Психологические основы саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-4-99-108Ключевые слова:
саморегуляция, школьники подросткового возраста, структура регуляторных процессов, учебная деятельность, планирование, моделирование и оценка учебной деятельностиАннотация
В статье рассматриваются психологические особенности учеников подросткового возраста, сопоставляются структурные компоненты осознанной саморегуляции обычной и учебной деятельности. Актуальность темы обусловлена особенностями развития общества и требованиями, которые оно предъявляет к развитию и обучению подрастающего поколения. Рассматриваются особенности развития учебной деятельности школьников подросткового возраста. Сравниваются два периода в развитии ребенка — младший школьный и подростковый. Описываются психолого-педагогические аспекты, которые необходимо учитывать учителю при организации взаимодействия с детьми данной возрастной категории.Библиографические ссылки
Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
Конопкин О.А.,Моросанова В.И., Степанский В.И. Функциональное строение осознанной саморегуляции деятельности. М., 1992. Деп. В ОЦНИ 21.09.92 № 135-92.
Круглова Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками // Прикладная психология. 2002. № 6. С. 19–26.
КрутецкийВ.А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. 1970. №1. С. 87–99.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1997. 456 с.
ОлпортГ. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002. 464 с.
Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: дис. … канд. психол. наук. Киев, 1988. 170 с.
Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. 124 с.
Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 204 с.
Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37–50.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 288 с.
Цукерман Г.А. Десяти-двеннадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 19–31.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
REFERENCES
Vozrastnaya i pedagogucheskaya psihologiya [Age-related and Educational Psychology]. Ed. A.V. Petrovskiy. М
Gamezo M.V.. Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaya i pedagogucheskaya psihologiya [Age-related and Educational Psychology]. М512 p. (In Russian).
Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1997, 480 p. (In Russian).
Konopkin O.A., Morosanova V.I., Stepanskiy V.I. Funktsionalnoe stroenie osoznannoy samoregulyatsii deyatelnosti [The Functional Structure of Deliberate Self-regulation Activity]. Dep. V OTsNI 21.09.92 № 135-92. (In Russian).
Kruglova N.F. [Individually-typological Features of the Regulatory Framework for Constructing Learning Activities Teenagers] Prikladnay psichologiya [Practical Psychology]. 2002, no. 6, pp. 19–26. (In Russian).
Krutetskiy V.A. [Age-related Psychological Features Teenager] Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy]. 1970, no. 1, pp. 87–99. (In Russian).
Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age-related Psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence]. М456 p. (In Russian).
Olport G. Stanovlenie lichnosti: Izbr. Trudy [The Personality: Selected Works]. Moscow, Smysl Publ., 2002, 464 p. (In Russian).
Osadko O.Yu. Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya sistemy samoregulyatsii deyatelnosti u mladshikh shkolnikov: dis… kand. psikhol. nauk [Psychological Features of Formation of System of Self-regulation in Younger Schoolchild: PhD dissertation]. Kiev, 1988, 170 p. (In Russian).
Osnitsky A.K. Psihologiya samostoyatel’nosti [Psychology of Independence]. МNalchik: Publishing Center El-fa, 1996, 124 p. (In Russian).
Prihozan A.M., Tolstih N.N. Podrostok v uchebnike i v zhizni [Teenager in the Textbook and in Life]. Мp. (In Russian).
Slobodchikov V.I. [Category of age in psychology and pedagogy of development] Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1991, no. 2, pp. 37–50. (In Russian).
Talyzina, 288 p. (In Russian).
Tsukerman G.A. [Ten-twelfth Year Olds Schoolchildren: «No Man's Land» in Age Psychology] Voprosi psichologii [Questions of psychology]. 1998, no. 3, pp. 19–31. (In Russian).
Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The Problem of Self-consciousness in Psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1977, 144 p. (In Russian).
El’konin D.B. Izbrannie psihologicheskie trudy [Selected Psychological Work]. М560 (In Russian).
Erikson E. Identichnost: yunost, krizis [Identity: Youth, Crisis ]. Moscow, Progress Publ, 1996, 344 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.