Культурный интеллект как фактор, формирующий отношение к инвалидности на рабочем месте
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-2-229-240%20Ключевые слова:
имплицитные установки, культурный интеллект, отношение к инвалидности, работники с инвалидностью, количественное исследование.Аннотация
С проблемой интеграции и последующей низкой производительностью труда инвалидов на рабочем месте сталкиваются и руководители, и ключевые специалисты организаций. Отношение к инвалидности выступает важным аспектом эффективного включения инвалидов в производственную деятельность. В России, несмотря на продвижение социальной модели инвалидности и готовность людей помогать инвалидам, отношение к работникам с инвалидностью является неоднозначным. Это отношение основано прежде всего на признании инвалидов неспособными к работе, милосердии к ним и в то же время недоверии. Видится необходимым ослабить подобное негативное отношение, особенно на рабочих местах. В данной статье культурный интеллект субъекта рассматривается как фактор, влияющий на его отношение к инвалидности. В опросе приняли участие 122 сотрудника российских организаций, которые заполнили стандартную шкалу культурного интеллекта, имплицитный ассоциативный тест отношения к инвалидности и шкалу отношения к физической инвалидности. В результате было подтверждено, что культурный интеллект опрошенных значимо коррелирует с их позитивным отношением к работникам с ограниченными возможностями. Другими словами, люди с более высоким культурным интеллектом позитивнее относятся к людям с инвалидностью. С одной стороны, это говорит о том, что культурный интеллект может быть использован как новый инструмент регулирования отношения к людям с инвалидностью и обеспечения эффективного сотрудничества инвалидов и здоровых сотрудников. С другой стороны, это также указывает на широкий спектр возможностей применения культурного интеллекта.Библиографические ссылки
Агеева Н.В. Отношение Российского общества к людям с инвалидностью: социологический аспект // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. № 1(56). С. 215–220.
Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 103–106.
Калашникова И.В., Тринадцатко А.А. Эволюция социальных моделей инвалидности // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 3(46). С. 277–288.
Романова М.О., Кожан Е.А., Быков А.О., Ефимова Л.А., Асадуллина А.Ф. Адаптация Методики аттитюдов к физической инвалидности на российской выборке // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. С. 163–183. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130310
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. URL: https://psystudy.ru/index.php/ num/article/view/253 (accessed: 23.03.2023). Федорова А.И., Щербакова А.М. Сравнительное исследование отношения к различным группам людей с ограниченными возможностями здоровья в России и Израиле // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18, № 1. С. 4–13. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180101
Чигарькова С.В., Солдатова Г.У. Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции // Национальный психологический журнал. 2018. № 4(32). С. 27–38. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0403
Яковлева Н.В., Уланова Н.Н., Шишкова И.М. Обзор психологических исследований инвалидности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 2(13). С. 14–25.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38–45.
Alexandra V., Ehrhart K.H., Randel A.E. Cultural intelligence, perceived inclusion, and cultural diversity in workgroups // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 168. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S01 91886920304748?via%3Dihub (accessed: 23.03.2023). DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.paid.2020.110285
Bonaccio S., Connelly C.E., Gellatly I.R., Jetha A., Martin Ginis K.A. The participation of people with disabilities in the workplace across the employment cycle: employer concerns and research evidence // Journal of Business and Psychology. 2020. Vol. 35, iss. 2. P. 135–158. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s10869-018-9602-5
Burisch M. Test length and validity revisited // European Journal of Personality. 1997. Vol. 11, iss. 4. P. 303–315. DOI: https://doi.org/10.1002/ (sici)1099-0984(199711)11:4<303::aidper292>3.0.co;2-# Earley P.C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. 424 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9780804766005
Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.L. Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, iss. 6. P. 1464–1480. DOI: https://doi.org/10.1037/00223514.74.6.1464
Hinton P. Implicit stereotypes and the predictive brain: cognition and culture in «biased» person perception // Palgrave Communications. 2017. Vol. 3, iss. 1. URL: https://www.nature.com/articles/ palcomms201786 (accessed: 23.03.2023). DOI: https://doi.org/10.1057/palcomms.2017.86
Lin Y.-C., Chen A.S.-Y., Song Y.-C. Does your intelligence help to survive in a foreign jungle? The effects of cultural intelligence and emotional intelligence on cross-cultural adjustment // International Journal of intercultural relations. 2012. Vol. 36, iss. 4, pp. 541–552. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.ijintrel.2012.03.001
Martz E., Strohmer D., Fitzgerald D., Daniel S., Arm J. Disability prototypes in the United States and the Russian Federation: an international comparison // Rehabilitation Counseling Bulletin. 2009. Vol, 53, iss. 1. P. 16–26. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0034355208329357
Miller E., Chen R., Glover-Graf N.M., Kranz P. Willingness to engage in personal relationships with persons with disabilities: Examining category and severity of disability // Rehabilitation Counseling Bulletin. 2009. Vol. 52, iss. 4. P. 211–224. DOI: https://doi.org/10.1177/0034355209332719
Neto J., Neto A., Neto F. Short form measure of cultural intelligence: A Portuguese validation // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 83. P. 139–150. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijintrel.2021.06.005
Packer T.L., Iwasiw C., Theben J., Sheveleva P., Metrofanova N. Attitudes to disability of Russian occupational therapy and nursing students // International journal of rehabilitation research. 2000. Vol. 23, iss. 1. P. 39–47. DOI: https://doi.org/10.1097/00004356-200023010-00005
Power M.J., Green A.M., WHOQOL DIS Group. The Attitudes to Disability Scale (ADS): development and psychometric properties // Journal of Intellectual Disability Research. 2010. Vol. 54, iss. 9. P. 860–874. DOI: https://doi.org/10.1111/j.13652788.2010.01317.x
Pruett S.R., Chan F. The development and psychometric validation of the Disability Attitude Implicit Association Test // Rehabilitation Psychology. 2006. Vol. 51, iss. 3. P. 202–213. DOI: https://doi.org/10.1037/0090-5550.51.3.202
Rudman L.A. Sources of implicit attitudes // Current Directions in Psychological Science. 2004. Vol. 13, iss. 2. P. 79–82. DOI: https://doi.org/ 10.1111/j.0963-7214.2004.00279.x
Songa G., Slabbinck H., Vermeir I., Russo V. How do implicit/explicit attitudes and emotional reactions to sustainable logo relate? A neurophysiological study // Food Quality and Preference. 2019. Vol. 71. P. 485–496. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.foodqual.2018.04.008
Thomas D.C., Liao Y., Aycan Z., Cerdin J.-L. et al. Cultural intelligence: A theory-based, short form measure // Journal of International Business Studies. 2015. Vol. 46, iss. 9. P. 1099–1118. DOI: https://doi.org/10.1057/jibs.2014.67
Van Dyne L., Ang S., Koh Ch. Cultural intelligence: Measurement and scale development // Contemporary leadership and intercultural competence: Exploring the cross-cultural dynamics within organizations / ed. by M.A. Moodian. Thousand Oaks, CA: Sage, 2009. P. 233–254. DOI: https://doi.org/ 10.4135/9781452274942.n18
Van Dyne L., Ang S., Ng K.-Y., Rockstuhl Th., Tan M.L., Koh Ch. Sub-dimensions of the four factor model of cultural intelligence: Expanding the conceptualization and measurement of cultural intelligence (CQ) // Social and Personal Psychology: Compass. 2012. Vol. 6, iss. 4. P. 295–313. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2012.00429.x
Volosnikova, L.M., Efimova, G.Z. Faculty attitudes towards students with disabilities in Russian universities: A glance at Western Siberia // Teacher Education – IFTE 2016: Proceedings of the 2nd International Forum on Teacher Education (Kazan, May 19–21, 2016) / ed. by R. Valeeva. Kazan, 2016. P. 432–438. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2016.07.68
Wilson J.D. Reimagining disability and inclusive education through universal design for learning // Disability Studies Quarterly. 2017. Vol. 37, no. 2. URL: https://dsq-sds.org/index.php/dsq/article/ view/5417/4650 (accessed: 23.03.2023). DOI: https://doi.org/10.18061/dsq.v37i2.5417 Winters M.F. From diversity to inclusion: An inclusion equation // Diversity at work: The practice of inclusion / ed. by B.M. Ferdman, B.R. Deane. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2013. P. 205–228. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118764282.ch7
Yuker H.E. The Attitudes Toward Disabled Persons scale: Susceptibility to faking // Rehabilitation Counseling Bulletin. 1986. Vol. 29, no. 3. P. 200–204.
References
Ageeva, N.V. (2006). [The attitude of Russian society towards people with disabilities: a sociological aspect]. Izvestiya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta [Proceedings of the Taganrog State Radio Engineering University]. No. 1(56), pp. 215–220
Alexandra, V., Ehrhart, K.H. and Randel, A.E. (2021). Cultural intelligence, perceived inclusion, and cultural diversity in workgroups. Personality and Individual Differences. Vol. 168. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S01 91886920304748?via%3Dihub (accessed 23.03.2023). DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.paid.2020.110285
Bonaccio, S., Connelly, C.E., Gellatly, I.R., Jetha, A. and Martin Ginis, K.A. (2020). The participation of people with disabilities in the workplace across the employment cycle: employer concerns and research evidence. Journal of Business and Psychology. Vol. 35, iss. 2, pp. 135–158. DOI: https://doi.org/10.1007/s10869-018-9602-5
Burisch, M. (1997). Test length and validity revisited. European Journal of Personality. Vol. 11, iss. 4, pp. 303–315. DOI: https://doi.org/10.1002/ (sici)1099-0984(199711)11:4<303::aidper292>3.0.co;2-# Chigarkova, S.V. and Soldatova, G.U. (2018). [Cultural intelligence as a socio-psychological phenomenon: a review of the conception]. Natsional’nyy
psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. No. 4(32), pp. 27–38. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0403
Dobrovolskaya, T.A. and Shabalina, N.B. (1999). [Disabled people: a discriminated minority?]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies]. No. 5, pp. 103–106.
Earley, P.C. and Ang, S. (2003). Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford University Press, 424 p. DOI: https://doi.org/10.1515/9780804766005
Fedorova, A.I. and Scherbakova, A.M. (2020). [The comparative of attitudes towards people with disability in Russia and Israel]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and Developmental Disorders (Russia)]. Vol. 18, no. 1, pp. 4–13. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180101
Greenwald, A.G., McGhee, D.E. and Schwartz, J.L. (1998). Measuring individual differences in implicit cognition: the implicit association test. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 74, iss. 6, pp. 1464–1480. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.6.1464
Hinton, P. (2017). Implicit stereotypes and the predictive brain: cognition and culture in «biased» person perception. Palgrave Communications. Vol. 3, iss. 1. Available at: https://www.nature.com/articles/ palcomms201786 (accessed 23.03.2023). DOI: https://doi.org/10.1057/palcomms.2017.86
Kalashnikova, I.V. and Trirnadtsatko, A.A. (2017). [Evolution of social models of disability]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Pacific national university]. No. 3(46), pp. 277–288.
Lin, Y.-C., Chen, A.S.-Y. and Song, Y.-C. (2012). Does your intelligence help to survive in a foreign jungle? The effects of cultural intelligence and emotional intelligence on cross-cultural adjustment. International Journal of intercultural relations. Vol. 36, iss. 4, pp. 541–552. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijintrel.2012.03.001
Martz, E., Strohmer, D., Fitzgerald, D., Daniel, S. and Arm, J. (2009). Disability prototypes in the United States and the Russian Federation: an international comparison. Rehabilitation Counseling Bulletin. Vol. 53, iss. 1, pp. 16–26. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0034355208329357
Miller, E., Chen, R., Glover-Graf, N.M. and Kranz, P. (2009). Willingness to engage in personal relationships with persons with disabilities: Examining category and severity of disability. Rehabilitation Counseling Bulletin. Vol. 52, iss. 4, pp. 211–224. https://doi.org/10.1177/0034355209332719
Neto, J., Neto, A. and Neto, F. (2021). Short form measure of cultural intelligence: A Portuguese validation. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 83, pp. 139–150. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijintrel.2021.06.005
Packer, T.L., Iwasiw, C., Theben, J., Sheveleva, P. and Metrofanova, N. (2000). Attitudes to disability of Russian occupational therapy and nursing students. International Journal of Rehabilitation Research. Vol. 23, iss. 1, pp. 39–47. DOI: https://doi.org/10.1097/00004356-200023010-00005
Power, M.J., Green, A.M. and WHOQOL‐ DIS Group (2010). The attitudes to disability scale (ADS): development and psychometric properties. Journal of Intellectual Disability Research. Vol. 54, iss. 9, pp. 860–874. DOI: https://doi.org/10.1111/ j.1365-2788.2010.01317.x
Pruett, S.R. and Chan, F. (2006). The development and psychometric validation of the Disability Attitude Implicit Association Test. Rehabilitation Psychology. Vol. 51, iss. 3, pp. 202–213. DOI: https://doi.org/10.1037/0090-5550.51.3.202
Romanova, M.O., Kozhan, E.A., Bykov, A.O., Efimova, L.A. and Asadullina, A.F. (2022). [Attitudes towards physical disability scale adaptation on a Russian sample]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. Vol. 13, no. 3, pp. 163–183. DOI: https://doi.org/ 10.17759/sps.2022130310
Rudman, L.A. (2004). Sources of implicit attitudes. Current Directions in Psychological Science. Vol. 13, iss. 2, pp. 79–82. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0963-7214.2004.00279.x
Soldatova, G.U., Chigarkova, S.V., Kulesh, E.V. and Tikhomirov, M.Yu. (2018). [Ethno-social and personal predictors of the orientation of intercultural communication among residents of Russian cities with different ethnic composition of the population]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol. 11, no. 62. Available at: https://psystudy.ru/ index.php/num/article/view/253 (accessed 23.03.2023).
Songa, G., Slabbinck, H., Vermeir, I. and Russo, V. (2019). How do implicit/explicit attitudes and emotional reactions to sustainable logo relate? A neurophysiological study. Food Quality and Preference. Vol. 71, pp. 485–496. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.foodqual.2018.04.008
Thomas, D.C., Liao, Y., Aycan, Z., Cerdin, J.-L. et al. (2015). Cultural intelligence: A theory-based, short form measure. Journal of International Business Studies. Vol. 46, iss. 9, pp. 1099–1118. DOI: https://doi.org/10.1057/jibs.2014.67
Van Dyne, L., Ang, S. and Koh, Ch. (2009). Cultural intelligence: Measurement and scale development. M.A. Moodian (ed.) Contemporary leadership and intercultural competence: Exploring the crosscultural dynamics within organizations. Thousand Oaks, CA: Sage Publ., pp. 233–254. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452274942.n18
Van Dyne, L., Ang, S., Ng, K.-Y., Rockstuhl, T., Tan, M.L. and Koh, Ch. (2012). Sub-dimensions of the four factor model of cultural intelligence: Expanding the conceptualization and measurement of cultural intelligence (CQ). Social and Personal Psychology: Compass. Vol. 6, iss. 4, pp. 295–313. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2012.00429.x
Volosnikovaa, L.M. and Efimova, G.Z. (2016). Faculty attitudes towards students with disabilities in Russian universities: A glance at Western Siberia. Teacher Education – IFTE 2016: Proceedings of the 2nd International Forum on Teacher Education (Kazan, May 19–21, 2016). Kazan, pp. 432–438. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2016.07.68
Wilson, J.D. (2017). Reimagining disability and inclusive education through universal design for learning. Disability Studies Quarterly. Vol. 37, no. 2. Available at: https://dsq-sds.org/index.php/dsq/ article/view/5417/4650 (accessed 23.03.2023). DOI: https://doi.org/10.18061/dsq.v37i2.5417
Winters, M.F. (2013). From diversity to inclusion: An inclusion equation. B.M. Ferdman, B.R. Deane (eds.) Diversity at work: The practice of inclusion. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., pp. 205–228. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118764282.ch7
Yakovleva, N.V., Ulanova, N.N. and Shishkova, I.M. (2016). [Review of psychological research on disability]. Lichnost’ v menyayuschemsya mire: zdorov’e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a changing world: health, adaptation, development]. No. 2(13), pp. 14–25.
Yarskaya-Smirnova, E.R. (1999). [Social construction of disability]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. No. 4, pp. 38–45.
Yuker, H.E. (1986). The attitudes toward disabled persons scale: Susceptibility to faking. Rehabilitation Counseling Bulletin. Vol. 29, no. 3, pp. 200–204.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.