектом. Исторический кризис современности подвел человечество к той черте, которую можно обозначить как «картезианство жизни», а не «картезианство мысли». В истории наступил момент, когда крах физического разума освобождает путь жизненному и историческому разуму. Исторический разум обнаруживает себя в истории как диалектический опыт человека.Библиографические ссылки
Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон+, 2002. 448 с.
Демин И.В. Учение о жизненном разуме Хосе Ортеги-и-Гассета в контексте неклассической философии истории XX века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 3. С. 23–36.
Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. М.: РГГУ, 1997. 72 с.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: сб./ пер. с исп. М.: АСТ, 2002. 509 с.
Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: сб./ пер. с исп. М.: Радуга, 1991. 639 с.
Ортега-и-Гассет Х. Закат революций // История философии. 2016. Т. 21, № 2. С. 132–146.
Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. 384 с.
Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: пер. с исп. / сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. М.: Весь мир, 1997. 704 с.
Ортега-и-Гассет Х. Камень и небо: пер. с исп. М.: Грант, 2000. 288 с.
Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 332 с.
Ортега-и-Гассет Х. «Философия истории» Гегеля и историология // Метафизические исследования: альманах. Вып. 2: История. СПб.: Лаборатория метафизических исследований при философском факультете СПбГУ, 1997. С. 250–281.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. 408 с.
Портнов А.Н. Хосе Ортега-и-Гассет: от философии жизни к философии истории // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2007. № 2. С. 86–104.
Руткевич А.М. Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета // История философии. 2016. Т. 21, № 2. С. 119–131.
Титов В.Ф. Футурологические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета // Философия и общество. 1998. № 5. С. 211–219.
Graham J.T. A pragmatist philosophy of life in Ortega y Gasset. Columbia: University of Missouri Press, 1994. 421 p.
References
Berdyaev, N. (2002). Smysl istorii. Novoe srednevekov’e [The meaning of history. The new middle ages]. Moscow: Kanon+ Publ., 448 p.
Demin, I.V. (2017). Uchenie o zhiznennom razume Hose Ortegi-i-Gasseta v kontekste neklassicheskoy filosofii istorii XX veka [The concept of Ortega-y-Gasset’s vital reason in the context of non-classical philosophy of history in the 20th century]. Vestnik Voronezhkovo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy]. No. 3, pp. 23–36.
Graham, J.T. (1994). A pragmatist philosophy of life in Ortega y Gasset. Columbia: University of Missouri Press, 421 p.
Medushevskaya, O.M. and Rumyantseva, M.F. (1997). Metodologiya istorii [Methodology of history]. Moscow: RSUH Publ., 72 p.
Ortega y Gasset, J. (1991). Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. Moscow: Nauka Publ., 408 p.
Ortega y Gasset, J. (1991). «Degumanizatsiya iskusstva» i drugie raboty. Esse o literature i iskusstve [The dehumanization of art and other essays. Essay on literature and art]. Moscow: Raduga Publ., 639 p.
Ortega y Gasset, J. (1997). «Filosofiya istorii» Gegelya i istoriologiya [«Philosophy of history» by Hegel and historiology]. Metafizicheskie issledovaniya. Vyp. 2: Istoriya [Metaphysical studies. Iss. 2: History]. Saint-Petersburg: Laboratory of metaphysical research at the faculty of philosophy of St. Petersburg state University Publ., pp. 250–281.
Ortega y Gasset, J. (1997). Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow: Ves’ mir Publ., 704 p.
Ortega y Gasset, J. (2000). Kamen’ i nebo [Stone and sky]. Moscow: Grant Publ., 288 p.
Ortega y Gasset, J. (1997). Razmyshleniya o Don Kihote [Meditations on Don Quixote]. Saint-Petersburg: St. Petersburg University Publ., 332 p.
Ortega y Gasset, J. (2002). Vosstanie mass [The revolt of the masses]. Moscow: AST Publ., 509 p.
Ortega y Gasset, J. (2016). Zakat revolyutsyy [The sunset of revolution]. Istoriya filosofii [History of philosophy]. Vol. 21, no. 2, pp. 132–146.
Ortega y Gasset, J. (2006). Zapakh kul’tury [The Smell of culture]. Moscow: Algoritm, Eksmo Publ., 384 p.
Portnov, A.N. (2007). Hose Ortega i Gasset: ot filosofii zhizni k filosofii istorii [Jose Ortega y Gasset: from philosophy of life to philosophy of history]. Vestnik gumanitarnogo fakul’teta Ivanovskogo gosudarstvennogo himiko-tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Faculty of Humanities of Ivanovo State University of Chemical Technology]. No. 2, pp. 86–104.
Rutkevich, A.M. (2016). Filosofiya istorii H. Ortegi-i-Gasseta [Philosophy of history J. Ortega y Gasset]. Istoriya filosofii [History of Philosophy]. Vol. 21, no. 2, pp. 119–131.
Titov, V.F. (1998). Futurologicheskie idei Hose Ortegi-i-Gasseta [Futurological ideas of Jose Ortega y Gasset]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 5, pp. 211–219.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.