Проблема исторической памяти в современной философии
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-199-205Ключевые слова:
история, современная философия, историческая память, философский дискурс, историческое прошлое, символ, религия, секуляризацияАннотация
Целью данного научного исследования является анализ концепта исторической памяти в современном научно-философском дискурсе. Современное время характеризуется возрастанием философского интереса к проблемам исторического прошлого и коллективной памяти, которые являются механизмами осмысления обществом своего прошлого, что происходит на основе интерсубъективной рефлексии и реализующиеся через феноменологическую практику. Философский дискурс обращается к проблеме исторической памяти и коллективного прошлого, связанной с именами Р.Козелека, К.Левита, Г.Блюменберга, Дж.Э.Бараша, которые малоизвестны для российских интеллектуальных кругов. Дебаты между Левитом и Блюменбергом, а также работы современных теоретиков истории философии показали сложность исторической памяти и место в нем религиозных составляющих. Серьезность дискуссии подчеркивает актуальность проблемы истории в философии как отношение исторического прошлого к коллективной памяти и, самое главное, выявляет множественность содержания и подходов к осмыслению феномена исторической памяти. Особый подход к анализу исторической памяти был сформирован и реализован в русской философии, в особенности Н.Бердяевым. Общей тенденцией в русской философии относительно философского концепта истории была идея первичности духовно-религиозного начала. Исследование позволяет выявить и осмыслить самые основные тенденции общественной жизни в ее исторической динамике.Библиографические ссылки
Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманит. лит., 2004. 728 с.
Koselleck R. The Practice of Conceptual History: Timing History, Spacing Concepts (Cultural Memory in the Present) / trans. by T.S. Presner. Stanford: Stanford University Press, 2002. 363 p.
Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. N.Y.: Columbia University Press, 2004. 344 p.
Blumenberg H. The Legitimacy of the Modern Age. Cambridge: The MIT Press, 1985. 728 p.
Lowith K. Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago: University of Chicago Press, 1957. 266 p.
Калимонов И.К., Байтеева М.В. Понятие «Историческое время» и творчество историка: взгляды П. Рикера и Р. Козеллека // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 152, кн. 3. С. 255–266.
Barash J.A. Martin Heidegger and the Problem of Historical Meaning. N.Y.: Fordham University Press, 2003. 286 p.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
Kosellek R. Vergangene Zukunft. Zur Semantik geschichtlicher Zeiten. Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag. STW, 1989. 378 S.
Бараш Дж.Э. О воображении и месте коллективной памяти в общественной сфере // Социум: Философские науки. 2011. № 2. С. 83–96.
Бараш Дж.Э. Зачем помнить историческое прошлое? Размышления об историческом скептицизме // Философский журнал. 2011. № 1. С. 10–19.
Квятковский Д.О. Особенности гуманистического идеала в философии Древнего Мира // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 3. С. 73–81.
Квятковский Д.О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социально-философский анализ): монография. М.: Логос, 2014. 132 с.
Lowith K. Histoire et Salut. Les présupposés théologiques de la philosophie de l’histoire. Paris: Gallimard, 2002. 285 p.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 174 с.
Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346 с.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 c.
Квятковский Д.О. Особенности социальной философии Н. Бердяева // Вестник Омского университета. 2015. № 3(77). С. 95–98.
Квятковский Д.О. Онтологические основы в философии экзистенциализма // Вестник Омского университета. 2016. № 1. С. 63–67.
References
Ricoeur P. Pamyat’, istoriya, zabvenie [Memory, History, Forgetting]. Moscow, Gumanitarnaya Literatura Publ., 2004, 728 p. (In Russian).
Koselleck R. The Practice of Conceptual History: Timing History, Spacing Concepts (Cultural Memory in the Present). Stanford, Stanford University Press, 2002, 363 p. (In English).
Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. New York, Columbia University Press, 2004. 344 p. (In English).
Blumenberg H. The Legitimacy of the Modern Age. Cambridge, The MIT Press, 1985, 728 p. (In English).
Lowith K. Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago, University of Chicago Press, 1957, 266 p. (In English).
Kalimonov I.K., Bayteeva M.V. Ponyatie «Istoricheskoe vremya» i tvorchestvo istorika: vzglyady P. Rikera i R. Kozelleka [The «Historical Time» Concept and the Creativity of a Historian: Views of P. Ricoeur and R. Koselleck]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta: Gumanitarnye nauki [Scientific Notes of the Kazan University: Humanities]. 2011, vol. 153, book 3, pp. 255–266. (In Russian).
Barash J.A. Martin Heidegger and the Problem of Historical Meaning. New York, Fordham University Press, 2003, 286 p. (In English).
Heidegger M. Razgovor na proselochnoy doroge [Off the Beaten Track]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991, 192 p. (In Russian).
Kosellek R. Vergangene Zukunft. Zur Semantik geschichtlicher Zeiten [Future Past: On the Semantics of Historical Time]. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag Publ., 1989, 378 p. (In German).
Barash J.A. O voobrazhenii i meste kollektivnoy pamyati v obschestvennoy sfere [Imagination and the Place of Collective Memory in the Public Sphere]. Sotsium: Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. 2011, no. 2, pp. 83–96. (In Russian).
Barash J.A. Zachem pomnit’ istoricheskoe proshloe? Razmyshleniya ob istoricheskom skeptitsizme [Why Remember the Historical Past?]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. 2011, no. 1, pp. 10–19. (In Russian).
Kvyatkovskiy D.O. Osobennosti gumanisticheskogo ideala v filosofii Drevnego Mira [Features of Humanistic Ideal in the Ancient Philosophy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy], 2015, no. 3, pp. 73–81. (In Russian).
Kvyatkovskiy D.O. Gumanisticheskiy ideal: tsennostnyy aspekt (sotsial’no-filosofskiy analiz) [Humanistic Ideal: the Value Aspect (SocioPhilosophical Analysis)]. Moscow, Logos Publ., 2014, 132 p. (In Russian).
Lowith K. Histoire et Salut. Les présupposés théologiques de la philosophie de l’histoire [Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History]. Paris, Gallimard Publ., 2002, 285 p. (In French).
Berdyaev N.A. Smysl istorii [Meaning of History]. Moscow, Mysl’ Publ., 1990, 174 p. (In Russian).
Berdyaev N.A. Sud’ba Rossii [The Fate of Russia]. Moscow, Sovetskiy pisatel’ Publ., 1990, 346 p. (In Russian).
Berdyaev N.A. Istoki i smysl russkogo kommunizma [Foundations and Meaning of Russian Communism]. Moscow, Nauka Publ., 1990, 224 p. (In Russian).
Kvyatkovskiy D.O. Osobennosti sotsial’noy filosofii N. Berdyaeva [Features of Social Philosophy of N. Berdyaev]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University]. 2015, no. 3(77), pp. 95–98. (In Russian).
Kvyatkovskiy D.O. Ontologicheskie osnovy v filosofii ekzistentsializma [Ontological Foundation in the Philosophy of Existentialism]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University]. 2016, no. 1, pp. 63–67. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.