Системно-интегративный подход к целостному познанию индивидуальности растущего человека как субъекта образования

Психология

Авторы

  • Бронислав Александрович Вяткин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Алексей Юрьевич Калугин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Ольга Юрьевна Каракулова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-2-219-228%20

Ключевые слова:

система, взаимодействие систем, интегральная индивидуальность, целостное познание, учитель, ученик, родитель

Аннотация

В статье представлен и разрабатывается системно-интегративный подход к целостному познанию индивидуальности школьника как субъекта образования. Он развивает, с одной стороны, теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина в направлении ее дальнейшего обогащения, а с другой, — системный подход в плане применения его в педагогической практике. Предлагается рассматривать взаимодействие систем субъекта, интегральной индивидуальности и познания как полисистему. В этой модели субъект понимается как активный деятель, проявления которого внешне наблюдаемы и могут познаваться другими людьми. Интегральная индивидуальность представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, состоящую из относительно замкнутых подсистем (уровней) целостной большой системы «человек–общество». Познание изучается в аспекте педагогического познания ученика, которое интегрирует в себе структуры самопознания ученика и рефлексивные знания педагога или родителя во взаимодействии с этим учеником. Говорить о целостном познании индивидуальности школьника возможно, когда его интегральная индивидуальность становится объектом познания со стороны учителя, родителя и самого учащегося. Новизна и теоретическое значение работы определяется тем, что она вписывается в актуальное развивающееся направление психологической науки — разработку инструментов психодиагностических исследований, востребованных в педагогической и социальной практике. Практическое значение заключается в том, что она открывает дорогу разработке новых программ и технологий познания человека.

Биографии авторов

Бронислав Александрович Вяткин, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии

Алексей Юрьевич Калугин , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии и прикладной психологии

Ольга Юрьевна Каракулова , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии

Библиографические ссылки

Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4. С. 3–21.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.

Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1998. 42 с.

Вяткин Б.А. Пермская психологическая школа в научно-образовательном пространстве России: историческая хроника / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2022. 16 с.

Вяткин Б.А. Понятие интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин; Перм. гос. пед. ун-т. М.: Смысл, 2011. С. 49–70.

Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Системная интеграция как вектор развития психологии интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т.В. Белых, Г.В. Грачева. Саратов: Наука, 2021. С. 70–74.

Вяткин Б.А., Щукин М.Р. О триединстве теории и подходов к целостному познанию человека в современной психологии // Педагогика, психология, общество – 2016: сб. ст. 1-й сессии междунар. науч. конф. (Москва, 29–30 марта 2016 г.). М.: РусАльянс Сова, 2016. С. 102–115.

Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринте современного образования. М.: Изд-во МПСУ, 2014. 455 с.

Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Пермь, 2005. 37 с.

Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека: основные направления исследования // XXXI Мерлинские чтения: теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ред. кол. А.А. Волочков, А.А. Вихман, Б.А. Вяткин, О.С. Самбикина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016. С. 27–33.

Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143–148.

Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344 с.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии) // Проблемы экспериментальной психологии личности / под ред. А.И. Плешкова. Пермь, 1968. С. 3–160.

Панферов В.Н. Интегральный синтез в психологическом познании // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 8 ч. / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. М.: МГУДТ, 2016. Ч. 1. С. 215–221.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высш. шк., 1990. 80 с.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с. Рябикина В.И. Теоретико-эмпирическая интерпретация личности с позиции психологии субъекта А.В. Брушлинского // Субъектный подход в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 525–538.

Самбикина О.С. Сравнительный анализ индивидуального стиля учебной деятельности третьеклассников и восьмиклассников // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 68–73.

Юревич А.В. Психология и методология. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 312 с.

References

Abul’khanova, K.A. (2005). [The principle of subject in Russian psychology]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 2, № 4, pp. 3–21.

Brushlinskiy, A.V. (2003). Psikhologiya sub’ekta [Psychology of the subject]. St. Petersburg: Aleteyya Publ., 272 p.

Dubrovina, I.V. (2014). Prakticheskaya psikhologiya v labirinte sovremennogo obrazovaniya [Practical psychology in the labyrinth of modern education]. Moscow: MPSU Publ., 455 p.

Kondrat’eva, S.V. (1980). [The teacher’s understanding of the student’s personality]. Voprosy psikhologii. No. 5, pp. 143–148.

Mazilov, V.A. (2007). Metodologiya psikhologii [Methodology of psychology]. Yaroslavl: IAPS Publ., 344 p.

Merlin, V.S. (1986). Ocherk integral’nogo issledovaniya individual’nosti [Essay on integral research of individuality]. Moscow: Pedagogika Publ., 256 p.

Merlin, V.S. (1968). [Problems of experimental psychology of personality (chapters from the monograph)]. Problemy eksperimental’noy psikhologii lichnosti, pod red. A.I. Pleshkova [A.I. Pleshkov (ed.) Problems of experimental personality psychology]. Perm, pp. 3–160.

Panferov, V.N. (2016). [Integral synthesis in psychological cognition]. Gumanitarnye osnovaniya sotsial’nogo progressa: Rossiya i sovremennost’: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii: v 8 ch. [Humanitarian foundations of social progress: russia and modernity: proceedings of the International scientific and practical conference: in 8 parts]. Moscow: MSUDT Publ., part 1, pp. 215–221.

Rean, A.A. (1990). Psikhologiya poznaniya pedagogom lichnosti uchaschegosya [Psychology of cognition by a teacher of a student’s personality]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., 80 p.

Rubinstein, S.L. (1973). Problemy obsсhey psikhologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 424 p.

Ryabikina, V.I. (2009). [Theoretical and empirical interpretation of personality from the standpoint of the psychology of the subject by A.V. Brushlinsky]. Sub’ektnyy podkhod v psikhologii, otv. red. A.L. Zhuravlev i dr. [A.L. Zhuravlev et al. (eds.) The subject approach in psychology]. Moscow: IP RAS Publ., pp. 525–538.

Sambikina, O.S. (2014). [Comparative analysis of the individual style of learning activity of thirdgraders and eighth-graders]. Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 68–73.

Volkova, E.N. (1998). Sub’ektnost’ pedagoga: Teoriya i praktika: avtoreferat dis. … d-ra psikhol. nauk [Subjectivity of the teacher: theory and practice: Abstract of D.Sc. dissertation]. Moscow, 42 p.

Vyatkin, B.A. (2011). [The concept of integral individuality]. Psikhologiya integral’noy individual’nosti: Permskaya shkola, sost. B.A. Vyatkin, L.Ya. Dorfman, M.R. Shchukin [B.A. Vyatkin, L.Ya. Dorfman, M.R. Shchukin (eds.) Psychology of integral individuality: Perm school]. Moscow: Smysl Publ., pp. 49–70.

Vyatkin, B.A. (2022). Permskaya psikhologicheskaya shkola v nauchno-obrazovatel’nom prostranstve Rossii: istoricheskaya khronika [Perm school of psychology in the scientific and educational space of Russia: a historical chronicle]. Perm: PSPU Publ., 16 p.

Vyatkin, B.A., Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2021). [System integration as a vector of development of the psychology of integral individuality]. Psikhologiya integral’noy individual’nosti v informatsionnom obschestve: sbornik statey II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Saratov, 23 aprelya 2021 g.) [Psychology of integral individuality in the information society: proceedings of the 2nd international scientific-practical conference (Saratov, April 23, 2021)]. Saratov: Nauka Publ., pp. 70–74.

Vyatkin, B.A. and Schukin, M.R. (2016). [On the trinity of theory and approaches to the holistic knowledge of a person in modern psychology]. Pedagogika, psikhologiya, obschestvo – 2016: sbornik statey 1-oy sessi i mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Moskva, 29–30 marta 2016 g.) [Pedagogy, Psychology, Society – 2016: Proceeding of the 1st session of the International scientific conference (Moscow, March 29–30, 2016)]. Moscow: RusAlyans Sova Publ., pp. 102–115.

Yurevich, A.V. (2005). Psikhologiya i metodologiya [Psychology and methodology]. Moscow: IP RAS Publ., 312 p.

Zhdanova, S.Yu. (2005). Psikhologiya poznaniya individual’nosti cheloveka: avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk [Psychology of cognition of human individuality: Abstract of D.Sc. dissertation]. Perm, 37 p.

Zhdanova, S.Yu. (2016). [Psychology of Cognition of Human Individuality: Main Areas of Research]. XXXI Merlinskie chteniya: teoriya, metodologiya i praktika integral’nogo issledovaniya individual’nosti v sovremennom chelovekoznanii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [31st Merlin Readings: theory, methodology and practice of integral research of individuality in modern human knowledge: proceedings of the AllRussian scientific and practical conference]. Perm: PSPU Publ., pp. 27–33.

Загрузки

Опубликован

17-10-2023

Выпуск

Раздел

Статьи