Индивидуальность и самопрезентация: личность как объект и субъект потребления в современном обществе
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-1-75-82Ключевые слова:
личность, индивидуальность, самопрезентация, объект потребления, субъект потребления, общество потребления, интернет-коммуникации, телесность, тело как объект потребления, виртуальная реальность, медийные образыАннотация
Включаясь в процесс потребления, личность не только конструирует свое индивидуальное бытие и социальную реальность, но и достраивает свою индивидуальность, опираясь на популярные в среде символы. Попытки проявить свою собственную индивидуальность сталкиваются с принятыми в обществе способами самопредъявления, а также оценками со стороны других людей, что ставит перед личностью вопрос: что и как презентовать? Открытость способов самопрезентации приводит к распространению интереса к отдельным сторонам и характеристикам личности, а также обуславливает ее переход в категорию объекта потребления. При этом стремление заполучить положительную внешнюю оценку со стороны окружающих влечет за собой «сворачивание» личности ввиду демонстрации лишь отдельных своих сторон, пользующихся наибольшим спросом (т.е. наиболее «потребляемых»). Подобный процесс связан со стремлением удовлетворить потребности в признании и уважении, дополнить качества, особенности, характеристики образа «Я» или же скрыть отсутствие базовой реальности и понимания себя как целостной личности. С другой стороны, идентификация себя в социокультурном пространстве, в референтной группе приводит к поиску и выделению отдельных индивидов, вызывающих наибольший интерес. Личность, становясь субъектом потребления, объективизирует другого, наделенного желаемыми качествами и характеристиками, потребляя транслируемый ею контент. Однако такой процесс потребления вызывает чувство незавершенности и неполноценности самого себя ввиду невозможности обладания желаемыми качествами и является причиной все нового и нового поиска объектов потребления, отдаления от собственной индивидуальности и потере собственного Я.Библиографические ссылки
Архипова С.В. Особенности социокультурной телесности в современном мире // Вопросы культурологии. 2011. № 11. С. 70–74.
Бекарев А.М., Пак Г.С. Потребление без потребностей? // Наука. Мысль. 2017. Т. 7, № 4. С. 91–94. URL: http://stepj.ru/index.php/steps/issue/view/38/4-2017 (дата обращения: 26.10.2017).
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 269 с.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. 168 с.
Гриднева Е.А., Бухранова Т.С. Тело как знак личности // Коммуникативистика ХХI века: перспективы развития социально-гуманитарного знания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 марта 2010 г. / под науч. ред. Е.А. Гриднева. Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. С. 84–87.
Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 172–187.
Гукасова М.М. Медийная личность и персональная сфера: пределы расширения в социокультурной ситуации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 3–1. С. 101–107.
Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор: сб. статей / отв. ред. А.С. Каргин. М.: Гос. республ. центр русского фольклора. 2009. С. 285–294. URL: http://smg.media.mit.edu/people/Judith/Identity/IdentityDeception.html (дата обращения: 26.10.2017).
Леушкин Р.В. Виртуальный социальный капитал в системе общества потребления // Социодинамика. 2017. № 7. С. 85–95. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_20565.html (дата обращения: 26.10.2017).
Липовская О.Г. Женщина как объект потребления // Искусство кино. 1991. № 6. С. 18–21.
Митров М.А. Культура общества потребления в России в период экономического кризиса: региональный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 150–157.
Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 21–34.
Ракитиных М.Б. Социокультурная природа феномена потребления в обществе постмодерна: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2004. 13 с.
Фаустова А.Г. Историческая динамика представлений о человеческом теле, внешности и физической привлекательности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 1. С. 35–55.
Хасанов М.Р. Индивидуальное бытие человека // Вестник Башкирского университета. 2010. № 4. С. 1278–1281.
Щелкунов М.Д., Николаева Е.М. Потребление. Образование. Личность // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 1. С. 97–105.
Baudrillard J. Selected Writings. Oxford: Polity Press, 1996. 302 p.
Bauman Z. Consuming Life. Cambridge, Maiden, MA: Polity Press, 2007. 160 p.
Seabrook J. What Went Wrong? Why Hasnt Having More Made People Happier? N.Y.: Pantheon, 1978. 286 р.
References
Arkhipova, S.V. (2011). Osobennosti sotsiokulturnoy telesnosti v sovremennom mire [Features of socio-cultural physicality in the modern world]. Voprosy kulturologii [Issues of Culturology]. No. 11, pp. 70–74.
Baudrillard, J. (2006). Obschestvo potrebleniya. Ego mify i struktury [The Consumer Society: Myths and Structures]. Moscow: Respublika Publ., 269 p.
Baudrillard, J. (1996). Selected Writings. Oxford: Polity Press, 302 p.
Baudrillard, J. (1999). Sistema veschey [System of things]. Moscow: Rudomino Publ., 168 p.
Bauman, Z. (2007). Consuming Life. Cambridge, Maiden: Polity Press, 160 p.
Bekarev, A.M. and Pak, G.S. (2017). Potreblenie bez potrebnostey? [Consumption without needs?]. Nauka. Mysl’ [Science. Thought]. Vol. 7, no. 4, pp. 91–94.
Available at: http://stepj.ru/index.php/ steps/issue/view/38/4-2017 (accessed 26.10.2017). Faustova, A.G. (2013). Istoricheskaya dinamika predstavleniy o chelovecheskom tele, vneshnosti i fizicheskoy privlekatel’nosti [The historical dynamics of ideas about the human body, appearance and physical attractiveness]. Lichnost’ v menyayuschemsya mire: zdorov’e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a Сhanging World: Health, Adaptation, Development]. No. 1, pp. 35–55.
Gridneva, E.A. and Bukhranova, T.S. (2010). Telo kak znak lichnosti [The body as a sign of personality]. Kommunikativistika XXI veka: perspektivy razvitiya sotsialno-gumanitarnogo znaniya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 19 marta 2010 g. [Communicativistics of the 21th century: prospects for the development of social and humanities knowledge: proceedings of the AllRussian Scientific and Practical Conference, March 19, 2010]. N. Novgorod, HSE – Nizhniy Novgorod Publ., pp. 84–87.
Groshev, I.V. (2000). Reklamnye tekhnologii gendera [Advertising technologies of gender]. Obschestvennye nauki i sovremennost [Social Sciences and Contemporery World]. No. 4, pp. 172–187.
Gukasova, M.M. (2016). Mediynaya lichnost’ i personalnaya sfera: predely rasshireniya v sotsiokul’turnoy situatsii [Media person and personal sphere: limits of expansion of sociocultural situation]. Istoricheskaya i sotsia’lno-obrazovatel’naya mysl’ [Historical and Social-Educational Idea]. No. 3–1, pp. 101–107.
Khasanov, M.R. (2010). Individualnoe bytie cheloveka [Individual being of man]. Vestnik Bashkirsogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. No. 4, pp. 1278–1281.
Ksenofontova, I.V. (2009). Spetsifika kommunikatsii v usloviyakh anonimnosti: memetika, imidzhbordy, trolling [Specificity of communication in the conditions of anonymity: memetics, image boards, trolling]. Internet i fol’klor, pod red. A.S. Kargina [Internet i folklore, ed. by A.S. Kargin]. Moscow: State Republican Сenter of Russian Folklore Publ., pp. 285–294.
Available at: http://smg.media.mit.edu/people/Judith/Identity/Ident ityDeception.html (accessed 26.10.2017). Leushkin, R.V. (2017). Virtual’nyy sotsialnyy kapital v sisteme obschestva potrebleniya [Virtual social capital in the consumer society system]. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No. 7, pp. 85–95. Available at: http://e-notabene.ru/pr/article_ 20565.html (accessed 26.10.2017).
Lipovskaya, O.G. (1991). Zhenschina kak ob”ekt potrebleniya [Woman as an object of consumption]. Iskusstvo kino [Art of Cinema]. No. 6, pp. 18–21.
Mitrov, M.A. (2011). Kul’tura obschestva potrebleniya v Rossii v period ekonomicheskogo krizisa: regionalnyy aspect [Culture of the consumer society in Russia during the economic crisis: the regional dimension]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul’urologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Culturology]. No. 2, pp. 150–157.
Pikuleva, O.A. (2013). Psikhologicheskaya mnogoznachnost’ ponyatiya samoprezentatsiya lichnosti i sovremennye nauchnye podkhody k ponimaniyu ego soderzhaniya [The concept of selfpresentation: multiple meanings and modern approaches]. Sotsialnaya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. No. 2, pp. 21–34.
Rakitinykh, M.B. (2004). Sotsiokul’turnaya priroda fenomena potrebleniya v obschestve postmoderna: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [Socio-cultural nature of the phenomenon of consumption in the society of postmodernity: Abstract of Ph.D. dissertation]. Tomsk, 13 p.
Schelkunov, M.D. and Nikolaeva, E.M. (2009). Potreblenie. Obrazovanie. Lichnost’ [Consumption. Education. Personality]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [The Review of Economy, the Law and Sociology]. No. 1, pp. 97–105.
Seabrook, J. (1978). What Went Wrong? Why Hasn’t Having More Made People Happier? New York: Pantheon, 286 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.