Особенности личностной конкурентоспособности киберигроков в контексте их игровых и психологических характеристик

Психология

Авторы

  • Денис Фатыхович Даутов Донской государственный технический университет, 344003, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
  • Кристина Александровна Коробова Донской государственный технический университет, 344003, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-3-446-458

Ключевые слова:

киберспорт, киберспортивные игры, киберигровая деятельность, личностная конкурентоспособность, особенности игровой деятельности

Аннотация

В статье рассмотрена личностная конкурентоспособность киберигроков в рамках их игровых и психологических характеристик. Целью исследования являлось определение зависимости уровней конкурентоспособности киберигроков от их психологических характеристик, а также установления взаимосвязи между конкурентоспособностью и типом игровой деятельности. На выборке из 75 профессиональных киберспортсменов, систематически тренирующихся и выступающих в составе Центра развития киберспорта «Donstu Esports» и стратифицированных по внутриигровому рейтингу (MMR), игровому стажу и предпочитаемым ролям, применен комплексный диагностический инструментарий. Он включал: «Экспресс-диагностику личностной конкурентоспособности» (А.Г. Гаврилова), «Базовые ориентации межличностных отношений» (В. Шутц), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман и др., адаптация Т.Л. Крюковой), «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев и соавт.), «Эмоциональная направленность личности» (Б.И. Додонов), а также авторскую анкету для детализации специфики игровой деятельности. Данные собраны дистанционно посредством Google Forms. Статистическая обработка с использованием пошагового множественного регрессионного анализа, корреляционного анализа Пирсона и критерия Краскела-Уоллиса позволила выявить, что высокий уровень конкурентоспособности сопряжен с интроспекцией, акизитивной направленностью и низкой эмоциональной вовлеченностью в стрессовые ситуации киберигроков, в то время как низкий уровень характеризуется альтруистичностью, эстетическими предпочтениями и склонностью к экстернализации ответственности. Эмпирическое исследование выявило различия в вкладе факторов, влияющих на личностную конкурентоспособность. Основное внимание уделяется способности к саморефлексии и препятствиям, таким как альтруизм. Игроки с высоким уровнем конкурентоспособности часто демонстрируют недостаток самокритики и предпочитают одиночную игру, что противоречит их стремлению к лидерству. К наиболее важным результатам относится установление склонности к одиночной игре высокоранговых игроков, даже в случае стремления их к занятию лидерского положения. Полученные результаты могут использоваться в разработке тренингов и психокоррекционных программ для повышения эффективности и адаптивности киберспортсменов, а также в практической деятельности киберспортивных психологов. В исследовании подчеркивается потенциал киберигровой деятельности для изучения психологических феноменов молодежи.

Биографии авторов

Денис Фатыхович Даутов , Донской государственный технический университет, 344003, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Кристина Александровна Коробова, Донской государственный технический университет, 344003, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

соискатель кафедры психологии образования и организационной психологии

Библиографические ссылки

Бочавер К.А., Кузнецов А.И. Киберспорт: актуальные проблемы подготовки, результативности и здоровья игроков // Спортивный психолог. 2017. № 3(46). С. 48–54.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 28. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child (дата обращения: 23.04.2025).

Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

Корчажкина О.М. «Цифровое слабоумие»: расплата за стремительную цифровизацию общества // Психология обучения. 2022. № 1. С. 4–13.

Beres N.A., Klarkowski M., Mandryk R.L. Playing with emotions: A systematic review examining emotions and emotion regulation in esports performance // Proceedings of the ACM on Human-computer Interaction. 2023. Vol. 7, iss. CHI PLAY. P. 558–587. DOI: https://doi.org/10.1145/3611041

Chen Zh., Pennington Ch. What psychological factors predict long-term success in esports? // Peer Community in Registered Reports. 2023. URL: https://rr.peercommunityin.org/articles/rec?id=269 (accessed: 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.24072/pci.rr.100269

Dell’Aquila E., Marocco D., Ponticorvo M., Di Ferdinando A., Schembri M., Miglino O. Educational games for soft-skills training in digital environments: new perspectives / Advances in game-based learning. Cham, CH: Springer, 2017. 180 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-06311-9

Freeman G. Wohn D.Y. Understanding esports team formation and coordination // Computer Supported Cooperative Work (CSCW). 2019. Vol. 28, iss. 1–2. P. 95–126. DOI: https://doi.org/10.1007/s10606-017-9299-4

Gallen C.L., Schachtner J.N., Anguera-Singla R., Anguera J.A., Gazzaley A. Influence of game features on attention in adults // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2023.1123306/pdf (accessed: 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1123306

Jordan-Vallverdú V., Plaza-Navas M.-A., Raya J.M., Torres-Pruñonosa J. The intellectual structure of esports research // Entertainment Computing. 2024. Vol. 49. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1875952123000836/pdfft?md5=43dd35f875d8dc94077748f3e0cd71c3&pid=1-s2.0-S1875952123000836-main.pdf (accessed: 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.1016/j.entcom.2023.100628

Kegelaers J., Trotter M.G., Watson M., Pedraza-Ramirez I. et al. Promoting mental health in esports // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2024.1342220/pdf (accessed: 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1342220

Kwak H., Blackburn J. Linguistic analysis of toxic behavior in an online video game // Social Informatics: SocInfo 2014 International Workshops (Barcelona, Spain, November 11, 2014) Revised Selected Papers. Cham, CH: Springer, 2014. P. 209–217. DOI: http://doi.org/10.1007/978-3-319-15168-7_26

Nagorsky E., Wiemeyer J. The structure of per-formance and training in esports // PLoS One. 2020. Vol. 15, no. 8. URL: https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0237584&type=printable (accessed: 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237584

Poulus D., Coulter T., Trotter M., Polman R. Perceived stressors experienced by competitive esports athletes // International Journal of eSports. 2023. Mar. 7. URL: https://www.ijesports.org/publication/74/galley/download/76 (accessed: 23.04.2025).

Smith M.J., Birch Ph.D.J., Bright D. Identifying stressors and coping strategies of elite esports competitors // International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations (IJGCMS). 2019. Vol. 11, iss. 2. P. 22–39. DOI: https://doi.org/10.4018/ijgcms.2019040102

Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92, iss. 4. P. 548–573. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.4.548

References

Beres, N.A., Klarkowski, M. and Mandryk, R.L. (2023). Playing with emotions: A systematic review examining emotions and emotion regulation in esports performance. Proceedings of the ACM on Human-computer Interaction. Vol. 7, , iss. CHI PLAY, pp. 558–587. DOI: https://doi.org/10.1145/3611041

Bochaver, K.A. and Kuznetsov, A.I. (2017). [eSports: actual problems of players’ training, efficacy and health]. Sportivnyy psikholog [Sports Psychologist]. No. 3(46), pp. 48–54.

Chen, Zh. and Pennington, Ch. (2023). What psychological factors predict long-term success in esports? Peer Community in Registered Reports. Available at: https://rr.peercommunityin.org/articles/rec?id=269 (accessed 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.24072/pci.rr.100269

Dell’Aquila, E., Marocco, D., Ponticorvo, M., Di Ferdinando, A., Schembri, M. and Miglino, O. (2017). Educational games for soft-skills training in digital environments: new perspectives. Advances in game-based learning. Cham, CH: Springer Publ., 180 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-06311-9

Dodonov, B.I. (1978). Emotsii kak tsennost’ [Emotions as value]. Moscow: Politizdat Publ., 272 p.

Freeman, G. and Wohn, D.Y. (2019). Understanding esports team formation and coordination. Computer Supported Cooperative Work (CSCW). Vol. 28, iss. 1–2, pp. 95–126. DOI: https://doi.org/10.1007/s10606-017-9299-4

Gallen, C.L., Schachtner, J.N., Anguera-Singla, R., Anguera, J.A. and Gazzaley, A. (2023). Influence of game features on attention in adults. Frontiers in Psychology. Vol. 14. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2023.1123306/pdf (accessed 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1123306

Jordan-Vallverdú, V., Plaza-Navas, M.-A., Raya, J.M., and Torres-Pruñonosa, J. (2024). The intellectual structure of esports research. Entertainment Computing. Vol. 49. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1875952123000836/pdfft?md5=43dd35f875d8dc94077748f3e0cd71c3&pid=1-s2.0-S1875952123000836-main.pdf (accessed 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.1016/j.entcom.2023.100628

Kegelaers, J., Trotter, M.G., Watson, M., Pedraza-Ramirez, I. et al. (2024). Promoting mental health in esports. Frontiers in Psychology. Vol. 15. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2024.1342220/pdf (accessed 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1342220

Korchazhkina, O.M. (2022). [«Digital dementia»: the payment for rapid digitalization of the society]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Education]. No. 1, pp. 4–13.

Kwak, H. and Blackburn, J. (2014). Linguistic analysis of toxic behavior in an online video game. Social Informatics: SocInfo 2014 international work-shops (Barcelona, Spain, November 11, 2014) revised selected papers. Cham, CH: Springer Publ., pp. 209–217. DOI: http://doi.org/10.1007/978-3-319-15168-7_26

Nagorsky, E. and Wiemeyer, J. (2020). The structure of performance and training in esports. PLoS One. Vol. 15, no. 8. Available at: https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0237584&type=printable (accessed 23.04.2025). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237584

Poulus, D., Coulter, T., Trotter, M. and Polman, R. (2023). Perceived stressors experienced by competitive esports athletes. International Journal of eSports. Mar. 7. Available at: https://www.ijesports.org/publication/74/galley/download/76 (accessed 23.04.2025).

Smith, M.J., Birch, Ph.D.J. and Bright, D. (2019). Identifying stressors and coping strategies of elite esports competitors. International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations (IJGCMS). Vol. 11, iss. 2, pp. 22–39. DOI: https://doi.org/10.4018/ijgcms.2019040102

Vygotsky, L.S. (2017). [Play and its role in the psychical development of the child]. Al’manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki [The Almanac Institute of Special Education]. No. 28. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child (accessed 23.04.2025).

Weiner, B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review. Vol. 92, iss. 4, pp. 548–573. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.4.548

Загрузки

Опубликован

04-11-2025

Выпуск

Раздел

Статьи