Психологическое сопровождение посредством искусственного интеллекта: могут ли ИИ чат-боты спасти от одиночества?

Свет и тени цифровой реальности. Образ инженера XXI век

Авторы

  • Инга Федоровна Фрейманис Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-3-406-416

Ключевые слова:

искусственный интеллект, чат-бот, психологическое сопровождение, субъективное одиночество, цифровой собеседник, имитация человеческого общения, цифровая психология, цифровые инструменты психотерапевты, эмоциональная зависимость от цифрового собеседника

Аннотация

В условиях цифровой трансформации общества искусственный интеллект (ИИ) примененяется в различных сферах, включая психологическое сопровождение. Данное исследование посвящено изучению эффективности чат-ботов со встроенным искусственным интеллектом в снижении субъективного одиночества — эмоционального состояния, связанного с дефицитом значимых социальных связей и негативно влияющего на психологическое здоровье. В эксперименте продолжительностью 4 недели приняли участие 294 чел., разделенных на две группы. Первая группа ежедневно взаимодействовала с ИИ чат-ботами (ChatGPT, Google Assistant, Siri и др.), вторая (контрольная) получала психообразовательные материалы. Для оценки динамики использовалась шкала одиночества UCLA. Результаты показали, что ежедневное общение с ИИ чат-ботами привело к статистически значимому снижению уровня одиночества. В контрольной группе, напротив, зафиксировано увеличение показателей, что может быть связано с отсутствием интерактивного компонента и эмоциональной поддержки. Межгрупповые различия подтверждены методами статистического анализа. Ключевыми механизмами эффекта стали персонализация поддержки, круглосуточная доступность и имитация эмпатического взаимодействия ИИ чат-ботом. Однако важно учитывать потенциальные риски: чрезмерное увлечение виртуальным взаимодействием способно снижать мотивацию к установлению реальных социальных контактов. Для безопасного внедрения ИИ чат-ботов в практику психологического сопровождения необходимо: разработать этические стандарты их использования; создать алгоритмы, предотвращающие формирование зависимости пользователя от цифровой технологии; интегрировать технологию в комплексные программы поддержки, сочетающие цифровые и традиционные форматы работы. Перспективным направлением представляется разработка «гибридных» моделей, где ИИ чат-боты выступают дополнением, а не заменой человеческого общения.

Биография автора

Инга Федоровна Фрейманис, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

Библиографические ссылки

Ишмухаметов И.Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (версия 3): изучение студентов вуза // Computer Modelling and New Technologies. 2006. Vol. 10, no. 3. P. 89–95.

Риллаэр Ж.В. Когнитивно-поведенческие терапии: научная психология на службе человеку / пер. Т. Зарубиной // Логос. 2010. № 3(76). С. 54–75.

Салтанова С.В. Почти половина россиян страдают от одиночества / РМЭЗ НИУ ВШЭ. 2020. 30 дек. URL: https://www.hse.ru/rlms/news/471173761.html (дата обращения: 30.06.2025).

Фрейманис И.Ф. Чат-бот как инструмент психологической поддержки: исследование мнения пользователей // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2024. Вып. 4(11). С. 74–79.

Шляпов И.В., Титовнина Е.И., Гурушкин П.Ю. Технологии искусственного интеллекта в цифровых HR-коммуникациях: перспективы и риски // Litera. 2025. № 2. С. 72–84. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2025.2.73198

Bendig E., Erb B., Schulze-Thuesing L., Baumeister H. The next generation: chatbots in clinical psychology and psychotherapy to foster mental health // Verhaltenstherapie. 2019. Vol. 32, iss. suppl. 1. P. 64–76. DOI: https://doi.org/10.1159/000501812

De Freitas J., Oğuz-Uğuralp Z., Uğuralp Ah.K., Puntoni S. AI companions reduce loneliness // Journal of Consumer Research. 2025. (In press). URL: https://academic.oup.com/jcr/advance-article-abstract/doi/10.1093/jcr/ucaf040/8173802?redirectedFrom=fulltext&login=false (accessed: 28.07.2025). DOI: https://doi.org/10.1093/jcr/ucaf040

Duffy B.R. Anthropomorphism and the social robot // Robotics and Autonomous Systems. 2003. Vol. 42, iss. 3–4. P. 177–190. DOI: https://doi.org/10.1016/s0921-8890(02)00374-3

Fang C.M., Liu A.R., Danry V., Lee E. et al. How AI and human behaviors shape psychosocial effects of chatbot use: A longitudinal randomized controlled study // ArXiv preprint arXiv:2503.17473 [cs.HC]. 2025. URL: https://arxiv.org/pdf/2503.17473 (accessed: 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2503.17473

Feeling of loneliness among adults 2021, by country / Statista. 2024. Aug. 9. URL: https://www.statista.com/statistics/1222815/loneliness-among-adults-by-country/ (accessed: 15.07.2025).

Følstad A., Nordheim C.B., Bjørkli C.A. What makes users trust a chatbot for customer service? An exploratory interview study // Internet Science: Proceedings of the 5th International Conference, INSCI 2018 (St. Petersburg, Russia, October 24–26, 2018). Cham, CH: Springer, 2018. P. 194–208. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-01437-7_16

Global study: 82 % of people believe robots can support their mental health better than humans // Oracle. 2020. Oct. 7. URL: https://www.oracle.com/news/announcement/ai-at-work-100720/ (accessed: 12.07.2025).

Holt-Lunstad J., Smith T.B., Baker M., Harris T., Stephenson D. Loneliness and social isolation as risk factors for mortality: a meta-analytic review // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10, iss. 2. P. 227–237. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691614568352

Jones V.K., Yan Ch., Shade M.Y., Boron J.B. et al. Reducing loneliness and improving social support among older adults through different modalities of personal voice assistants // Geriatrics. 2024. Vol. 9, iss. 2. URL: https://www.mdpi.com/2308-3417/9/2/22/pdf?version=1708593923 (accessed: 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.3390/geriatrics9020022

Liang K.-H., Shi W., Oh Yo., Zhang J., Yu Zh. Discovering chatbot’s self-disclosure’s impact on user trust, affinity, and recommendation effectiveness // ArXiv preprint. 2021. URL: https://arxiv.org/pdf/2106.01666v1 (accessed: 12.07.2025).

Locsin R.C., Soriano G.P., Juntasopeepun Ph., Kunaviktikul W., Evangelista L.S. Social transformation and social isolation of older adults: Digital technologies, nursing, healthcare // Collegian. 2021. Vol. 28, iss. 5. P. 551–558. DOI: https://doi.org/10.1016/j.colegn.2021.01.005

Loneliness in the U.S. – Statistics & Facts. Global study / Statista. 2021. Nov. 18. URL: https://www.statista.com/topics/11644/loneliness-in-the-us/ (accessed: 15.07.2025).

Lucas G.M., Gratch J., King A., Morency L.-Ph. It’s only a computer: virtual humans increase will-ingness to disclose // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 37. P. 94–100. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.043

Rodríguez-Martínez A., Amezcua-Aguilar T., Cortés-Moreno J., Jiménez-Delgado J.J. Qualitative analysis of conversational chatbots to alleviate loneliness in older adults as a strategy for emotional health // Healthcare (Basel). 2023. Vol. 12, iss. 1. URL: https://www.mdpi.com/2227-9032/12/1/62/pdf?version=1703663711 (accessed: 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.3390/healthcare12010062

Russell S., Norvig P. Artificial intelligence: a modern approach. 4th ed. Harlow, UK: Pearson Education, 2020. 1136 p.

Ta V., Griffith C., Boatfield C., Wang X. et al. User experiences of social support from companion chatbots in everyday contexts: thematic analysis // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22, no. 3. URL: https://www.jmir.org/2020/3/e16235/PDF (accessed: 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.2196/16235

Taylor H.O. Social isolation’s influence on loneliness among older adults // Clinical Social Work Journal. 2020. Vol. 48, iss. 1. P. 140–151. DOI: https://doi.org/10.1007/s10615-019-00737-9

Tiwari A., Chugh A., Sharma A. Uses of artificial intelligence with human-computer interaction in psychology // Innovations in Artificial Intelligence and Human-Computer Interaction in the Digital Era / ed. by S. Bhatia Khan et al. London: Academic Press, 2023. P. 173–205. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-323-99891-8.00003-6

Wygnańska J. The experience of conversation and relation with a well-being chabot: Between proximity and remoteness // Qualitative Sociology Review. 2023. Vol. 19, no. 4. P. 92–120. DOI: https://doi.org/10.18778/1733-8077.19.4.05

Zhang A., Lipton Z.C., Li M., Smola A.J. Dive into deep learning. 2021. 1108 p. URL: https://d2l.ai/ (accessed: 15.07.2025).

References

Bendig, E., Erb, B., Schulze-Thuesing, L. and Baumeister, H. (2019). The next generation: chatbots in clinical psychology and psychotherapy to foster mental health. Verhaltenstherapie. Vol. 32, iss. suppl. 1, pp. 64–76. DOI: https://doi.org/10.1159/000501812

De Freitas, J., Oğuz-Uğuralp, Z., Uğuralp, Ah.K. and Puntoni, S. (2025). AI companions reduce loneliness. Journal of Consumer Research. (In press). Available at: https://academic.oup.com/jcr/advance-article-abstract/doi/10.1093/jcr/ucaf040/8173802?redirectedFrom=fulltext&login=false (ac-cessed 28.07.2025). DOI: https://doi.org/10.1093/jcr/ucaf040

Duffy, B.R. (2003). Anthropomorphism and the social robot. Robotics and Autonomous Systems. Vol. 42, iss. 3–4, pp. 177–190. DOI: https://doi.org/10.1016/s0921-8890(02)00374-3

Fang, C.M., Liu, A.R., Danry, V., Lee, E. et al. (2025). How ai and human behaviors shape psychosocial effects of chatbot use: A longitudinal randomized controlled study. ArXiv preprint arXiv:2503.17473 [cs.HC]. Available at: https://arxiv.org/pdf/2503.17473 (accessed 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.2503.17473

Feeling of loneliness among adults 2021, by country. Statista, 2024, Aug. 9. Available at: https://www.statista.com/statistics/1222815/loneliness-among-adults-by-country/ (accessed 15.07.2025).

Følstad, A., Nordheim, C.B. and Bjørkli, C.A. (2018). What makes users trust a chatbot for customer service? An exploratory interview study. Internet Science: Proceedings of the 5th International Conference, INSCI 2018 (St. Petersburg, Russia, October 24–26, 2018). Cham, CH: Springer Publ., pp. 194–208. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-01437-7_16

Freimanis, I.F. (2024). [Chatbot as a tool for psychological support: a study of user opinions]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika [Social Sciences and Humanities: Theory and Practice]. Iss. 4(11), pp. 74–79.

Global study: 82 % of people believe robots can support their mental health better than humans. Oracle. 2020, Oct. 7. Available at: https://www.oracle.com/news/announcement/ai-at-work-100720/ (accessed 12.07.2025).

Holt-Lunstad, J., Smith, T.B., Baker, M., Harris, T. and Stephenson, D. (2015). Loneliness and social isolation as risk factors for mortality: a meta-analytic review. Perspectives on Psychological Science. Vol. 10, iss. 2, pp. 227–237. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691614568352

Ishmukhametov, I.N. (2006). [Psychometric characteristics of the UCLA loneliness scale (version 3): a study of university students]. Computer Modelling and New Technologies. Vol. 10, no. 3, pp. 89–95.

Jones, V.K., Yan, Ch., Shade, M.Y., Boron, J.B. et al. (2024). Reducing loneliness and improving social support among older adults through different modalities of personal voice assistants. Geriatrics. Vol. 9, iss. 2. Available at: https://www.mdpi.com/2308-3417/9/2/22/pdf?version=1708593923 (accessed 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.3390/geriatrics9020022

Liang, K.-H., Shi, W., Oh, Yo., Zhang, J. and Yu, Zh. (2021). Discovering chatbot’s self-disclosure’s impact on user trust, affinity, and recommendation effectiveness. ArXiv preprint. Available at: https://arxiv.org/pdf/2106.01666v1 (accessed 12.07.2025).

Locsin, R.C., Soriano, G.P., Juntasopeepun, Ph., Kunaviktikul, W. and Evangelista, L.S. (2021). Social transformation and social isolation of older adults: Digital technologies, nursing, healthcare. Collegian. Vol. 28, iss. 5, pp. 551–558. DOI: https://doi.org/10.1016/j.colegn.2021.01.005

Loneliness in the U.S. – Statistics & Facts Global study. Statista, 2021, Nov. 18. Available at: https://www.statista.com/topics/11644/loneliness-in-the-us/ (accessed 15.07.2025).

Lucas, G.M., Gratch, J., King, A. and Morency, L.-Ph. (2014). It’s only a computer: virtual humans increase willingness to disclose. Computers in Human Behavior. Vol. 37, pp. 94–100. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.043

Rillaer, J.V. (2010). [Cognitive behavioral therapy: scientific psychology in the service of man]. Logos. No. 3(76), pp. 54–75.

Rodríguez-Martínez, A., Amezcua-Aguilar, T., Cortés-Moreno, J. and Jiménez-Delgado, J.J. (2023). Qualitative analysis of conversational chatbots to alleviate loneliness in older adults as a strategy for emotional health. Healthcare (Basel). Vol. 12, iss. 1. Available at: https://www.mdpi.com/2227-9032/12/1/62/pdf?version=1703663711 (accessed 12.07.2025). DOI https://doi.org/10.3390/healthcare12010062

Russell, S. and Norvig, P. (2020). Artificial intelligence: a modern approach. 4th ed. Harlow, UK: Pearson Education Publ., 1136 p.

Saltanova, S.V. (2020). Pochti polovina rossiyan stradayut ot odinochestva [Almost half of Russians suffer from loneliness]. Russian Longitudinal Monitoring Survey – HSE, Dec. 30. Available at: https://www.hse.ru/rlms/news/471173761.html (ac-cessed 30.06.2025).

Shlyapov, I.V., Titovnina, E.I. and Gurushkin, P.Yu. (2025). [Artificial intelligence technologies in digital HR communications: prospects and risks]. Litera. No. 2, pp. 72–84. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2025.2.73198

Ta, V., Griffith, C., Boatfield, C., Wang, X. et al. (2020). User experiences of social support from companion chatbots in everyday contexts: thematic analysis. Journal of Medical Internet Research. Vol. 22, no. 3. Available at: https://www.jmir.org/2020/3/e16235/PDF (accessed 12.07.2025). DOI: https://doi.org/10.2196/16235

Taylor, H.O. (2020). Social isolation’s influence on loneliness among older adults. Clinical Social Work Journal. Vol. 48, iss. 1, pp. 140–151. DOI: https://doi.org/10.1007/s10615-019-00737-9

Tiwari, A., Chugh, A. and Sharma, A. (2023). Uses of artificial intelligence with human-computer interaction in psychology. S. Bhatia Khan et al. (eds.) Innovations in artificial intelligence and human-computer interaction in the digital era. London: Academic Press, pp. 173–205. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-323-99891-8.00003-6

Wygnańska, J. (2023). The experience of conversation and relation with a well-being chabot: Between proximity and remoteness. Qualitative Sociology Review. Vol. 19, no. 4, pp. 92–120. DOI: https://doi.org/10.18778/1733-8077.19.4.05

Zhang, A., Lipton, Z.C., Li, M. and Smola, A.J. (2021). Dive into deep learning. 1108 p. Available at: https://d2l.ai/ (accessed 15.07.2025).

Загрузки

Опубликован

04-11-2025

Выпуск

Раздел

Статьи