Учебная успеваемость как фактор знаний в области культуры и склонностей к типу профессии
Психология
Ключевые слова:
учебная успеваемость, культурные потенциалы, склонности к типу профессииАннотация
Комплексно исследуются вопросы отношения учебной успеваемости, знаний в области культуры (культурных потенциалов личности) и профессиональных склонностей. Учебная успеваемость измерялась по итоговым оценкам в период весенней сессии, культурные потенциалы — посредством анкеты «Ваша жизнь и культура», профессиональные склонности — «Дифференциально-диагностическим опросником». По итогам корреляционного анализа обнаружено, что с ростом учебной успеваемости культурные потенциалы (в областях познания и литературы) и склонность к типу профессии «человек — художественный образ» возрастали, а склонность к типу профессии «человек — техника» — снижалась. Итоги путевого анализа показали, что учебная успеваемость может служить фактором роста потенциала в области познания и склонности к типу профессии «человек — художественный образ».Библиографические ссылки
Голубева Э. А. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 132−140.
Дорфман Л. Я. Конструкт «Я» и культурные потенциалы личности // Визуальная культура ХХ века и проблемы современного образования / под ред. Т. И. Гадаловой, Р. Д. Зобачевой и др. Пермь, 1999. С. 299–307.
Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психол. журн. 1998. Т. 19, № 2. С. 61– 71.
Дудорова Е. В. Культурные потенциалы, интеллект и склонность к типу профессии // Интегральная индивидуальность, Я–концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 179–201.
Дудорова Е. В. Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные, личностномотивационные и продуктивные аспекты: автореф. дис. … канд. психол. наук. Перм. гос. ун-т. Пермь, 2005. 22 с.
Климов Е. А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М.: МГУ, 1990. 158 с.
Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.
Петров В. М. Анкета «Ваша жизнь и культура». М., 1998. 15 с.
Петров В. М. Математика и социальные процессы: гиперболические распределения и их применение. М.: Знание, 1980. 64 с.
Печенков В. В. Проблемы индивидуальности общие и специально человеческие типы ВНД // Cпособности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова / отв. ред. Э. А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997. С. 189219.
Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
Broadbent, D. E., Fitzgerald, P., & Broadbent, M. H. P. (1986). Implicit and explicit knowledge in the control of complex systems // British Journal of Psychology. 77. 33–50.
Ericsson, K. A., Krampe, R. T., & Tesch-Romer, C. (1993). The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance // Psychological Review. 100. 363–406.
Hunter, J. E. (1983). A causal analysis of cognitive ability, job knowledge, job performance, and supervisor ratings // In F. Landy, S. Zedeck, & J. Cleveland (Eds.), Performance measurement and theory (p. 257–266). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Ree, M. J., Carretta, T. R., & Teachout, M. S. (1995). Role of ability and prior job knowledge in complex training performance // Journal of Applied Psychology. 80. 6. 721–730.
Rouse, W. B., & Morris, N. M. (1986). On looking into the black box: Prospects and limits in the search for mental models // Psychological Bulletin. 100. 349–363.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.