Влияние цифровизации на когнитивные процессы: обзор причин и последствий

Свет и тени цифровой реальности. Образ инженера XXI век

Авторы

  • Наталья Александровна Лызь Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
  • Елена Васильевна Гладкая Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-3-396-405

Ключевые слова:

цифровая среда, познавательная активность, внимание, память, мышление, принятие решений

Аннотация

Обилие информации и стимулов, многозадачность, доступность контента и сервисов искусственного интеллекта как следствия цифровизации влияют на взаимодействие человека с информацией и на его когнитивные процессы: внимание, память, мышление, принятие решений. Цель статьи — охарактеризовать основные причины и когнитивные эффекты, снижающие продуктивность познавательной деятельности человека в цифровой среде. На основе анализа зарубежных исследований описаны особенности познавательной активности современного человека: действия в режиме срочности и необходимости «быть на связи»; усиление поведения поиска новизны; быстрая работа с информацией и «сканирующее» чтение; информационная перегрузка; постоянные отвлечения, переключения внимания на другие информационные объекты; использование «внешней» памяти и передоверие решений системам искусственного интеллекта. Показаны взаимосвязи между особенностями познавательной активности человека в современной цифровой среде и эффектами, негативно влияющими на продуктивность когнитивной деятельности: фрагментацией внимания и снижением концентрации, клиповым мышлением и утратой способности к глубокому анализу, повышением импульсивности в принятии решений, когнитивным переутомлением, снижением способности к запоминанию и ухудшением оперативной памяти, сокращением когнитивных усилий и увеличением «когнитивной лени». Результаты исследования в схематической форме демонстрируют, какие особенности работы с информацией порождают нежелательные когнитивные эффекты, и на что необходимо обратить внимание для превенции проблемы снижения когнитивных способностей и эффективности познавательной деятельности. Материалы статьи могут использоваться психологами и педагогами для разработки подходов к повышению когнитивной продуктивности современного человека, а также учеными, интересующимися спецификой познавательной деятельности в цифровой среде.

Биографии авторов

Наталья Александровна Лызь, Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности

Елена Васильевна Гладкая, Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Библиографические ссылки

Achterberg, M., Becht, A., Cruijsen, R. van der, Groep, I.H. van de, Spaans, J.P., Klapwijk, E. and Crone, E.A. (2022). Longitudinal associations between social media use, mental well-being and structural brain development across adolescence. Developmental Cognitive Neuroscience. Vol. 54. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1878929322000329/pdfft?md5=ebaab63d8930477e51fa6e30046d5b1a&pid=1-s2.0-S1878929322000329-main.pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.1016/j.dcn.2022.101088

Ahmad, S.F., Han, H., Alam, M.M., Rehmat, M.Kh., Irshad, M., Arraño-Muñoz, M. and Ariza-Montes, A. (2023). Impact of artificial intelligence on human loss in decision making, laziness and safety in education. Humanities and Social Sciences Communications. Vol. 10. Available at: https://www.nature.com/articles/s41599-023-01787-8.pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01787-8

Altmann, E.M. and Trafton, J.G. (2002). Memory for goals: an activation-based model. Cognitive Science. Vol. 26, no. 1, pp. 39–83. DOI: https://doi.org/10.1016/s0364-0213(01)00058-1

Andrews, S., Ellis, D.A., Shaw, H. and Piwek, L. (2015). Beyond self-report: tools to compare estimated and real-world smartphone use. PLoS One. Vol. 10, iss. 10. Available at: https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0139004&type=printable (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0139004

Barros, E.C. de (2024). Understanding the influence of digital technology on human cognitive functions: A narrative review. IBRO Neuroscience Reports. Vol. 17, pp. 415–422. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ibneur.2024.11.006

Boulos, L.-J. (2024). The brain digitalization: it’s all happening so fast! Frontiers in Human Dynamics. Vol. 6. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/human-dynamics/articles/10.3389/fhumd.2024.1475438/pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fhumd.2024.1475438

Călinescu, A. (2024). The impact of digital technologies on memory and memory studies. Journal of Contemporary Philosophical and Anthropological Studies. Vol. 2, no. 1, pp. 65–78. DOI: https://doi.org/10.59652/jcpas.v2i1.161

Duke, É. and Montag, Ch. (2017). Smartphone addiction, daily interruptions and self-reported productivity. Addictive Behaviors Reports. Vol. 6, pp. 90–95. DOI: https://doi.org/10.1016/j.abrep.2017.07.002

Haverkamp, Y.E., Bråten, I., Latini, N. and Strømsø, H.I. (2024). Effects of media multitasking on the processing and comprehension of multiple documents: Does main idea summarization make a difference? Contemporary Educational Psychology. Vol. 77. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X2400016X/pdfft?md5=3aae9b99867abbe0ce105d33a5a05230&pid=1-s2.0-S0361476X2400016X-main.pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2024.102271

Liao, S., Yu, L., Kruger, J.-L. and Reichle, E.D. (2024). Dynamic reading in a digital age: new insights on cognition. Trends in Cognitive Sciences. Vol. 28, iss. 1, pp. 43–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2023.08.002

Lui, K.F.H. and Wong, A.C.-N. (2012). Does media multitasking always hurt? A positive correlation between multitasking and multisensory integration. Psychonomic Bulletin & Review. Vol. 19, iss. 4, pp. 647–653. DOI: https://doi.org/10.3758/s13423-012-0245-7

Manwell, L.A., Tadros, M., Ciccarelli, T.M. and Eikelboom, R. (2022). Digital dementia in the internet generation: excessive screen time during brain development will increase the risk of Alzheimer’s disease and related dementias in adulthood. Journal of Integrative Neuroscience. Vol. 21, iss. 1. Available at: https://www.imrpress.com/journal/JIN/21/1/10.31083/j.jin2101028/htm (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.31083/j.jin2101028

Musa, N. and Bakkara, V.F. (2023). The effects of digital amnesia on knowledge construction and memory retention. Khizanah Al-Hikmah: Jurnal Ilmu Perpustakaan, Informasi, Dan Kearsipan [Khizanah Al-Hikmah: Journal of Library, Information and Archival Science]. Vol. 11, no. 2, pp. 313–326. DOI: https://doi.org/10.24252/kah.v11i2cf1

Peng, M., Chen, X., Zhao, Q. and Zhou, Z. (2018). Attentional scope is reduced by Internet use: A behavior and ERP study. PLoS One. Vol. 13, iss. 6. Available at: https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0198543&type=printable (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0198543

Rosen, L.D., Carrier, L.M. and Cheever, N.A. (2013). Facebook and texting made me do it: Media-induced task-switching while studying. Computers in Human Behavior. Vol. 29, iss. 3, pp. 948–958. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.12.001

Salvucci, D.D. and Taatgen, N.A. (2011). Toward a unified view of cognitive control. Topics in Cognitive Science. Vol. 3, iss. 2, pp. 227–230. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1756-8765.2011.01134.x

Shanmugasundaram, M. and Tamilarasu, A. (2023). The impact of digital technology, social media, and artificial intelligence on cognitive functions: A review. Frontiers in Cognition. Vol. 2. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/cognition/articles/10.3389/fcogn.2023.1203077/pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fcogn.2023.1203077

Sweller, J. (2010). Cognitive load theory: Recent theoretical advances. J.L. Plass, R. Moreno, R. Brünken (eds.) Cognitive Load Theory. New York: Cambridge University Press, pp. 29–47. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511844744.004

Vedechkina, M. and Borgonovi, F. (2021). A review of evidence on the role of digital technology in shaping attention and cognitive control in children. Frontiers in Psychology. Vol. 12. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2021.611155/pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.611155

Wannagat, W., Martin, T., Nieding, G., Rohleder, N. and Becker, L. (2024). Media multitasking: Performance differences between younger and older adults and the role of working memory. Computers in Human Behavior. Vol. 158. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S074756322400181X/pdfft?md5=15040467d5182e5e4bc272935924e37a&pid=1-s2.0-S074756322400181X-main.pdf (accessed 30.06.2025). DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2024.108313

Wiradhany, W., Baumgartner, S. and Bruin, A. de (2021). Exploitation–exploration model of media multitasking. Journal of Media Psychology. Vol. 33, iss. 4, pp. 169–180. DOI: https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000303

Загрузки

Опубликован

04-11-2025

Выпуск

Раздел

Статьи