Мифология сетевых сообществ Рунета
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-649-658Ключевые слова:
миф, мифологизация, социальные медиа, дискурсивно-мифологический подход, онлайн-сообщество, материнство, футболАннотация
Статья является частью проекта, направленного на исследование субъективного пространства политики в условиях сетевого общества. Она посвящена мифологии онлайн-сообществ Рунета («МАМА™», «Реальный футбол»). Миф характеризуется как дискурсивный конструкт, транслирующий идеологию. Исследование проводилось с использованием контент-анализа, позволившего выявить тематическую структуру дискурса онлайн-сообществ, и дискурсивно-мифологического подхода, разработанного Д. Келси на основе интеграции критического дискурс-анализа и теории мифов. Исследование опирается на концепты мифа К. Флада, Р. Барта, экспликацию магии как техники изменения реальности М. Мосса. Сетевое сообщество «МАМА™» транслирует мифические нарративы о естественном материнстве, материнском инстинкте и альтруизме, универсальном материнском опыте, архетипы «вкусной мамочки» и «беременной красавицы». Мифы легитимируют идеологию интенсивного материнства; наблюдается дискурсивное фреймирование потребления как материального выражения материнской любви и заботы. На странице онлайн-сообщества «Реальный Футбол» футбольный клуб представлен как фабрика грез; игрокам и тренерам приписываются статусы героев и волшебников; создатели паблика объединяют сторонников посредством семейного мифа. Мифы распространяют и поддерживают идеологии «футболоцентризма», «футбола как мужской игры»; мифология скрывает «микрофизику власти» футбольной жизни от взгляда «другого».Библиографические ссылки
References
Chae, J. (2015). «Am I a better mother than you?»: Media and 21st-century motherhood in the context of the social comparison theory. Communication Research. Vol. 42, iss. 4, pp. 503–525. DOI: https://doi.org/10.1177/0093650214534969
Douglas, S.J., Michaels, M.W. (2005) The Mommy Myth: The Idealization of Motherhood and How it has Undermined all Women. New York: Simon & Schuster, 400 p.
Hall, P.C. (1998). Mothering mythology in the late twentieth century: science, gender lore and celebratory narrative. Canadian Woman Studies. Vol. 18, no. 2–3, pp. 59–63.
Hays, S (1996). The Cultural Contradictions of Motherhood. New Haven: Yale University Press, 252 p.
Johnston, D.D., Swanson, D.H. (2003). Invisible mothers: A content analysis of motherhood ideologies and myths in magazines. Sex Roles. Vol. 49, iss. 1–2, pp. 21–33.
Kelsey, D. (2015). Media, Myth and Terrorism: A discourse-mythological analysis of the ‘Blitz Spirit’ in British Newspaper Responses to the July 7th Bombings. London: Palgrave Macmillan, 226 p. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137410696
Kelsey, D. (2016). Hero Mythology and Right-Wing Populism: A discourse-mythological case study of Nigel Farage in the Mail Online. Journalism Studies. Vol. 17, iss. 8, pp. 971–988. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670x.2015.1023571
Kelsey, D. (2017). Media and Affective Mythologies: Discourse, Archetypes and Ideology in Contemporary Politics. London: Palgrave, 181 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60759-7
Littler, J. (2013). The Rise of the «Yummy Mummy»: Popular Conservatism and the Neoliberal Maternal in Contemporary British Culture. Communication, Culture & Critique. Vol. 6, iss. 2, pp. 227–243. DOI: https://doi.org/10.1111/cccr.12010
Marres, N. (2017). Digital Sociology: The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press, 277 p.
Mauss, M. (2005). A General Theory of Magic. London, New York: Routledge, 192 p.
Oakley, A. (1974). The sociology of housework. New York: Pantheon Books, Random House, 242 p.
Potvin, J.M. (2015). Mobilizing motherhood: the use of maternal myths in popular development discourse. Global justice: theory practice rhetoric. Vol. 8, no. 1, pp. 23–43.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.