Сравнительный анализ показателей памяти современных студентов и студентов 70–80 гг. XX века
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-4-122-131Ключевые слова:
память, современные студенты, репликацииАннотация
В статье рассматривается проблема снижениямнемических способностей у современных студентов в сравнении со студентами 70–80гг. XXв. в связи с популяризацией ресурсов Интернет. Описывается репликация исследований памяти М.М.Гарифуллиной «Психические и психофизиологические особенности студентов» (1977) и частичное повторение исследования Я.И.Петрова «Развитие психофизиологических функций взрослых людей» (1972). Описаны трудности, с которыми пришлось столкнуться при репликации исследования памяти студентов. В результате реконструкции установлено, что у современных студентов ниже, чем у студентов 70–80гг. XXв., способность к заучиванию, показатели кратковременной памяти по слуховой и зрительной модальностям, показатели логической памяти.Библиографические ссылки
Бирюк С.М. Развитие опосредствованной памяти у детей младшего школьного возраста (на примере репликации методики А.Н. Леонтьева): выпускная квалификационная работа по специальности «психология». М.: МГППУ 2009. 83 с. / Сайт факультета психологии образования МГППУ. URL: fpo.ru/images/1134.doc (дата обращения: 18.08.2015).
Бородина А.Н. Снижаются ли у современных студентов мнемические способности? // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: матер. XVIII Междунар. науч.-практ.конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посв. 100-летию Пермского университета (Пермь, 29–30 октября 2015 г.). Пермь, 2015. С. 475–478.
Босов Д.В. Современный студент как «массовый человек» // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 120–122.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с.
Зеленцов Б.П., Тятенкова И.И. Формирование мыслительных способностей студентов / Сайт Сибирской академии финансов и банковского дела. URL: www.sifbd.ru/files/magazin/books/collection/ss_2009/ 42_179.doc (дата обращения: 18.08.2015).
Иванович Ж.А. Особенности активизации памяти студентов средствами аудирования в процессе изучения иностранного языка // Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы международной заочной науч.-практ.конф. (Новосибирск, 27 ноября 2012 г.). URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5177-2012-12-06-17-20-59 (дата обращения: 05.09.2015).
Мещеряков Б.Г., Моисеенко Е.В., Конторина В.В. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения // Дубна: психол. журн. Междунар. ун-та природы, общества и человека. 2008. № 1. URL: http://www.psyanima.ru/journal/2008/1/2008n1a3/2008n1a3.pdf (дата обращения: 24.08.2015).
Психические и психофизиологические особенности студентов / под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977. С. 83–102.
Развитие психофизиологических функций у взрослых людей / под ред. Б.Г. Ананьева. М.: Педагогика, 1972. 248 с.
Черемошкина Л.В. Влияение интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 3. С. 57–71.
Черемошкина Л.В., Никишина Н.А., Харитонов А.Е. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 84–92.
Чернявских С.Д., Анкудинов И.В. Психофизиологические особенности памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам в вузе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Естественные науки. 2007. Т. 5, вып. 5. С. 75–77.
Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М.: Смысл, 1977. 505 с.
Шмерлина И. Сегодняшние студенты: Опрос населения. 2006. 28 сентября / База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/edu_edu/high_education/dd063824 (дата обращения: 05.09.2015).
Van der Veer R. Reconstructing the mind. Replicability in research on human development. Norwood; NJ: Ablex, 1994. URL:https://www.openaccess.leidenuniv.nl/handle/ (accessed: 03.09.2015).
REFERENCES
Biryukaccessed 18.08.2015). (In Russian, unpublished).
Borodina A.N. [Mnemonic abilities of modern students: do they decline?]. Chelovek v mire. Mir v cheloveke: aktualnye problemy filosofii, sotsiologii, politologii i psikhologii: mater. XVIII M [The man in the world. The world in man: actual problems of philosophy, sociology, political science and psychology: Collected articles of XVIII International scientific conference dedicated to 100th Anniversary of Perm University].Perm, Perm State University Publ., 2015, pp. 475–478. (In Russian).
Bosov D.V. [Modern student as a public person], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2009, no. 4. pp. 120–122. (In Russian).
Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development], Eksmo Publ., Moscow, 2005, 1136 p. (In Russian).
Zelentsovaccessed
Ivanovichhttp://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5177-2012-12-06-17-20-59 (accessed
Mescheryakovhttp://www.psyanima.ru/journal/2008/1/2008n1a3/2008n1a3.pdf (accessed
Peysakhova N.M. Psikhicheskie i psikhofiziologicheskie osobennosti studentov [Mental and physiological characteristics of students]. Kazan, Kazan State University Publ., 1977, pp. 83–102. (In Russian).
Razvitie psikhofiziologicheskikh funktsiy u vzroslykh lyudey [The development of psycho-physiological functions in adult]. Eds. by B.G. Ananev. Moscow, Pedagogika Publ., 1972, 284 p. (In Russian).
Cheremoshkina. 2010, vol. 7, no. 3, pp. 57–71. (In Russian).
Cheremoshkina
Chernyavskikh S.D., Ankudinov I.V. [Psychophysiological features of students' memory in the process of adaptation to the educational load in high school]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, Ser.: Estestvennye nauki [Belgorod State University Scientific Bulletin]. 2007, vol. 5, iss. 5, pp. 75–77. (In Russian).
Shkuratov
Shmerlina I. Segodnyashnie student: Opros naseleniya, 28.09.2006 [Today's students: Gallup poll, 28.09.2006]. Available at: : http://bd.fom.ru/report/cat/edu_edu/high_education/dd063824 (accessed
Van der Veer R. Reconstructing the mind. Replicability in research on human development. Norwood, NJ: Ablex, 1994. URL:https://www.openaccess.leidenuniv.nl/handle/ (accessed: 03.09.2015). (In English).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.