Социальные факторы академической прокрастинации
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-2-260-272%20Ключевые слова:
прокрастинация, прокрастинация студентов, подработка, саморегуляция, бытовые обязанности, студенты, социальнын факторы прокрастинации, ожиданияАннотация
Актуальность темы обусловлена растущим уровнем прокрастинации и ее распространенности, на что оказывают влияние ряд социальных факторов, с которыми сталкиваются студенты. Проблема академической прокрастинации тесно связана с категориями социологии, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. В настоящее время наблюдается усиление внимания к ней. В ходе анализа рассмотрены также противоречия в изучении данного явления, что обусловлено взаимодействием полученного субъективного опыта (ожиданий) с социальными факторами прокрастинации. Опрос показал, что 60,6 % респондентов сталкиваются с прокрастинацией; 47,2 % прокрастинируют при выполнении больших письменных заданий. На дистанционном обучении значимыми причинами прокрастинации оказались: кажущееся увеличение свободного времени и неправильная его оценка, бо́льшее количество заданий. 59,6 % респондентов хотят снизить прокрастинацию через планирование и саморегуляцию. Студенты, планирующие свою деятельность, достаточно редко сталкиваются с прокрастинацией, т.е. прокрастинация обратно пропорциональна планированию и саморегуляции, но этого недостаточно, чтобы утверждать, что основной причиной прокрастинации является нарушенная саморегуляция. Рассмотрено влияние социальных факторов, под воздействием которых в структуре академической прокрастинации наблюдаются изменения. Так, уменьшают прокрастинацию отличные оценки, распределение бытовых обязанностей, финансовая помощь родителей и высокий заработок, причем указанные факторы достаточно сильно коррелируют друг с другом. Усугубляют прокрастинацию: отсутствие консультаций со стороны преподавателей; бытовые хлопоты, самостоятельная работа; социальные сети. Выявлена тенденция усиления прокрастинации среди старших курсов во время сессии, а также при увеличении количества самостоятельной работы студентов. Это требует учета социальной составляющей в профилактике прокрастинации и обеспечении учебного планирования и распределения времени студентами.Библиографические ссылки
Аристова И.Л., Горбач Н.С. Исследование академической прокрастинации у студентов вуза // Мир педагогики и психологии. 2020. № 4(45). С. 118–125.
Далаев С.Б. Бальжинимаева Н.Б. Факторы возникновения и способы преодоления прокрастинации в студенческой среде // Медицина завтрашнего дня: материалы XVII межрегион. науч.практ. конф. (Чита, 17–20 апреля 2018 г.). Чита: РИЦ Читинской гос. мед. акад., 2018. С. 409–410.
Девятко И.Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайнисследования в России 2.0 / под ред. А.В. Шашкина и др. М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010. С. 17–30.
Забродина Л.А., Мухина Ю.Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидноличностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 311–315.
Колесниченко М.Б., Паршакова О.Ю. Социологический подход к студенческой прокрастинации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 2. С. 17–26. DOI: https://doi.org/10.15593/22249354/2018.2.2
Медведева Н.И. Психологический взгляд на проблему прокрастинации студентов вузов в условиях дистанционного обучения в период пандемии // Человек, экономика, общество в условиях пандемии: региональные, глобальные и федеральные аспекты: сб. материалов XV Междунар. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 12 февраля 2021 г.). Ставрополь: Изд-во Ин-та Дружбы народов Кавказа, 2021. С. 466–469.
Микляева А.В., Безгодова С.А., Васильева С.В., Румянцева П.В., Солнцева Н.В. Академическая прокрастинация в структуре стилевых особенностей учебной деятельности студентов // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2018230406
Микляева А.В., Реброва Д.С., Савинская А.С. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 19. С. 59–66.
Руднова Н.А. Характеристики саморегуляции деятельности как факторы прокрастинации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 4. С. 550– 561. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/20184-550-561
Савина О.Ю., Щербакова О.Н. Академическая прокрастинация при изучении иностранных языков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 181–192. DOI: https://doi.org/10.15593/22249389/2021.1.14
Стоянов А.С. Бюджет времени студента Академии гражданской защиты МЧС России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5(74). С. 117–125. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.50.58.015
Стоянов А.С. Ожидания в социальновоспитательной работе вуза: курсанты vs студенты (на примере АГЗ МЧС России) // Социология. 2022. № 4. С. 24–35.
Стоянов А.С. Ожидания как фактор инициации табакокурения молодежи // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023. Т. 31, № 1. С. 20–28. DOI: https://doi.org/10.35627/22195238/2023-31-1-20-28
Стоянов А.С., Адаева Е.С. Ожидания как фактор потребительской лояльности к фармацевтическому препарату: бренд VS дженерик (на примере ибупрофена) // Социальные аспекты здоровья населения. 2021. Т. 67, № 4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1293/30/lang,r u/ (дата обращения: 18.10.2023).
Стоянов А.С., Калинкина Л.В. Статус спортсмена как фактор социальной адаптации в студенческой группе // Социология. 2022. № 2. С. 174–185.
Тронь Т.М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с личностными чертами студентов-прокрастинаторов // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 3(48). С. 88–100.
Чернышева Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. Вып. 1. С. 17–26.
Balkis M., Erdinç D. Gender differences in the relationship between academic procrastination, satifaction with academic life and academic performance // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2017. No. 15(1). P. 105–125. DOI: https://doi.org/10.14204/ejrep.41.16042
Chang Ch. Psychological Factors Associated with Procrastination among College Students: dissertation. Chicago, 2018. 186 p. (Unpublished work).
Karimi Moonaghi H., Baloochi Beydokhti T. Academic procrastination and its characteristics: A Narrative Review // Future of Medical Education Journal. 2017. Vol. 7, iss. 2. P. 43–50. DOI: https://doi.org/10.22038/fmej.2017.9049
Svartdal F., Dahl T.I., Gamst-Klaussen Th., Koppenborg M., Klingsieck K.B. How study environments foster academic procrastination: Overview and recommendations // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. URL: https://www.frontiersin.org/journals/ psychology/articles/10.3389/fpsyg.2020.540910/ pdf?isPublishedV2=false (accessed: 18.10.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.540910
References
Aristova, I.L. and Gorbach, N.S. (2020). [Research of academic procrastination in university students]. Mir pedagogiki i psikhologii [World of Pedagogy and Psychology]. No. 4(45), pp. 118–125.
Balkis, M. and Erdinç, D. (2017).Gender differences in the relationship between academic procrastination, satifaction with academic life and academic performance. Electronic Journal of Research in Educational Psychology. No. 15(1), pp. 105–125. DOI: https://doi.org/10.14204/ejrep.41.16042
Chang Ch. (2018). Psychological factors associated with procrastination among college students: dissertation. Chicago, 186 p. (Unpublished work).
Chernysheva, N.A. (2016). [Procrastination: actual condition of the problem and prospects for studying]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarnopedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences]. Iss. 1, pp. 17–26.
Dalaev, S.B. and Balzhinimaeva, N.B. (2018). [Factors of occurrence and ways to overcome procrastination in the student environment]. Meditsina zavtrashnego dnya: materialy XVII mezhregion. nauch.-prakt. konf. (Chita, 17–20 aprelya 2018 g.) [Medicine of Tomorrow: Proceedings of the 17th International Scientific and Practical conference (Chita, April 17–20, 2018)]. Chita: Chita State Medical Academy Publ., pp. 409–410.
Devyatko, I.F. (2010). [Online research and methodology of social sciences: new horizons, new (and not so new) difficulties]. Onlayn-issledovaniya v Rossii 2.0, pod red. A.V. Shashkina i dr. [A.V. Shashkin et al. (eds.) Online research in Russia 2.0]. Moscow: Severo-Vostok Publ., pp. 17–30.
Karimi Moonaghi, H. and Baloochi Beydokhti, T. (2017). Academic procrastination and its characteristics: A Narrative Review. Future of Medical Education Journal. Vol. 7, iss. 2, pp. 43–50. DOI: https://doi.org/10.22038/fmej.2017.9049
Kolesnichenko, M.B. and Parshakova, O.Yu. (2018). [Sociological approach to student procrastination]. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskie nauki [PNRPU Sociology and Economics Bulletin]. No. 2, pp. 17–26. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2018.2.2
Medvedeva, N.I. (2021). [Psychological view on the problem of procrastination of university students in the context of distance learning during the pandemic]. Chelovek, ekonomika, obshchestvo v usloviyakh pandemii: regional’nyye, global’nyye i federal’nyye aspekty: sb. materialov XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Stavropol’, 12 fevralya 2021 g.). [Person, Economy, Society in a Pandemic: Regional, Global and Federal Aspects: collection. materials of the XV International. scientific-practical conf. (Stavropol, February 12, 2021).]. Stavropol: IDNK Publ., pp. 466–469.
Miklyaeva, A.V., Bezgodova, S.A., Vasil’eva, S.V., Rumyantseva, P.V. and Solntseva, N.V. (2018). [Academic procrastination in the structure of learning activity styles in students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education]. Vol. 23, no. 4, pp. 61–69. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230406
Miklyaeva, A.V., Rebrova, D.S. and Savinskaya, A.S. (2017). [Academic procrastination among students: the results of empirical study]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [The Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Psychology]. Vol. 19, pp. 59–66.
Rudnova, N.A. (2018). [Self-regulation’s characteristics of activity as factors of procrastination]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 550– 561. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/20184-550-561
Savina, O.Yu. and Scherbakova, O.N. (2021). [Academic procrastination in the study of foreign languages]. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin]. No. 1, pp. 181–192. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9389/2021.1.14
Stoyanov, A.S. (2021). [Budget of the time of a student of Academy of Civil Defense EMERCOM of Russia]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. No. 5(74), pp. 117–125. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.50.58.015
Stoyanov, A.S. (2022). [Expectations in the socioupbringing work of the university: cadets vs students (on the example of the AGZ EMERCOM of Russia)]. Sotsiologiya [Sociology]. No. 4, pp. 24–35.
Stoyanov, A.S. (2023). [Expectations as a factor of tobacco smoking initiation in youth]. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya - ZNiSO [Public Health and Life Environment]. Vol. 31, no. 1, pp. 20–28. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-120-28
Stoyanov, A.S. and Adaeva, E.S. (2021). [Expectations as a factor of consumer loyalty to a pharmaceutical drug: brand vs generic (using the example of ibuprofen)]. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [Social Aspects of Population Health]. Vol. 67, no. 4. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/ 1293/30/lang,ru/ (accessed 18.10.2023).
Stoyanov, A.S. and Kalinkina, L.V. (2022). [The status of an athlete as a factor of social adaptation in a student group]. Sotsiologiya [Sociology]. No. 2, pp. 174–185.
Svartdal, F., Dahl, T.I., Gamst-Klaussen, Th., Koppenborg, M. and Klingsieck, K.B. (2020). How study environments foster academic procrastination: Overview and recommendations. Frontiers in Psychology. Vol. 11. Available at: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/artic les/10.3389/fpsyg.2020.540910/pdf?isPublishedV2=f alse (accessed 18.10.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.540910
Tron’, T.M. (2018). [Correlation between the personal aspect of «active procrastinators» and studying efficiency]. Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya [Actual Problems of Psychological Knowledge]. No. 3(48), pp. 88–100.
Zabrodina, L.A. and Mukhina, Yu.R. (2017). [Interconnection features procrastination with individual and personal characteristics of students]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology]. Vol. 6, no. 3(20), pp. 311–315.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.