Мифология сетевых сообществ Рунета

Социология

Авторы

  • Наталья Викторовна Плотичкина Кубанский государственный университет, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-649-658

Ключевые слова:

миф, мифологизация, социальные медиа, дискурсивно-мифологический подход, онлайн-сообщество, материнство, футбол

Аннотация

Статья является частью проекта, направленного на исследование субъективного пространства политики в условиях сетевого общества. Она посвящена мифологии онлайн-сообществ Рунета («МАМА™», «Реальный футбол»). Миф характеризуется как дискурсивный конструкт, транслирующий идеологию. Исследование проводилось с использованием контент-анализа, позволившего выявить тематическую структуру дискурса онлайн-сообществ, и дискурсивно-мифологического подхода, разработанного Д. Келси на основе интеграции критического дискурс-анализа и теории мифов. Исследование опирается на концепты мифа К. Флада, Р. Барта, экспликацию магии как техники изменения реальности М. Мосса. Сетевое сообщество «МАМА™» транслирует мифические нарративы о естественном материнстве, материнском инстинкте и альтруизме, универсальном материнском опыте, архетипы «вкусной мамочки» и «беременной красавицы». Мифы легитимируют идеологию интенсивного материнства; наблюдается дискурсивное фреймирование потребления как материального выражения материнской любви и заботы. На странице онлайн-сообщества «Реальный Футбол» футбольный клуб представлен как фабрика грез; игрокам и тренерам приписываются статусы героев и волшебников; создатели паблика объединяют сторонников посредством семейного мифа. Мифы распространяют и поддерживают идеологии «футболоцентризма», «футбола как мужской игры»; мифология скрывает «микрофизику власти» футбольной жизни от взгляда «другого».

Биография автора

Наталья Викторовна Плотичкина , Кубанский государственный университет, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149

кандидат политических наук, доцент,доцент кафедры государственной политики и государственного управления

Библиографические ссылки

References

Chae, J. (2015). «Am I a better mother than you?»: Media and 21st-century motherhood in the context of the social comparison theory. Communication Research. Vol. 42, iss. 4, pp. 503–525. DOI: https://doi.org/10.1177/0093650214534969

Douglas, S.J., Michaels, M.W. (2005) The Mommy Myth: The Idealization of Motherhood and How it has Undermined all Women. New York: Simon & Schuster, 400 p.

Hall, P.C. (1998). Mothering mythology in the late twentieth century: science, gender lore and celebratory narrative. Canadian Woman Studies. Vol. 18, no. 2–3, pp. 59–63.

Hays, S (1996). The Cultural Contradictions of Motherhood. New Haven: Yale University Press, 252 p.

Johnston, D.D., Swanson, D.H. (2003). Invisible mothers: A content analysis of motherhood ideologies and myths in magazines. Sex Roles. Vol. 49, iss. 1–2, pp. 21–33.

Kelsey, D. (2015). Media, Myth and Terrorism: A discourse-mythological analysis of the ‘Blitz Spirit’ in British Newspaper Responses to the July 7th Bombings. London: Palgrave Macmillan, 226 p. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137410696

Kelsey, D. (2016). Hero Mythology and Right-Wing Populism: A discourse-mythological case study of Nigel Farage in the Mail Online. Journalism Studies. Vol. 17, iss. 8, pp. 971–988. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670x.2015.1023571

Kelsey, D. (2017). Media and Affective Mythologies: Discourse, Archetypes and Ideology in Contemporary Politics. London: Palgrave, 181 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60759-7

Littler, J. (2013). The Rise of the «Yummy Mummy»: Popular Conservatism and the Neoliberal Maternal in Contemporary British Culture. Communication, Culture & Critique. Vol. 6, iss. 2, pp. 227–243. DOI: https://doi.org/10.1111/cccr.12010

Marres, N. (2017). Digital Sociology: The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press, 277 p.

Mauss, M. (2005). A General Theory of Magic. London, New York: Routledge, 192 p.

Oakley, A. (1974). The sociology of housework. New York: Pantheon Books, Random House, 242 p.

Potvin, J.M. (2015). Mobilizing motherhood: the use of maternal myths in popular development discourse. Global justice: theory practice rhetoric. Vol. 8, no. 1, pp. 23–43.

Загрузки

Опубликован

30-12-2020

Выпуск

Раздел

Статьи