Горожане как субъект формирования имиджа города

Социология

Авторы

  • Наталья Леонидовна Антонова Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Екатерина Владимировна Ракевич Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-160-166

Ключевые слова:

город, имидж города, формирование имиджа города, горожане, городское сообщество

Аннотация

В статье дан анализ общности горожан как субъекта формирования имиджа города. Рассмотрен вопрос социологической концептуализации понятия «имидж города», под которым понимается вид социальной практики, представляющей систему социальных действий и взаимодействий индивидов и групп, имеющей как направленный контролируемый, так и стихийный неконтролируемый характер, определяющий образ города и мнение о нем как совокупности различного рода его характеристик: визуальных, социолингвистических, оценочных. Рассматриваются два основных пути формирования имиджа: «сверху» и «снизу». В первом случае субъект формирования — административные органы управления, а во втором — горожане. Горожане как социальная общность одновременно выступают и как потребители, и как производители имиджа города. В статье приводятся данные социологического опроса жителей Екатеринбурга: выборка — 385 горожан, вид отбора — квотный. Результаты опроса показывают, что горожане в большей степени видят городские власти в качестве субъекта имиджформирующей деятельности. Имидж города как системное интегративное образование стихийно формируется в процессе социальных действий и взаимодействий горожан: более половины опрошенных указывают на тот факт, что и сами жители оказывают влияние на имидж Екатеринбурга. Участие жителей города как социальной общности в формировании имиджа может иметь целенаправленный характер, которое выходит за пределы повседневных взаимодействий. В таком случае жители города должны представлять собой сплоченное городское сообщество. В Екатеринбурге в настоящий момент можно говорить лишь о формировании такового. Так, почти половина опрошенных отмечают, что в городе есть активисты, но к их числу себя относит лишь каждый пятый. Анализ сообществ в социальных сетях показал положительную динамику: организуется все больше групп в помощь городу, решению его проблем.

Биографии авторов

Наталья Леонидовна Антонова , Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

доктор социологических наук, доцент,профессор кафедры теории и истории социологии

Екатерина Владимировна Ракевич , Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

аспирант кафедры теории и истории социологии

Библиографические ссылки

Абышева Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социально-управленческий аспект: автореф. дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород, 2005. 24 с.

Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж как конкурентный ресурс региона // Регион: экономика и социология. 2006. № 4. С. 72–84.

Вебер М. Город. Избранное. Образ общества: пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с.

Глазычев В.Л. Слободизация страны Гардарики. URL: http://www.glazychev.ru/books/slobodizatsia.htm (дата обращения: 25.04.2014).

Заславская Т.И.О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию?.. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М.: МВШСЭН, 2001. 416 с.

Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики в С.-Петербурге, 2005. 376 с.

Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 c.

Мозолин А.В. Методика анализа имиджа и его положение в информационном пространстве. Екатеринбург, 2004. 44 с.

Мещеряков Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. 2009. № 2(30). С. 26–33.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 2-е изд., стереотп. М.: Омега-Л, 2008. 266 с.

Парк Р. Города как социологическая лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3. С. 3–12.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002. 223 c.

References

Abysheva Yu.Yu. Problema formirovaniya imidzha goroda: sotsialno-upravlencheskiy aspect: aftoref. diss. kand. sotsiol. nauk [The problem of city image forming: a socio-administrative aspect: an abstract of thesis Prepared by candidate of sociological science]. Nizhni Novgorod, 2005, 24 p. (In Russian).

Vazhenina I., Vazhenin S. [Image as a competitive resource of region]. Region: Ekonomika i Sotsiologya [The Region: economics and sociology]. 2006, no 4, pp. 72–84. (In Russian).

Weber M. [A city]. Izbrannoe. Obraz obschestva [Selected Works. The image of the society]. Moscow, Yurist Publ., 1994, 704 p. (In Russian).

Glazychev V. Slobodizatsiya strany Gardarici [Becoming a village of Gardarika country]. Available at: http://www.glazychev.ru/books/ slobodizatsia.htm (accessed 12.12.2015). (In Russian).

Zaslavskaya T. [About a subject-activity aspect of the transformation process]. Kto I kuda stremitsya vesti Rossiyu?.. Aktory makro-, mezo- I mikrourovney sovremennogo transformatsionnogo protsessa [Who and where are going to conduct Russia?.. The macro-, meso- and micro-level actors of the modern transformation process]. Moscow, MVSHSEN Publ., 2001, 416 p. (In Russian).

Cotler Ph., Asplund Ch., Rein I., Haider D. Marketing mest. Privlechenie investiciy, predpriyatiy, zhiteley i turistov v goroda, komunny, regiony i strany Evropy [Marketing paces Europe. How to attract investments, industries, residents and visitors to cities, communities, regions and nations in Europe]. Saint Petersburg, Stockholm School of Economics in Saint Petersburg Publ., 2005, 376 p. (In Russian).

Lynch K. Obraz goroda [The Image of the city]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1982, 328 p. (In Russian).

Mozolin A. Metodika analiza imidzha i ego polozhenie v informatsionnom prostranstve [The methods of analysis of the image of the city and its position at information space]. Ekaterinburg, AMB Publ., 2004, 44 p. (In Russian).

Mesgheryakov T. [The city image as a strategic factor of effective place marketing]. Problemy sovremennoy ekonomiki [The Problems of modern economics]. 2009, no 2(30), pp. 26–33. (In Russian).

Panasyuk A. Formirovanie imidzha: strategiya, psihotehnologii, psihotehniki [Image Forming: strategy, psychotechnologies, psychotechnics]. Moscow, Omega-L Publ., 2008, 266 p. (In Russian).

Park R. Goroda kak sotsiologicheskaya laboratoriya [The city as a social laboratory]. Sosiologicheskoe obozrenie [Sociological review], 2002, vol. 2, no 3, pp. 3–12. (In Russian).

Perelygina E. Psikhologiya imidzha [Psychology of image]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2002, 223 p. (In Russian).

Опубликован

30-06-2016

Выпуск

Раздел

Статьи