Особенности представлений матерей об индивидуальности здорового и часто болеющего ребенка

Психология

Авторы

  • С.Ю. Жданова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Л.А. Коротовских Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Ключевые слова:

познание индивидуальности, представления матери об индивидуальности ребенка, представления об индивидуальности детей в связи с состоянием здоровья

Аннотация

Исследуются представления матерей об индивидуальности ребенка. Выявлены общее поле представлений матерей об индивидуальности детей, а также специфические различия в представлениях в связи с состоянием здоровья ребенка. Обнаружено, что здоровый ребенок предстает для матери как более активный, успешный, достигающий высоких результатов в обучении, спорте, в сравнении с часто болеющим ребенком. При описании здорового ребенка матери чаще используют характеристики, отражающие широкие возможности развития индивидуальности здорового ребенка, отмечают широту интересов, увлечений детей, разнообразие видов деятельности. В процессе познания индивидуальности часто болеющих детей матери отмечают наличие ограничений, например в еде, социальных контактах, видах деятельности; количество характеристик негативной валентности преобладает при описании ребенка с нарушениями здоровья в сравнении с описанием здорового ребенка.

Библиографические ссылки

Алексеева Л.В. Уровни индивидуальности человека // Психология индивидуальности. М., 2010. С. 44.

Антонов А.В. О неопределенности понятий «количественные и качественные методы» в психологии//Вестник Перм. ун-та. Серия. Психология. 2009. Вып. 2 (28). С. 87 — 96.

Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: автореф. дис…д-ра психол. наук. М: Изд-во МГУ, 2009. 48 c.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.

Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. Пермь, 2005. 190 с.

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб., 2000. 7.

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб., 2010. 332 с.

Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)// Социально — психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 20-21.

Петрова А.А. Взаимосвязь факторов рассогласованности материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему //Тез. Всерос. научн. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» Ч. 2. / под ред. В.К.Шабельникова, А.Г. Лидерс. М., 2005.

Ромицына Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 39-47.

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. №3. С.3-14.

Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 2. С. 18 — 28.

Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии //Вопросы психологии. 2001. № 2 . С. 22-37.

Abric J.-Cl. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papes on social representations. 1993. Vol. 2, № 2. P. 75 -78.

Опубликован

30-03-2011

Выпуск

Раздел

Статьи