Развитие речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом

Психология

Авторы

  • Дарья Сергеевна Медведева Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-409-415

Ключевые слова:

билингвизм, монолингвизм, речемыслительная деятельность, речевое развитие, интеграция видов мышления, интенсивное/экстенсивное развитие, младший школьный возраст

Аннотация

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования речемыслительной деятельности младших школьников-билингвов (освоение двух языков с раннего детства естественным путем в результате языкового общения в двуязычной среде: удмуртско-русской (30чел.), татарско-русской (20чел.)) и монолингвов, владеющих родным русским языком (всего 25чел.). Предполагалось, что речемыслительная деятельность детей с естественным билингвизмом при их переходе из детских дошкольных учреждений в общеобразовательную школу развивается путем интенсивного формирования понятийного речевого мышления в сравнении с детьми-монолингвами, у которых этот процесс характеризуется экстенсивным развитием через интеграцию различных видов мышления. С помощью методического инструментария измерялись показатели речевого развития, понятийного интуитивного мышления, понятийного логического мышления, понятийного речевого мышления, понятийного образного мышления, абстрактного мышления. Данные обрабатывались посредством процедур математической статистики: описательной статистики, одномерного и многомерного однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). В результате исследования установлено, что речемыслительная деятельность в младшем школьном возрасте детей-билингвов с родным нерусским языком развивается путем интенсивного формирования понятийно-речевого мышления, когда спонтанные и житейские понятия родного и русского языков в процессе обучения переходят в разряд научных, а значит, осознаются ребенком, изменяются в структуре, т.е. происходит обобщение более высокого функционального уровня. У младших школьников-монолингвов, социолизирующихся в своей лингвистической среде, этот процесс характеризуется экстенсивным развитием через интеграцию различных видов мышления и/или переходом от понятийно-образного к понятийно-логическому мышлению в связи с освоением ведущей учебно-познавательной деятельности.

Биография автора

Дарья Сергеевна Медведева , Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

аспирант Института педагогики, психологии и социальных технологий

Библиографические ссылки

ВыготскийЛ.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. С.53–72.

Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: МГУ, 1969. 160 с.

Hamers J.F., Blanc M.H. Bilinguality and Bilingualism. 2nd ed. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. 147 p. DOI: .

Jong de Ester J. Effective Bilingual Education: from Theory to Academic Achievement in a Two-Way Bilingual Program // Bilingual Research Journal: Spring. 2002. Vol. 26, № 1. Р. 24–42.

ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 2001. 368с.

ХотинецВ.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №43–47.

Волкова Е.Л., Протасова Е.Ю. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2002. № 12. С. 28–32.

Аммосова Л.И. О диагностике речевых нарушений детей в многоязычном школьном обучении // Сб. матер. 5-й регион. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. Нерюнгри: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2004. С. 142–144.

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: метод. рук-во. СПб.: Иматон, 1999. 184 с.

ХотинецВ.Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. №10(67). C.59–69.

ХотинецВ.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие. М.: Форум, 2012. 87 с.

ПоддьяковН.Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 1997. Т.18, №103–111.

ФельдштейнД.И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013г.) // Проблемы современного образования. 2013. №URL: http://pmedu.ru/res/2013_5_2.pdf (дата обращения: 07.01.2017).

References

Vygotskiy L.S. K voprosu o mnogoyazychii v detskom vozraste [On the problem of multilingualism in childhood]. Umstvennoe razvitie detey v protsesse obucheniya: sbornik statey [Mental development of children during studying: collection of articles]. Мoscow, State Educational Pedagogical Publ., 1935, pp. 53–72. (In Russian).

Vereshchagin E.M. Psikhologicheskaya i metodicheskaya kharakteristika dvuyazychiya (bilingvizma) [Psychological and methodological characteristics of bilingualism]. Мoscow, Moscow State University Publ., 1969, 160 p. (In Russian).

Hamers J.F., Blanc M.H. Bilinguality and Bilingualism. 2nd ed. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000, 147 p. DOI: 10.1017/CBO9780511605796. (In English).

Jong de Ester J. Effective Bilingual Education: from Theory to Academic Achievement in a TwoWay Bilingual Program. Bilingual Research Journal. 2002, Spring, vol. 26, no. 1, pp. 24–42. (In English).

Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech’. Psikhika, soznanie, bessoznatel’noe. Sobranie trudov. [Thought and Language. Mind, Consciousness, the Unconscious. Collected Works]. Мoscow, Labirint Publ., 2001, 368 p. (In Russian).

Khotinets V.Yu. Razvitie polikul’turnoy kompetentnosti starsheklassnikov v khode proektnoissledovatel’skoy deyatel’nosti [Formation of Political Correctness among High-Schoolchildren during Project Research Work]. Innovatsionnye proekty I programmy v obrazovanii [Innovative Projects and Programs in Education]. 2011, no. 5, pp. 43–47. (In Russian).

Volkova E.L. Protasova E.Yu. Deti s rodnym nerusskim yazykom v doshkol’nom uchrezhdenii [Children with native non-Russian language in preschool establishments]. Doshkol’noevospitanie [Nursery Education]. 2002, no. 12, pp. 28–32. (In Russian).

Ammosova L.I. O diagnostiki rechevykh narusheni y detey v mnogoyazychnom shkol’nom obuchenii [Diagnostics of speaking disorders of children in multilingual school education]. Sbornik materialov 5 regional’noy nauchno prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov [Collection of the 5th regional research and practice conference of young researchers, postgraduates and students]. Neryungri, Yakutsk State University Publ., 2004, pp. 142–144. (In Russian).

Yasyukova L.A. Metodika opredeleniya gotovnosti k shkole. Prognoz i profilaktika problem obucheniya v nachal’noy shkole: Metodicheskoe rukovodstvo [Methodology of Checking out of Preparation to School. Forecasts and Maintenance Checkup of Studying Problems during Primary School: Methodological Guidance]. St. Petersburg, Imaton Publ., 1999, 184 p. (In Russian).

Khotinets V.Yu. Stanovlenie polikul’turnoy kompetentnosti starsheklassnikov v khode proektnoissledovatel’skoy deyatel’nosti [Formation of Political Correctness among high-schoolchildren during project research work]. Obrazovanie i nauka [Science and Education]. 2009, no. 10(67), pp. 59–69. (In Russian).

Khotinets V.Yu. Metodologicheskie osnovy etnicheskoy i krosskul’turnoy psikhologii: uchebnoe posobie [Methodological Basis of Ethnic and Cross-cultural Psychology: Manual]. Мoscow, Forum Publ., 2012, 87 p. (In Russian).

Poddyakov N.N. Dominirovanie processov integracii v razvitii detei doshkolnogo vozrasta [Dominancy of Integration Processes of preschool children development]. Psihologicheskii jurnal [Magazine of Psychology]. 1997, vol. 18, no. 5, pp. 103– 111. (In Russian).

Fel’dshteyn D.I. Funktsional’naya nagruzka akademii obrazovaniya v opredelenii printsipov i usloviy razvitiya rastushchego cheloveka na istoricheski novom urovne dvizheniya obshchestva [Functional Burden of the Academy of Education in Defining Principles and Conditions of the Development of a Child in Historically New Level of Society Movement]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Contemporary Education]. 2013, no. 5. Available at: http://pmedu.ru/res/2013_ 5_2.pdf (accessed 07.01.2017). (In Russian).

Опубликован

30-09-2017

Выпуск

Раздел

Статьи