О категориях порядка
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-158-163Ключевые слова:
дискурс, оrdoamoris, мир, порядок, степень, внутренний закон, достоинство, величина, номадыАннотация
В статье рассматриваются категории порядка, широко используемого в науке. Однако за кажущейся очевидностью и простотой значений порядка скрывается проблема, а именно понимание смысла того, чтó относится к порядку. В анализе порядка отмечается, что сам по себе порядок имеет значение таксономической единицы, включая значение категории. Этим объясняется то, что порядок относится к рефлексивным понятиям. В этом качестве порядок сопоставляется с дискурсом. Одно из ключевых понятий всей, в особенности современной, философии, вновь получившее универсальное значение за пределами собственно философской сферы, — дискурс напрямую связано с традиционным понятием порядка. Фундаментальность и богатство порядка как бы «снимает» бинарность «дискурса», ядро которого образует отношение-соразмерность порядка слов и порядка вещей, означающего и означаемого, ценности и истины и т.д. В статье сеть категорий порядка анализируется через призму темы оrdoamoris, сформулированной Шелером. Выбор этой темы объясняется обоюдной зависимостью мира и человека. В ходе анализа раскрывается связь этой темы с мифологическими образами космоса и хаоса, представлением Августина Блаженного о порядке, становлением матезиса, универсальной науки о мере и порядке, законе и числе, пониманием информации Норбертом Винером. Предлагается толкование концепции Шелера, соединяющее в себе нормативное и фактическое (дескриптивное) значение оrdoamoris: мир должен быть достоин человека. Ключом к такому толкованию полагается такое значение порядка, как степень.Библиографические ссылки
Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Кн. I: Разум вне машины / пер. с англ. И.Б. Шатуновского. М.: Гнозис, 2011. 512 с.
Порядок // Большой академический словарь русского языка. Т. 12. М.; СПб.: Наука, 2004.
Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.И. Малинкина, А.Ф. Дорожкина; под ред. А.В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. C. 339–377.
Винер Н. Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество // Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. С. 3–196.
Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. 1600 с.
Паскаль Б. Мысли / пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю.А. Гинзбурга. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 408 с.
Конт О. Общий обзор позитивизма. Ч. 3–5 // Родоначальники позитивизма. Вып. 5 / пер. И.А. Шапиро; под ред. Э. Радлова. СПб.: Изд. «Брокгауза–Ефрона», 1913.
Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Вост. лит., 2003. 358 с.
Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общ. ред. и послесл. В.А. Подороги; пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Логос, 1997. 264 с.
References
Lakoff G. Zhenschiny, ogon’ i opasnye veschi: Chto kategorii yazyka govoryat nam o myshlenii [Women, Fire and Dangerous Things: What Categories Reveal About the Mind]. Razum vne mashiny. Kn. 1 / per. s angl. I.B. Shatunovskogo [The Mind Outside the Machine. Book 1. Trans. from Eng. by I.B. Shatunovskiy]. Moscow, Gnosis Publ., 2011, 512 p. (In Russian).
Poryadok [Order]. Bolshoy akademicheskiy slovar’ russkogo yazyka. T. 12. [The Great Academic Dictionary of the Russian Language. Vol. 12]. Moscow, Nauka Publ., 2004, pp. 49–52. (In Russian).
Foucault M. Arkheologiya znaniya / per. s fr. S. Mitina, D. Stasova [Archaeology of knowledge. Trans. from Fr. by S. Mitin, D. Stasov]. Kiev, NikaCentr Publ., 1996. 208 p. (In Russian).
Scheler M. Ordo amoris [Ordo amoris]. Izbrannye proizvedeniya / pod red. A.V. Denezhkina [Selected works. Ed by A.V. Denezhkin]. Moscow, Gnosis Publ., 1994, pp. 339–377. (In Russian).
Wiener N. Chelovecheskoe ispolzovanie chelovecheskikh suschestv. Kibernetika i obschestvo. [The Human Use of Human Beings. Cybernetics and Society]. Chelovek upravlyayuchshiy [Managing Man]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001, pp. 3– 196. (In Russian).
Augustine of Hippo. Ob istinnoy religii. Teologicheskiy traktat [On True Religion. Theological Treatise]. Minsk, Kharvest Publ., 1999, 1600 p. (In Russian).
Pascal B. Mysli / vstup. st., komment. Yu.A. Ginzburga [Thoughts. Introd., comm. by Yu.A. Ginzburg]. Moscow, Sabashnikov Publ., 1995, 480 p. (In Russian).
Foucault M. Slova i veschi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk / per. s fr. V.P. Vizigina, N.S. Avtonomovoy [The Order of Things. An Archaeology of the Human Sciences. Trans. from Fr. by V.P. Visigin, N.S. Avtonomova]. Saint Petersburg, A-cad Publ., 1994, 408 p. (In Russian).
Kont O. Obschiy obzor pozitivizma. Ch. 3–5 / pod red. E. Radalova [An Overview of Positivism. Parts 3–5. Ed. by E. Radalov]. Rodonachalniki pozitivizma [Ancestors of Positivism]. Saint Petersburg, Brockhaus–Efron Publ., 1913. (In Russian).
Evans-Pritchard E.E. Istoriya antropologicheskoy mysli [A history of anthropological thought]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2003, 358 p. (In Russian).
Deleuze G. Skladka. Leybnits i barokko / obshch. red. V.A. Podorogi [The Fold: Leibniz and the Baroque. Ed. by V.A. Podoroga]. Moscow, Logos Publ., 1997, 264 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.