Социологические подходы к изучению профессионального самоопределения

Социология

Авторы

  • Владимир Сергеевич Волегов Пермский государственный институт культуры, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-167-173

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, история социологии, культура, теория черт, теория практик, практический поворот, социальные технологии, фоновые практики

Аннотация

Основное внимание в статье уделено трансформации теоретико-методологических оснований при изучении профессионального самоопределения в рамках социологии. Рассматривается трансформация исследовательских подходов к профессиональному выбору в контексте конкуренции и смены основных социологических парадигм. На основе анализа иностранной и отечественной (советской и постсоветской) литературы, делается предположение о наличии трех основных этапов в определении сущности и задач формирования профессиональной структуры общества. Особенностью первого этапа, базирующегося на идеях классической социологии и теории черт М.Вебера, является доминирование идей профессионального отбора при формировании социально-профессиональной структуры. Второй этап (вторая половина XX в.) включает социологические исследования, связанные с адаптацией молодежи к существующим социальным структурам. Основываясь на идеях структурного функционализма, исследователи и практики делают основной упор на необходимость грамотного распределения молодых людей по социально значимым позициям социального пространства (как социального и профессионального, так и территориального). В связи с изменениями в методологических основаниях наук об обществе, связанных с идеями «практического поворота» и обращением к категориям культуры, автор выделяет третий этап в изучении и сопровождении профессионального самоопределения молодежи, возможным теоретическим основанием которого оказывается теория практик.

Биография автора

Владимир Сергеевич Волегов , Пермский государственный институт культуры, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18

 аспирант кафедры культурологии и философии

Библиографические ссылки

АнтипьевА.Г., ЗахаровН.Н., ЧумаковС.Я. Профессиональная ориентация в сельской школе (методические рекомендации). Пермь, 1977. 79с.

БурдьеП. Практический смысл / пер. с фр. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Волегов В.С. Профессиональный комплекс в самоопределении личности // Вестник Пермского государственного университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 3(15). С. 137–143.

Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. 2-е изд. М.: Экономика,1972. 478 с.

Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.

Дементьев И.В. Генезис и понятие профориентации в педагогической науке и практике // Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск, 2008. С. 32–38.

Зеер Э.Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3–4(46–47). С. 30–36.

Крупская Н.К. О выборе профессии // Собр. соч.: в 10 т. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. Т. 4. 636 с.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.

Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36–46.

Пиликян К.Г. Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 1. С. 38–45.

Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / отв. ред. В.Л. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1987. 305 с.

Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. 356 с.

Brown D. and assoc.Career choice and development / 4th ed. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002. 556 p.

Davis К., Mооre W. Some Principles of Stratification // American Sociological Review. 1945. Vol. 10, no 4. P. 242–249.

Greenwood E. Attributes of a profession // Social work. 1957. Vol. 2(3). P. 45–55.

Theories

The practice turn in contemporary theory / ed. by Th.R. Schatzki, K. Knorr-Cetina, E. von Savigny. London: N.Y.: Routledge, 2011. 253 p.

References

Antipyev A.G., Zakharov N.N., Chumakov S.Ya. Professional’naya orientatsiya v sel’skoj shkole (metodicheskie rekomendatsii) [Vocational guidance at rural school (methodical recommendations)]. Perm, 1977, 79 p. (In Russian).

Bourdieu P. Prakticheskij sysl [Practical sense]. Saint Petersburg.: Aletheia Publ., 2001, 562 p. (In Russian).

Weber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Progress Publ., 1990, 808 p. (In Russian).

Volegov V.S. [A professional complex in selfdetermination of the personality]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya» [Perm University Herald. «Philosophy. Psychology. Sociology»]. 2013, iss. 3(15), pp. 137– 143. (In Russian).

Gastev A.K. Kak nado rabotat’. Prakticheskoe vvedenie v nauku organizatsii truda [As it is necessary to work. Practical introduction to science of the organization of work]. Moscow, Ekonomika Publ., 1972, 478 p. (In Russian).

Ginzburg M.R. [Personal self-determination as psychological problem]. Voprosy psyhologii [Issues of psychology]. 1988, no 2, pp. 19–26. (In Russian).

Dementiev I.V. [Genesis and concept of career guidance of pedagogical science and practice]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly [Scientific works of Republican institute of the higher school]. Minsk, 2008, pp. 32–38. (In Russian).

Zeer E.F. [Assistance to professional selfdetermination trained in modern social and economic conditions]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana [The pedagogical journal of Bashkortostan]. 2013, no 3–4 (46–47), pp. 30–36. (In Russian).

Krupskaya N.K. [About the choice of profession]. Sobr. soch.: v 10 t. [Oeuvre: in 10 vol.]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences Publ., 1959, vol. 4, 636 p. (In Russian).

Kuhn T. Struktura nauchnyh revolyutsij [The structure of scientific revolutions]. Moscow, Progress Publ., 1977, 300 p. (In Russian).

Mansurov V.A., Yurchenko O.V. [Sociology of professions. History, methodology and practice of researches]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2009, no 8, pp. 36–46. (In Russian).

Pilikyan K.G. [Consultation on vocational guidance: yesterday, today, tomorrow]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education]. 2009, no 1, pp. 38–45. (In Russian).

Professional’noe samoopredelenie i trudovoj put’ molodezhi [Professional self-determination and labor way of youth]. Kiev: Naukova dumka Publ., 1987, 305 p. (In Russian).

Upravlenie — eto nauka i iskusstvo [Management is a science and art]. Moscow, Respublika Publ., 1992, 356 p. (In Russian).

Brown D. and assoc. Career choice and development / 4th ed. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002, 556 p. (In English).

Davis К., Mооre W. Some Principles of Stratification. American Sociological Review. 1945, vol. 10, no 4, pp. 242–249. (In English).

Greenwood E. Attributes of a profession. Social work. 1957, vol. 2(3), pp. 45–55. (In English).

Theories of information behavior / ed. by K.E. Fisher, S. Erdelez, L.(E.F.) McKechnie. Medford, NJ: Information Today, Inc., 2005, 431 p. (In English).

The practice turn in contemporary theory / ed. by Th.R. Schatzki, K. Knorr-Cetina, E. von Savigny. London: N.Y.: Routledge, 2011, 253 p. (In English)

Опубликован

30-06-2016

Выпуск

Раздел

Статьи