Феноменология социального образа: понятие, уровни, структура
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-36-46Ключевые слова:
образ, социальный образ, феноменология, уровни феноменологической редукции, интерсубъективные структуры, жизненный мирАннотация
Цель данной статьи — раскрытие содержания понятия «социальный образ» в контексте последних исследований социально-конструктивистских и феноменологических направлений. Автор оценивает характер влияния социальных образов на общество. Исследования «расстраивания интенций» социального образа показывают, что феномен «мифа» является частным случаем искажения социального образа. Выявляется радикальное отличие мифогенеза и смыслогенеза социального образа, в основании которого находится уровень «чистого сознания» Э.Гуссерля. С помощью оценки уровня очевидности становится возможным развенчания мифа, несмотря на общую онтологическую структуру дискурса социального образа и восстановление глубинного интенционального уровня образа («чистое сознание»). На основе этого дается авторское определение социального образа как образа, передаваемого в интерсубъективном взаимодействии разного уровня сознания и имеющего императивный и мотивирующий характер за счет онтологической структуры и способности передавать ощущение очевидности. В соответствии с уровнями восприятия и феноменологической редукции выделяется структура социального образа и оценивается характер влияния на общество каждого из них. Результаты данного исследования применимы в области социального конструирования, в частности, в оценке социальных проблем и образовательных систем. Автор приходит к необходимости реализации концепции «жизненного мира» Э.Гуссерля как общества, в интерсубъективных структурах которого находится уровень «одинокой душевной жизни». Эта необходимость обосновывается негативными последствиями мифологизации общества и неизбежными социальными проблемами как следствия понижения уровня интерсубъективных структур. Возможность реализации «жизненного мира» автор видит в преобразовании образовательной системы.Библиографические ссылки
Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Прогресс: Универс, 1994. С. 72–130.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. 623 с.
Гарфинкель Г. Исследование по этнометодологии. СПб., 2007. 335 с.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: СПбУ МВД России, 2004. 368 с.
Гуссерль Э. Логические исследования. М.: Гнозис: Дом интеллектуальной книги, 2001. Т. II. 400 с.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 255 с.
Луман Н. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновского. М: Логос, 2004. 232 с.
Осаченко Ю.С. Сущность мифа как философская проблема. 2. Миф как конфигурация опыта сознания — возможности экзистенциально-феноменологической тематизации // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308, № 4. С. 200–204.
Осаченко Ю.С. Структура мифического: констелляция как конфигурация опыта сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 2(26). С. 41–48
Пигров К.С. Созидающее слово, или Цивилизация как констелляция смыслов // Цивилизация: вызовы современности. СПб., 2009. С. 244–259. URL: http://philosophy.spbu.ru/library/7682/7704 (дата обращения: 10.12.2014).
Попов Д.Н. Разработка модели обработки сигнала на основе теории восприятия человека // Путь в науку: сб. тезисов Междунар. студ. науч. конф. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 68–69.
Сильнова Е.И. Социальный образ России в исторической динамике: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Саратов, 2013. 44 с. URL: http://www.philhist.spbu.ru/index.php/dissertatsii/224-silnova-elena-ivanovna-sotsialnyj-obraz-rossii-v-istoricheskoj-dinamike (дата обращения: 15.11.2014).
Сокол В.Б. Сознание против мышления: феноменологическое исследование. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. 440 с.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003. 416 с.
Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
Шмерлина И.А. Социальность и проблема смысла: к выработке междисциплинарного понятия // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3. С. 137–151.
Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. 1056 с.
Шюц А., Левит С.Я. Мир светящийся со смыслом. М.: Росспен, 2004. 263 c.
Boubdieu Р. Social apace and symbelic power // P. Bourdieu in other words: Essays towards a Reflexive sociology. Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1990. P. 123–139.
REFERENCES
Bart R. [Myth Today]Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works: semiotics. poetics]. Moscow, Progress, Univers Publ., 1994, pp. 72–130. (In Russian).
Berger P.L., Luckmann T. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti. Traktat po sotsiologii znaniya. [The social construction of reality. A treatise on sociology of knowledge]. Moscow, Medium Publ., 1995, 323 p. (In Russian).
Frolov I.T. Vvedenie v filosofiyu: Ucheb. posobie dlya vuzov [Introduction to philosophy: textbook. Manual for university]. Moscow, Respublika Publ., 2003, 623 p. (In Russian).
Garfinkel H. Issledovanie po etnometodologii [Studies in ethnomethodology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 335 p. (In Russian).
Husserl E. Krizis evropeyskikh nauk i transtsendentalnaya fenomenologiya [Crisis of European sciences and transcendental phenomenology]. St. Petersburg, SPbU MVD Rossii Publ., 2004, 368 p. (In Russian).
Husserl E. Logicheskie issledovaniya. [Logical investigations]. Moscow: Gnozis Publ., 2001, vol. 2, 400 p. (In Russian).
Il’in I.P. Postmodernizm ot istokov do kontsa stoletiya: Evolyutsiya nauchnogo mifa [Postmodernism from its origins to the end of the century: the evolution of a scientific myth]. Moscow: Intrada Publ., 1998, 255 p. (In Russian).
Luman N. Obschestvo kak sotsialnaya sistema [Society as a social system]. Moscow, Logos Publ., 2004, 232 p. (In Russian).
Osachenko Yu.S. [The essence of the myth as a philosophical problem. 2. The myth of the configuration of the consciousness experience — the possibility of existential-phenomenological theming]. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta [Tomsk Polytechnic University Tidings], 2005, vol. 308, no. 4, pp. 200–204. (In Russian).
Osachenko Yu.S. [The structure of the mythical: the configuration of a constellation of conscious experience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy: Sociology. Political Science], 2014, no. 2, vol. 26, pp. 41–48. (In Russian).
Pigrov K.S. [The Creative Word, or Civilization as a Constellation of Meanings]. Tsivilizatsiya: vyzovy sovremennosti [Civilization: the challenges of our time]. St. Petersburg, 2009, pp. 244–259. Available at:http://philosophy.spbu.ru/library/7682/7704 (accessed 10.12.2014). (In Russian).
Popov D.N. [Developing a model signal processing based on the theory of the human perception]. Put v nauku: Sbornik tezisov mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii [The path to science: Abstracts of the International student conference]. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2012, pp. 68–69. (In Russian).
Sil’nova E. I. Sotsialnyy obraz Rossii v istoricheskoy dinamike: avtoref. dis.… dok. filos. nauk [Social image of Russia in the historical dynamics. Abstract… doc. of philos.]. Saratov, 2013, 44 p. Available at: http://www.philhist.spbu.ru/index.php/dissertatsii/224-silnova-elena-ivanovna-sotsialnyj-obraz-rossii-v-istoricheskoj-dinamike (accessed 15.11.2014). (In Russian).
Sokol V.B. Soznanie protiv myshleniya: fenomenologicheskoe issledovanie [Consciousness Versus thinking: a phenomenological study]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2013, 440 p. (In Russian).
Habermas J. Filosofskiy diskurs o moderne [Philosophical discourse of modernity]. Moscow, Ves’ Mir Publ., 2003, 416 p. (In Russian).
Scheler M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Gnozis Publ., 1994, 490 p. (In Russian).
Shmerlina I.A. [Social and problem of meaning: to develop of interdisciplinary concept]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and philosophy of science]. 2009, № 3, pp. 137–151. (In Russian).
Schutz A. Izbrannoe: Mir, svetyaschiysya smyslom [Selected: world, glowing sense]. Moscow, 2004, 1056 p. (In Russian).
Schutz A., Levit S.Ya. Mir svetyaschiysya so smyslom [World, glowing sense]. Moscow, Rosspen Publ., 2004, 263 p. (In Russian).
Boubdieu Р. Social apace and symbelic power. P. Bourdieu in other words: Essays towards a Reflexive sociology. Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1990, pp. 123–139. (In English).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.