Потребительские настроения населения Вологодской области в условиях социально-экономических изменений
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-2-105-118Ключевые слова:
индекс потребительских настроений, индекс текущего состояния, индекс перспективных ожиданий, реальные располагаемые денежные доходы, доходные группы, общественное мнениеАннотация
В современной рыночной экономике потребители играют чрезвычайно важную роль, поскольку осуществляемые ими расходы составляют свыше половины валового внутреннего продукта страны. Важным инструментом измерения настроений потребителей является Индекс потребительских настроений — уникальный макроэкономический индикатор, который рассчитывается на основе социологической информации (опросных данных). Цель настоящей статьи заключается в изучении особенностей потребительских настроений жителей Вологодской области в условиях кризисных процессов в экономике. Исследование основывается на данных мониторинга общественного мнения населения Вологодской области, который проводится ИСЭРТ РАН на территории региона с 1995г. Результаты социологических опросов показали, что за последний год в условиях кризисных явлений в экономике отмечалось негативное изменение потребительских настроений жителей Вологодской области. Это затронуло все основные социально-демографические группы населения. Такие изменения отмечены и в динамике частных индексов, входящих в структуру ИПН и формирующих потребительское поведение населения. Динамика потребительских настроений обусловлена действием совокупности факторов: уменьшение доходов населения, сокращение покупательной способности, ухудшение инфляционных ожиданий. Изменение потребительских настроений в условиях кризисных процессов в экономик сказалось и на социальном самочувствии населения в целом, на оценке деятельности федеральных и региональных структур исполнительной власти. Исследования показали, что ИПН как комплексный индикатор социально-экономических перемен чутко зафиксировал экономическую ситуацию в регионе, отреагировал на её возможные изменения, что важно для прогнозирования дальнейшего развития.Библиографические ссылки
Березин В.В. Выявление особенностей покупательского поведения и его роль при формировании потребительского капитала торговой марки // Вестник Российского нового университета. 2011. № 2. С. 154–161.
Гулин К.А. Социальная ситуация в регионе и потребительские настроения населения. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2000. 42 c.
Гулин К.А., НовожиловС.А. Динамика потребительских настроений населения Вологодской области в 2000 г. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2001. № 14. C. 29–40.
Доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление в ВВП. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 03.03.2015).
Дорохова Ю.В. Исследовательские подходы к потребительскому поведению в системе социально-экономических отношений // Среднерусский Вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 50–56.
Ильин В.А., Гулин К.А. Индекс потребительских настроений: тенденции и перспективы социально-экономического развития в оценках населения Вологодской области в 1997 году// Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 1997. № 4. C. 73–93.
Ильин В.А., Гулин К.А. Потребительские настроения как индикатор социально-экономических перемен/под ред.М.Ф. Сычева. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999. 40 c.
Индекс потребительских настроений. URL: http://www.levada.ru/indeksy (дата обращения: 03.03.2015).
Индекс потребительских настроений / Методология анализа настроений потребителей. URL: http://www.socpol.ru/research_projects/ipn/methodology.shtml (дата обращения: 03.03.2015).
Индекс потребительских настроений. URL: http://www.levada.ru/indeks-potrebitelskikh-nastroenii (дата обращения: 03.03.2015).
Индекс настроения потребителей от университета Мичигана. URL: http: //http://www.fxteam.ru/forex-library/fundamental-analyse/uom_consumer_sentiment/ (дата обращения: 03.03.2015).
Индексы потребительских цен на товары и услуги населению. URL: http://vologdastat.ru:8085/digital/region10 (дата обращения: 03.03.2015).
Красильникова М.Д. Как российское население переживает очередной экономический кризис [Текст] / М.Д. Красильникова // Мир России: социология, этнология. 2010. № 4. С. 162–181.
Левашова Ю.Г. Влияние комплексного подхода на потребительское поведение // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2001. № 2. С. 253–256.
Общественное мнение – 2011. М.: Левада-центр, 2012. Вып. 12. С. 54.
Празян Е.М. Современные теории потребительского поведения // Вестник Евразийской академии административных наук. 2001. № 3. С. 81–93.
Российская Г.М. К методологии анализа экономического поведения потребителя // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2007. № 6. С. 72–80.
Северо-Запад России: тенденции общественных настроений 2005–2010 гг. / К.А. Гулин, С.В. Озорнина, И.Н. Дементьева, Т.П. Кожина // Тенденции и проблемы развития региона: научные труды: в 4 т. Т. 3: Социальный императив регионального развития: в 2 ч. Ч. II. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 662 с.
Социально-экономическое положение Вологодской области в январе 2015 года: доклад. Вологдастат. Вологда, 2015. 90 с.
REFERENCES
Berezin V.V. [Finding out specifics of consumer behaviourand its role in developing consumer capital of a trade mark]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta [Russian New University Herald]. 2011, no 2, pp. 154–161. (In Russian).
Gulin K.A. Sotsial'naya situatsiya v regione i potrebitel'skie nastroeniya naseleniya [Social situation in the region and population's consumer sentiment]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science Publ., 2000, 42 p. (In Russian).
Gulin K.A. [Dynamics of population of Vologda Region consumer sentiment in 2000]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny v regione: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes in the region: facts, tendencies, prediction]. 2011, no14, pp.29–
Dolya rashodov domashnih hosyajstv na konechnoe potreblenie VVP [Households' expenses share in final consumption of gross domestic product]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#. (In Russian).
Dorohova Yu.V. [Research approaches to consumer behaviour in the system of socio-economic relations]. Srednerusskij vestnik obschestvennyh nauk [Central Russian journal of social sciences]. 2010, no 4, pp. 50-56. (In Russian).
Il'in V.A. [Consumer sentiment index: tendencies and prospects of socio-economic development in Vologda population's estimations in 1997]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny v regione: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes in the region: facts, tendencies, prediction]. 1997, no4, pp.73–
Il'in V.A. Potrebitel'skie nastroeniya kak indikator sotsial'no-ekonomicheskih peremen [Consumer sentiment as an indicator of social and economic changes]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science Publ., 1999, 40 p. (In Russian).
Indeks potrebitel'skih nastroenij [Consumer sentiment index]. Available at: http://www.levada.ru/indeksy. (In Russian).
[Consumer sentiment index]. Metodologiya analiza nastroenij potrebitelej [Methodology of consumer sentiment analysis]. Available at: http://www.socpol.ru/research_projects/ipn/methodology.shtml. (In Russian).
Indeks potrebitel'skih nastroenij [Consumer sentiment index]. Available at: http://www.levada.ru/indeks-potrebitelskikh-nastroenii. (In Russian).
Indeks nastroeniya potrebitelej ot univrsiteta Michigana [Consumer sentiment index
Indeksy potrebitel'skih tsen na tovary i uslugi naseleniyu [Consumer price index for goods and services for population]. Available at: http://vologdastat.ru:8085/digital/region10. (In Russian).
Krasil'nikova M.D. [How Russian population goes through yet another economic crisis]. Mir Rossii: sotsiologiya, etnologiya [World of Russia: sociology and ethnology]. 2010, no4, pp.162–(In Russian).
Levashova Yu.G. [Complex approach influence on consumer behaviour]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy [Econoics and management: new challenges and prospects]. 2001, no 2, pp. 253–256. (In Russian).
Obschestvennoe mnenie - 2011 [Public opinion - 2011]. Moscow, Levada-center Publ., 2012, no 12, p. 54. (In Russian).
Prazyan E.M. [Modern theories of consumer behaviour]. Vestnik Evrazijskoj akademii administrativnyh nauk [Herald of the EurasianAcademy of Administrative Sciences]. 2001, no3, pp.81–
Rossijskaya G.M. [To methodology of consumer's economic behavior analysis]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika [Moscow State University Herald. Series 6: Economics]. 2007, no6, pp.72–
[North-West of Russia: public sentiments tendencies in 2005–2010]. Tendentsii i problemy razvitiya regiona: nauchnye trudy: v 4 t. T. 3: Sotsial'nyj imperativ regional'nogo razvitiya: v 2 chastyah. Chast' 2 [Tendencies and problems of region's development: scholary works: in 4 vol. Vol. 3: Social imperative of regional development: in 2 parts. Part 2]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science Publ., 2011, 662 p. (In Russian).
Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Vologodskoj oblasti v yanvare 2015 goda: doklad [Vologda Region's socio-economic situation in January, 2015: report]. Vologda, Vologdastat Publ., 2015, 90
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.