Этика удовольствия как герменевтическая проблема у раннего Х.Г. Гадамера
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-221-231Ключевые слова:
аналитическая реконструкция, генеалогия, герменевтика, гедонизм, Благо, диалог, даилектика, интерпретация, интерпретационная стратегия, онтология, удовольствие, феноменология, этикаАннотация
Предложена аналитическая реконструкция интерпретационной стратегии немецкого философа Х.Г. Гадамера, связанной в его раннем творчестве с феноменологической интерпретацией диалога «Филеб». Аналитическая реконструкция феноменологической интерпретации диалога Платона «Филеб», осуществленная Х.Г. Гадамером, необходима для понимания развития взглядов создателя «герменевтической Библии XX века». Исследование феноменологической интерпретации диалога у раннего Х.Г. Гадамера позволяет определить концептуальное различие вопроса о генеалогии удовольствий, поставленной в философской мысли XX в. Содержательным моментом реконструкции интерпретационной стратегии Х.Г. Гадамера становятся концептуальное определение отношения к этической традиции, восходящей к Аристотелю, и динамическое понимание проблемы соотношения удовольствия и разума в человеческой жизни. На примере герменевтической структуры понятия «благо» выделяется диалектическое различие между этосом и праксисом, рассматриваемое в контексте текстологического наследия Платона и Аристотеля. Выделено значение генетической концепции В. Йегера на постановку герменевтической проблемы у Х.Г. Гадамера. Анализируются экзистенциальные аспекты в феноменологической интерпретации Х.Г. Гадамера, восходящие к концепции «жизненного мира» у позднего Э. Гуссерля. Прослеживается развитие концептов «герменевтический опыт» и «герменевтический круг» на ранней феноменологической стадии развития идей Х.Г. Гадамера. Реконструкция диалектического анализа соотношения единого и многого в диалоге «Филеб», предложенная Х.Г. Гадамером, проводится в контексте онтологических положений М. Хайдеггера. Обосновывается положение, что диалектическое различие родов удовольствия, вытекающее из платоновского различия души и тела, необходимо рассматривать как концептуальное отличие феноменологической интерпретации Х.Г. Гадамера от генеалогии телесности, идущее в европейской философии от Ф. Ницше к М. Фуко.Библиографические ссылки
Алиева О.В. Формирование и развитие жанров протрептика и паренезы в античной и раннехристианской литературе: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2013. 28 с.
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53–294.
Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб.: Российское Библейское общество, 2000. 271 с.
Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 412 с.
Гадамер Х.Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба»). СПб.: С.- Петерб. философское общество, 2000. 256 с.
Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
Гайзер К. Загадочная лекция Платона «О Благе» // Платоновские исследования. 2016. Вып. V. С. 56–103.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию. СПб.: Наука, 2013. 494 с.
Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т. 2. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. 336 с.
Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2014. 216 с.
Лосев А.Ф. Критические замечания к диалогу // Платон. Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 520–524.
Месяц С.В. Платоновский «Филеб» о Едином, многом и среднем (комментарий к фрагменту 14c–18d) // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2012. Т. 6, № 2. С. 323–339.
Ощепков И.В., Ощепкова Е.С. «Дар Богов» в диалоге Платона «Филеб». «Грамматика» Тевта // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2017. № 2. С. 21–43.
Платон. Кратил // Платон. Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 613–681.
Фестьюжер А.-Ж. Созерцание и созерцательная жизнь по Платону. М.: Наука, 2009. 497 с.
Фуко М. Использование Удовольствий. История сексуальности. Т. 2. СПб.: Академ. проект, 2004. 432 с.
Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Ад Маргинем, 1997. 452 с.
Щетников А.И. Число в «Филебе» Платона // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т. 3, № 2. С. 450–465.
References
Alieva, O.V. (2013). Formirovanie i razvitie zhanrov protreptika i parenezy v antichnoy i rannekhristianskoy literature: avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Formation and development of the genres of protreptics and parenthetics in ancient and Early Christian literature: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 28 p.
Aristotle (1983). [Nicomachean Ethics]. Sochineniya: v 4 t. [Works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 4, pp. 53–294.
Aune, D. (2000). Novyy Zavet i ego literaturnoe okruzhenie [The New Testament in its literary environment]. St. Petersburg: Rossiyskoe Bibleyskoe Obschestvo Publ., 271 p.
Festugière, A.-J. (2009). Sozertsanie i sozertsatel’naya zhizn’ po Platonu [Contemplation and contemplative life according to Plato]. Moscow: Nauka Publ., 497 p.
Foucault, M. (2004). Ispol’zovanie Udovol’stviy. Istoriya seksual’nosti. T. 2 [The use of pleasure. The history of sexuality. Vol. 2]. St. Petersburg: Akademicheskiy Proekt Publ., 432 p.
Gadamer, H.G. (1988). Istina i metod: Osnovy filosofskoy germenevtiki [Trust and method: Fundamentals of philosophical hermeneutics]. Moscow: Progress Publ., 704 p.
Gadamer, H.G. (2000). Dialekticheskaya etika Platona (fenomenologicheskaya interpretatsiya «Fileba») [Plato’s dialectical ethics (phenomenological interpretation relating to the Philebus)]. St. Petersburg: Saint-Petersburg Philosophical Society Publ., 256 p.
Gaiser, K. (2016). [Plato’s enigmatic lecture «On the Good»]. Platonovskie issledovaniya [Platonic Investigations]. Iss. 5, pp. 56–103.
Heidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and time]. Moscow: Ad Marginem Publ., 452 p.
Husserl, E. (2013). Krizis evropeyskikh nauk i transtsendental’naya fenomenologiya: vvedenie v fenomenologicheskuyu filosofiyu[The crisis of European sciences and transcendental phenomenology: an introduction to phenomenological philosophy]. St. Petersburg: Nauka Publ., 494 p.
Losev, A.F. (1994). [Comments on the dialogue]. Platon. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Plato. Collected works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 3, pp. 520–524.
Mesyats, S.V. (2012). [Plato’s Philebus on the one, many and the middle (a note on 14c–18d)]. Schole. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya [Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition]. Vol. 6, no. 2, pp. 323–339.
Oschepkov, I.V. and Oschepkova, E.S. (2017). [«Gift of the Gods» in Plato’s «Philebus»: Theuth’s art of grammar]. Vestnik Moskvovskogo Universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy]. No. 2, pp. 21–43.
Plato (1990). [Cratylus]. Platon. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Plato. Collected works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 613–681.
Schetnikov, A.I. (2009). [The number in Plato’s Philebus]. Schole. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya [Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition]. Vol. 3, no. 2, pp. 450–465.
Verlinskiy, A.L. (2006). Antichnye ucheniya o vozniknovenii yazyka [Ancient teachings on the origin of language]. St. Petersburg: SPbU Publ., 412 p.
Yeager, V. (1997). Paydeya. Vospitanie antichnogo greka (epokha velikikh vospitateley i vospitatel’nykh sistem). T. 2 [Paideya. The upbringing of the ancient Greek (the era of great educators and educational systems). Vol. 2]. Moscow: Yuriy Shichalin’s Museum Graeco-Latinum Publ., 336 p.
Yeager, V. (2014). Rannee khristianstvo i grecheskaya paydeyya [Early Christianity and Greek paideia]. Moscow: Yuriy Shichalin’s Museum Graeco-Latinum Publ., 216 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.