Кандинский vs Kandinsky: онтологический статус автора в генеративном искусстве

Свет и тени цифровой реальности. Образ инженера XXI век

Авторы

  • Владимир Дмитриевич Береснев Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15, Пермская государственная художественная галерея, 614068, Пермь, ул. Окулова, 75/3
  • Наталья Ириковна Береснева Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2025-3-388-395

Ключевые слова:

авторство, генеративное искусство, искусственный интеллект, цифровая реконструкция, функция автора, Мишель Фуко, Ролан Барт, цифровой призрак, онтология творчества, культурная интерпретация

Аннотация

В статье рассматривается проблема авторства в контексте генеративного искусства на примере проекта «Возрожденное наследие», представляющего собой цифровую реконструкцию утраченных произведений искусства с использованием технологий искусственного интеллекта. Основное внимание уделяется анализу онтологического статуса автора, который в данном случае предстает в форме «цифрового призрака». Авторская функция проявляется как результат сложного ритуала «технологического спиритизма», где процесс создания произведения оказывается распределен между несколькими агентами: разработчиками алгоритмов, кураторами проекта, зрителями и самим искусственным интеллектом как инструментом производства. Такой подход позволяет рассматривать генеративное искусство не как продолжение традиционных моделей авторства, а как радикальную трансформацию этого понятия. Теоретической основой исследования являются концепция «функции автора» М. Фуко и идеи Р. Барта о «смерти автора». На их основе проводится анализ сдвига от представления об авторе как уникальном субъекте творчества к пониманию авторства как динамического процесса, поддерживаемого дискурсивными, институциональными и технологическими практиками. В рамках этого сдвига автор понимается не как индивидуальный субъект, а как эфемерный агент, возникающий в поле взаимодействия человеческого и нечеловеческого. Предлагаемый анализ открывает перспективы для переосмысления творчества в цифровую эпоху, где границы между автором, инструментом и аудиторией становятся все более размытыми, а практика генеративного искусства формирует новые модели культурной памяти и художественной коммуникации.

Биографии авторов

Владимир Дмитриевич Береснев, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15, Пермская государственная художественная галерея, 614068, Пермь, ул. Окулова, 75/3

старший преподаватель кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий ПГНИУ, ведущий научный сотрудник, научный отдел Пермской государственной художественной галереи

Наталья Ириковна Береснева, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий

Библиографические ссылки

Барт Р. Смерть автора / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / сост., общ. ред. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 384–391.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. С. 15–65.

Бермус А.Г. Преимущества и риски использования ChatGPT в системе высшего образования: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, вып. 8. С. 776–787. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20240099

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. в фр. А. Качалова. М.: Изд. дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.

«Возрожденное наследие»: искусственный интеллект воссоздал картины старых мастеров // TAСС. 2023. URL: https://tass.ru/culture/15211433 (дата обращения: 12.08.2025).

Возрожденное наследие. Искусственный интеллект Сбера воссоздает утраченные полотна / Сбер. 2023. URL: https://www.sberbank.com/promo/aiart/ (дата обращения: 12.08.2025).

Деррида Ж. Призраки Маркса / пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Logos-altera: Ecce Homo, 2006. 256 с.

Проблема автора в искусстве — прошлое и настоящее: колл. моногр. / отв. ред. Е.Э. Овчарова, В.С. Трофимова. СПб.: Эйдос, 2012. 248 с.

Прыгунова А.В., Литвак Н.В. Концепция «Смерть автора» Р. Барта и авторство во взаимодействии с искусственным интеллектом // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2025. № 1. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-86-100

Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. С.В. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 7–46.

Burke S. The death and return of the author: Criticism and subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh, UK: Edinburgh University Press, 2008. 312 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9781474482172

Manovich L. AI aesthetics. Moscow: Strelka Press, 2018. 66 р.

Nehamas A. The postulated author: Critical monism as a regulative ideal // Critical Inquiry. 1981. Vol. 8, no. 1. P. 133–149. DOI: https://doi.org/10.1086/448144

Roose K. An A.I.-generated picture won an art prize. Artists aren’t happy // The New York Times. 2022. Sep. 2. URL: https://www.nytimes.com/2022/09/02/technology/ai-artificial-intelligence-artists.html (accessed: 12.08.2025).

Zylinska J. AI art: Machine visions and warped dreams. London: Open Humanities Press, 2020. 178 p.

References

Barthes, R. (1989). Smert’ avtora [Death of the author]. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Bart R. Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress Publ., pp. 384–391.

Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsii [Simulacra and simulations]. Moscow: «POSTUM» Publ., 240 p.

Benjamin, W. (1996). [The work of art in the age of mechanical reproduction]. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti: Izbrannye esse [The work of art in the age of mechanical reproduction: Selected essays]. Moscow: Medium Publ., pp. 15–65.

Bermus, A.G. (2024). [Benefits and risks of using ChatGPT in higher education: a theoretical review]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Theory & Practice]. Vol. 9, iss. 8, pp. 776–787. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20240099

Burke, S. (2008). The death and return of the author: Criticism and subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. Edinburgh, UK: Edinburgh University Press, 312 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9781474482172

Derrida, J. (2006). Prizraki Marksa [Specters of Marx]. Moscow: Logos-altera Publ., Ecce Homo Publ., 256 p.

Foucault, M. (1996). [What is an author?]. Fuko M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let [The will to truth: beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years]. Moscow: Kastal’ Publ., pp. 7–46.

Manovich, L. (2018). AI aesthetics. Moscow: Strelka Press, 66 p.

Nehamas, A. (1981). The postulated author: Critical monism as a regulative ideal. Critical Inquiry. Vol. 8, no. 1, pp. 133–149. DOI: https://doi.org/10.1086/448144

Ovcharova, E.E. and Trofimova, V.S. (eds.) (2012). Problema avtora v iskusstve — proshloe i nastoyaschee [The problem of the author in art — past and present]. St. Petersburg: Eidos Publ., 248 p.

Prygunova, A.V. and Litvak, N.V. (2025). [The concept of the «Death of the author» by R. Barth and authorship in interaction with Artificial Intelligence]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye [RSUH/RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Social Studies. Art Studies]. No. 1, pp. 86–100. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-86-100

Roose, K. (2022). An A.I.-Generated picture won an art prize. Artists aren’t happy. The New York Times. Sep. 2. Available at: https://www.nytimes.com/2022/09/02/technology/ai-artificial-intelligence-artists.html (accessed 12.08.2025).

«Vozrozhdennoe nasledie»: iskusstvennyy intellekt vossozdal kartiny starykh masterov [«Revived heritage»: Artificial Intelligence recreated old masters’ paintings]. TASS. 2023. Available at: https://tass.ru/culture/15211433 (accessed 12.08.2025).

Vozrozhdennoe nasledie. Iskusstvennyy intellekt Sbera vossozdaet utrachennye polotna [Revived heritage. Sber AI recreates lost paintings]. Sber. 2023. Available at: https://www.sberbank.com/promo/aiart/ (accessed 12.08.2025).

Zylinska, J. (2020). AI art: Machine visions and warped dreams. London: Open Humanities Press, 178 p.

Загрузки

Опубликован

04-11-2025

Выпуск

Раздел

Статьи