Визульная феноменология М. Мерло-Понти

Философия

Авторы

  • Антон Сергеевич Реутов Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 603950, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-520-527

Ключевые слова:

производство присутствия, визуальные исследования, значение, восприятие, герменевтика, феноменология

Аннотация

В статье рассматриваются основные идеи и концепты Мориса Мерло-Понти, которые касаются анализа сущности визуального. Показана конституирующая роль телесности. Благодаря наличию тела, человек способен осознать себя и мир, в котором он находится. Тело и мир неразрывны, имеют одинаковую природу, и этим обусловлена возможность восприятия. Далее говорится о том, как Мерло-Понти понимает процесс видения. Для философа важно зрение как таковое, зрение до мышления, зрение, которое уже является родом мышления. Такой тип зрения может быть схвачен только в определенных обстоятельствах. Во-первых, в ситуации, когда воспринимается не отдельная вещь, а весь горизонт видимого, целое «сцены». Во-вторых, необходимо заметить, что видящий и видимое всегда находятся на определенной дистанции, зрение субъективно, зависит и разворачивается относительно видящего. Представлена реконструкция анализа живописи, которую проводил Мерло-Понти в своих работах. Особое внимание уделено роли художника. Живописец является носителем особого вида зрения, он видит мир по-другому, используя иные категории. Через художника становится явным процесс, когда мир полностью захватывает видящего. Через анализ живописи нам открываются особые измерения видимого. Глубина показывает размещенность вещей относительно друг друга. Ее точка отсчета — глаз видящего. Цвет открывает материальность, тактильность поверхности, цвет всегда сопряжен с качеством вещи, которую он окрашивает. Линия или контур в рисунке делают явным скрытое ощущение несуществующей границы между вещами, которая возникает только в человеческом глазе. Эти и другие категории анализа художественного произведения открывают философу суть видения реального мира с другой стороны. Автор стремится показать, как в работах Мерло-Понти раскрывается понимание видения, которое является свойством мира и является результатом определенного соположения видящего и видимого, человека и мира.

Биография автора

Антон Сергеевич Реутов , Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 603950, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

аспирант кафедры философии и общественных наук

Библиографические ссылки

Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. 2012. № 1(85). С. 212–249.

Инишев И.Н. Феноменология как теория образа // Логос. 2010. № 5(78). С. 196–204.

Мерло-ПонтиМ. Феноменология восприятия. СПб.: Наука, 1999. 312 с.

ПетровскаяЕ. Теория образа. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2010. 283 с.

Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск, 2005. 400 с.

Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. 2008. Vol. 7, iss.2. P. 131–146. DOI: 10.1177/1470412908091934.

Гумбрехт Х.-У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.

Мерло-Понти М. Кино и новая психология восприятия. URL: http://www.psychology.ru/library/00038.shtml (дата обращения: 09.12.2016).

Мерло-ПонтиМ. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 63 с.

Мерло-ПонтиМ. Сомнение Сезанна. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/7647-cezanne (дата обращения: 09.12.2016).

Mitchell W.J.T. Showing seeing: a critique of visual culture // Journal of Visual Culture. Vol.1, iss. 2. P. 165–181. DOI: 10.1177/147041290200100202.

Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский, 2003. 464 с.

References

Bal’ M. Vizual’niy essentsializm i ob’ekt vizual’nyh issledovaniy [Visual essentialism and the object of visual culture]. Logos [Logos]. 2012, no. 1(85), pp. 212–249. (In Russian).

Inishev I.N. Fenomenologiya kak teoriya obraza [Phenomenology as a Theory of Image]. Logos [Logos]. 2010, no. 5(78), pp. 196–204. (In Russian).

Merleau-Ponty M. Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of Perception]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1999, 312 p. (In Russian).

Petrovskaya E. Teoriya obraza [Theory of Image]. Moscow, RSUH Publ., 2010, 283 p. (In Russian).

Merleau-Ponty M. Vidimoe i nevidimoe [The Visible and the Invisible]. Minsk, 2005, 400 p. (In Russian).

Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn. Journal of Visual Culture. 2008, vol. 7, iss. 2, pp. 131–146. DOI: 10.1177/1470412908091934. (In English).

Gumbreht H.-U. Proizvodstvo prisutstviya: Chego ne mozhet peredat’ znachenie [Production of Presence: what meaning cannot convey]. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2006, 184 p. (In Russian).

Merleau-Ponty M. Kino i novaya psikhologiya vospriyatiya [Cinema and the New Psychology]. Available at: http://www.psychology.ru/library/ 00038.shtml (accessed 09.12.2016). (In Russian).

Merleau-Ponty M. Oko i dukh [Eye and Mind]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1992, 63 p. (In Russian).

Merleau-Ponty M. Somnenie Sezanna [Cézanne’s Doubt]. Available at: http://theoryandpractice.ru/ posts/7647-cezanne (accessed: 09.12.2016). (In Russian).

Mitchell W.J.T. Showing seeing: a critique of visual culture. Journal of Visual Culture. 2002, vol. 1, iss. 2, pp. 165–181. DOI: 10.1177/147041290200100202. (In English).

Maklyuen G.M. Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Moscow, Zhukovskiy Publ., 2003, 464 p. (In Russian).

Опубликован

30-12-2017

Выпуск

Раздел

Статьи