Психологические основы саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте

Психология

Авторы

  • Евгения Владимировна Толбатова Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 308015, Белгород, ул. Победы 85

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-4-99-108

Ключевые слова:

саморегуляция, школьники подросткового возраста, структура регуляторных процессов, учебная деятельность, планирование, моделирование и оценка учебной деятельности

Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности учеников подросткового возраста, сопоставляются структурные компоненты осознанной саморегуляции обычной и учебной деятельности. Актуальность темы обусловлена особенностями развития общества и требованиями, которые оно предъявляет к развитию и обучению подрастающего поколения. Рассматриваются особенности развития учебной деятельности школьников подросткового возраста. Сравниваются два периода в развитии ребенка — младший школьный и подростковый. Описываются психолого-педагогические аспекты, которые необходимо учитывать учителю при организации взаимодействия с детьми данной возрастной категории.

Биография автора

Евгения Владимировна Толбатова , Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 308015, Белгород, ул. Победы 85

старший преподаватель кафедры психологии

Библиографические ссылки

Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 288 с.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.

Конопкин О.А.,Моросанова В.И., Степанский В.И. Функциональное строение осознанной саморегуляции деятельности. М., 1992. Деп. В ОЦНИ 21.09.92 № 135-92.

Круглова Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками // Прикладная психология. 2002. № 6. С. 19–26.

КрутецкийВ.А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. 1970. №1. С. 87–99.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1997. 456 с.

ОлпортГ. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002. 464 с.

Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: дис. … канд. психол. наук. Киев, 1988. 170 с.

Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. 124 с.

Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 204 с.

Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37–50.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 288 с.

Цукерман Г.А. Десяти-двеннадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 19–31.

Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

REFERENCES

Vozrastnaya i pedagogucheskaya psihologiya [Age-related and Educational Psychology]. Ed. A.V. Petrovskiy. М

Gamezo M.V.. Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaya i pedagogucheskaya psihologiya [Age-related and Educational Psychology]. М512 p. (In Russian).

Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1997, 480 p. (In Russian).

Konopkin O.A., Morosanova V.I., Stepanskiy V.I. Funktsionalnoe stroenie osoznannoy samoregulyatsii deyatelnosti [The Functional Structure of Deliberate Self-regulation Activity]. Dep. V OTsNI 21.09.92 № 135-92. (In Russian).

Kruglova N.F. [Individually-typological Features of the Regulatory Framework for Constructing Learning Activities Teenagers] Prikladnay psichologiya [Practical Psychology]. 2002, no. 6, pp. 19–26. (In Russian).

Krutetskiy V.A. [Age-related Psychological Features Teenager] Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy]. 1970, no. 1, pp. 87–99. (In Russian).

Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age-related Psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence]. М456 p. (In Russian).

Olport G. Stanovlenie lichnosti: Izbr. Trudy [The Personality: Selected Works]. Moscow, Smysl Publ., 2002, 464 p. (In Russian).

Osadko O.Yu. Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya sistemy samoregulyatsii deyatelnosti u mladshikh shkolnikov: dis… kand. psikhol. nauk [Psychological Features of Formation of System of Self-regulation in Younger Schoolchild: PhD dissertation]. Kiev, 1988, 170 p. (In Russian).

Osnitsky A.K. Psihologiya samostoyatel’nosti [Psychology of Independence]. МNalchik: Publishing Center El-fa, 1996, 124 p. (In Russian).

Prihozan A.M., Tolstih N.N. Podrostok v uchebnike i v zhizni [Teenager in the Textbook and in Life]. Мp. (In Russian).

Slobodchikov V.I. [Category of age in psychology and pedagogy of development] Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1991, no. 2, pp. 37–50. (In Russian).

Talyzina, 288 p. (In Russian).

Tsukerman G.A. [Ten-twelfth Year Olds Schoolchildren: «No Man's Land» in Age Psychology] Voprosi psichologii [Questions of psychology]. 1998, no. 3, pp. 19–31. (In Russian).

Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The Problem of Self-consciousness in Psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1977, 144 p. (In Russian).

El’konin D.B. Izbrannie psihologicheskie trudy [Selected Psychological Work]. М560 (In Russian).

Erikson E. Identichnost: yunost, krizis [Identity: Youth, Crisis ]. Moscow, Progress Publ, 1996, 344 p. (In Russian).

Опубликован

30-12-2015

Выпуск

Раздел

Статьи