О схеме изменения представлений о детстве в истории
Психология
Ключевые слова:
психологический возраст, представления о душе, уровень (стадия) самоосознания, отражение действительности в сознании человека, периоды развития наукиАннотация
На основании общегносеологической закономерности отражения действительности в сознании человека, имеющей 6-уровневую структуру усложнения понятий (уровней абстракции, обобщения понятий), проявляющейся в истории науки в виде определённых однородных периодов её развития, с учётом того, что переход от уровня к уровню отражения связан с определённым изменением самоосознания человека, описано наблюдение за постепенным усложнением представлений о структуры психологических возрастов (представлений о детстве и взрослении) в евроцентристской линии исторического развития науки и культуры, с указанием на современное описание инвариантной 6-уровневой психосоциальной структуре возрастов самоосознания. Кроме того, указано, что аналогичные подструктуры самосознания описывались и ранее: в виде 2-уровненго представления о развитии человека (Аристотель, 2-й период развития науки); и в виде 4-уровневого представления о взрослении (Гегель, 4-й период развития науки).Библиографические ссылки
Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976–1984.
Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: дис. … канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 170 с.
Выготскй Л.С. Вопросы детской психологии // Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-пресс: Эксмо-пресс, 2002. 1008 с.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философский наук. Ч. 3: Философия духа // Соч.: пер. с нем. Б.А.Фохт / АН СССР, Ин-т философии. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 33. 372 с.
Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. Избр. произведения: пер. с франц. и лат.; ред. В.В. Соколов. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Дмитриев М.Г., Белов В.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колонии для несовершеннолетних // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 117–125.
Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 6. С. 113–117.
Лега В.П. Плотин, патристика и современность, апологетические очерки. М.: Изд-во Правосл. Свт. Тихон. ин-та, 2002. 124 с.
Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика, I–II вв. н.э.. М.: Изд-во МГУ, 1979. 416 с.
Лосев А.Ф. История античной философии, в конспективном изложении, М.: ЧеРо, 1998. 192 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. 584 с.
Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 400 с.
Маковельский О. Досократики. Минск: Харвест, 1999. 786 с.
Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Ч. 1 // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 6–7.
Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Ч. 2 // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 27–43.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Питер, 2003. 192 с.
Семёнова О.А. Формирование произвольной регуляции деятельности и её мозговых механизмов в онтогенезе // Физиология человека. 2007. Т.33. С. 115–127.
Чечулин В.Л. Об упорядоченных структурах в множествах с самопринадлежностью // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2008. Вып. 6. С. 37– 45.
Чечулин В.Л. Теория множеств с самопринадлежностью (основания и некоторые приложения): моногр. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 100 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15267103 (дата обращения: 16.01.2013).
Чечулин В.Л. О непредикативном определении понятия личности в психологии // Социальноэкон. ситуация разв. региона: материалы регион. конф. при Березниковском филиале Пермского гос. ун-та. Березники, 2006. С. 108–112.
Чечулин В.Л. К описанию исторического формирования психосоциальной структуры (тезисы) // Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России: материалы Междунар. конф. при ОрГТУ. Орёл, 2007. С. 198–202.
Чечулин В.Л., Загородских Н.В. О психологогносеологических ограничениях преподавания курса программирования // Рождественские чтения: материалы Всерос. конф. при Перм. гос. ун-те. Пермь, 2008. С. 102–104.
Чечулин В.Л. Основные составляющие философии права // Развитие и реформирование Государственной и муниципальной службы в России на современном этапе: материалы регион. науч.- практ. конф. при Пермском филиале Уральской академии госслужбы. Пермь, 2008. С. 165–167.
Чечулин В.Л. Об основаниях системы кризисов развития личности и структурировании отклоняющегося поведения // Университетские исследования. 2010 (разд. Психология). URL: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/189_8748 1.doc (дата обращения: 23.01.2013).
Чечулин В.Л. О гносеолого-психологических основаниях философии права // Философия права. 2010. № 1. С. 101–106.
Чечулин В.Л. К системному анализу структуры промышленной информационнотехнологической системы // Инфоком–2: сб. тр. междунар. конф. при Сев-КавкГТУ. Кисловодск, 2006. С. 177–181.
Чечулин В.Л. Внутренняя психосоциальная 6- уровневая структура экономической деятельности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: тр. III междунар. науч. интернет-конф. Омск, 2009. С. 156–166.
Чечулин В.Л. Модели безынфляционного состояния экономики и их приложения: монография / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2011. 112 с.
Чечулин В.Л. Структурирование системы образования // Университет в системе непрерывного образования: материалы Междунар. конф. при Перм. гос. ун-те. Пермь, 2008. С. 59–60.
Чечулин В.Л. О гносеологических основаниях 6- стадийного научно-инновационного цикла // Инновации РАН – 2008: материалы науч.-практ. конф. РАН. Н. Новгород, 2008. С. 51–52.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.
Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 531 с.
Chechulin V.L., Ardavichus V.G., Kolbasina O.V. Informatization of the process of producing formalin // Russian Journal of Applied Chemistry / MAIK Nauka/Interperiodica. 2008. Vol. 81, № 6. P. 1112–1116.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.