Кандинский vs Kandinsky: онтологический статус автора в генеративном искусстве
Свет и тени цифровой реальности. Образ инженера XXI век
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-3-388-395Ключевые слова:
авторство, генеративное искусство, искусственный интеллект, цифровая реконструкция, функция автора, Мишель Фуко, Ролан Барт, цифровой призрак, онтология творчества, культурная интерпретацияАннотация
В статье рассматривается проблема авторства в контексте генеративного искусства на примере проекта «Возрожденное наследие», представляющего собой цифровую реконструкцию утраченных произведений искусства с использованием технологий искусственного интеллекта. Основное внимание уделяется анализу онтологического статуса автора, который в данном случае предстает в форме «цифрового призрака». Авторская функция проявляется как результат сложного ритуала «технологического спиритизма», где процесс создания произведения оказывается распределен между несколькими агентами: разработчиками алгоритмов, кураторами проекта, зрителями и самим искусственным интеллектом как инструментом производства. Такой подход позволяет рассматривать генеративное искусство не как продолжение традиционных моделей авторства, а как радикальную трансформацию этого понятия. Теоретической основой исследования являются концепция «функции автора» М. Фуко и идеи Р. Барта о «смерти автора». На их основе проводится анализ сдвига от представления об авторе как уникальном субъекте творчества к пониманию авторства как динамического процесса, поддерживаемого дискурсивными, институциональными и технологическими практиками. В рамках этого сдвига автор понимается не как индивидуальный субъект, а как эфемерный агент, возникающий в поле взаимодействия человеческого и нечеловеческого. Предлагаемый анализ открывает перспективы для переосмысления творчества в цифровую эпоху, где границы между автором, инструментом и аудиторией становятся все более размытыми, а практика генеративного искусства формирует новые модели культурной памяти и художественной коммуникации.Библиографические ссылки
Барт Р. Смерть автора / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / сост., общ. ред. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 384–391.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. С. 15–65.
Бермус А.Г. Преимущества и риски использования ChatGPT в системе высшего образования: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, вып. 8. С. 776–787. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20240099
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. в фр. А. Качалова. М.: Изд. дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
«Возрожденное наследие»: искусственный интеллект воссоздал картины старых мастеров // TAСС. 2023. URL: https://tass.ru/culture/15211433 (дата обращения: 12.08.2025).
Возрожденное наследие. Искусственный интеллект Сбера воссоздает утраченные полотна / Сбер. 2023. URL: https://www.sberbank.com/promo/aiart/ (дата обращения: 12.08.2025).
Деррида Ж. Призраки Маркса / пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Logos-altera: Ecce Homo, 2006. 256 с.
Проблема автора в искусстве — прошлое и настоящее: колл. моногр. / отв. ред. Е.Э. Овчарова, В.С. Трофимова. СПб.: Эйдос, 2012. 248 с.
Прыгунова А.В., Литвак Н.В. Концепция «Смерть автора» Р. Барта и авторство во взаимодействии с искусственным интеллектом // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2025. № 1. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-86-100
Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. С.В. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 7–46.
Burke S. The death and return of the author: Criticism and subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh, UK: Edinburgh University Press, 2008. 312 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9781474482172
Manovich L. AI aesthetics. Moscow: Strelka Press, 2018. 66 р.
Nehamas A. The postulated author: Critical monism as a regulative ideal // Critical Inquiry. 1981. Vol. 8, no. 1. P. 133–149. DOI: https://doi.org/10.1086/448144
Roose K. An A.I.-generated picture won an art prize. Artists aren’t happy // The New York Times. 2022. Sep. 2. URL: https://www.nytimes.com/2022/09/02/technology/ai-artificial-intelligence-artists.html (accessed: 12.08.2025).
Zylinska J. AI art: Machine visions and warped dreams. London: Open Humanities Press, 2020. 178 p.
References
Barthes, R. (1989). Smert’ avtora [Death of the author]. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Bart R. Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress Publ., pp. 384–391.
Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsii [Simulacra and simulations]. Moscow: «POSTUM» Publ., 240 p.
Benjamin, W. (1996). [The work of art in the age of mechanical reproduction]. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti: Izbrannye esse [The work of art in the age of mechanical reproduction: Selected essays]. Moscow: Medium Publ., pp. 15–65.
Bermus, A.G. (2024). [Benefits and risks of using ChatGPT in higher education: a theoretical review]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Theory & Practice]. Vol. 9, iss. 8, pp. 776–787. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20240099
Burke, S. (2008). The death and return of the author: Criticism and subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh, UK: Edinburgh University Press, 312 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9781474482172
Derrida, J. (2006). Prizraki Marksa [Specters of Marx]. Moscow: Logos-altera Publ., Ecce Homo Publ., 256 p.
Foucault, M. (1996). [What is an author?]. Fuko M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let [The will to truth: beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years]. Moscow: Kastal’ Publ., pp. 7–46.
Manovich, L. (2018). AI aesthetics. Moscow: Strelka Press, 66 p.
Nehamas, A. (1981). The postulated author: Critical monism as a regulative ideal. Critical Inquiry. Vol. 8, no. 1, pp. 133–149. DOI: https://doi.org/10.1086/448144
Ovcharova, E.E. and Trofimova, V.S. (eds.) (2012). Problema avtora v iskusstve — proshloe i nastoyaschee [The problem of the author in art — past and present]. St. Petersburg: Eidos Publ., 248 p.
Prygunova, A.V. and Litvak, N.V. (2025). [The concept of the «Death of the author» by R. Barth and authorship in interaction with Artificial Intelligence]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye [RSUH/RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Social Studies. Art Studies]. No. 1, pp. 86–100. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-86-100
Roose, K. (2022). An A.I.-Generated picture won an art prize. Artists aren’t happy. The New York Times. Sep. 2. Available at: https://www.nytimes.com/2022/09/02/technology/ai-artificial-intelligence-artists.html (accessed 12.08.2025).
«Vozrozhdennoe nasledie»: iskusstvennyy intellekt vossozdal kartiny starykh masterov [«Revived heritage»: Artificial Intelligence recreated old masters’ paintings]. TASS. 2023. Available at: https://tass.ru/culture/15211433 (accessed 12.08.2025).
Vozrozhdennoe nasledie. Iskusstvennyy intellekt Sbera vossozdaet utrachennye polotna [Revived heritage. Sber AI recreates lost paintings]. Sber. 2023. Available at: https://www.sberbank.com/promo/aiart/ (accessed 12.08.2025).
Zylinska, J. (2020). AI art: Machine visions and warped dreams. London: Open Humanities Press, 178 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.