Метафора в познавательном процессе и ее роль в философии: изменение подходов

Философия

Авторы

  • Наталья Ириковна Береснева Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Вячеслав Игоревич Абраменко Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-152-157

Ключевые слова:

метафора, научный дискурс, методология науки, научная парадигма

Аннотация

Авторы анализируют процесс постепенного усиления эпистемологического статуса метафоризации в связи со сменой научной парадигмы. Очевидно, что осуществившийся переход от классической науки к современной порождает не только постановку новых проблем и изменение содержания различных дисциплин, но и формирование принципиально новой исследовательской культуры. В статье обосновывается идея о том, что изменение представления о науке как таковой, отказ от классического наукоцентризма, истончение границы между наукой и другими когнитивными практиками приводят к пересмотру понятийного инструментария, методологии, включая и метафору. Авторы приходят к выводу о том, что ученые признают особую роль метафоры в процессе познания. Признание аксиологичности, субъектности, коммуникативности, диалогичности, контекстности и конструктивно-творческого характера научно-исследовательской деятельности позволяет рассматривать метафору не как научный нонсенс, а как важный, естественный элемент научного дискурса в силу незавершенности и открытости познавательного акта и его обусловленности контекстом сообщения, несущим смысл. Авторы утверждают, что метафора — это фундаментальное свойство человеческого мышления; а при реализации в когнитивной системе это естественный познавательный процесс, и она выполняет познавательную функцию. Если в контексте когнитивно-дискурсивного направления лингвистики метафоризация представляет собой процесс развития языка в изменяющемся мире, то с точки зрения философии это снятие противоречия между конечностью языка и бесконечностью мира.

Биографии авторов

Наталья Ириковна Береснева , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

доктор философских наук, доцент,декан философско-социологического факультета

Вячеслав Игоревич Абраменко , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

ассистент кафедры истории философии

Библиографические ссылки

Петров М.К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности. URL: http://netgorod.narod.ru/articls/Petrov_4elovekorazmernost.htm (дата обращения: 10.06.2015).

ХабермасЮ. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1993. № 4. С. 43–63.

Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 173–203.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387–415.

Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.

БересневаН.И., Мишланова С.Л. Язык как «идеальное» средство познания // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1. С. 33–38.

Агафонов Е.А. Конструктивно-прогностическая природа языка в контексте неклассической теории познания // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 3. С. 85–94.

Баданова Н.М., Богданова Е.Н., Фирсова С.В. Трансформация общения посредством современных информационно-коммуникационных технологий // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 4. С. 81–89.

Суровцев В.А., Сыров В.Н. Языковая игра и роль метафоры в научном познании // Философия науки. 1999. № 1. С. 20–30. URL: http://philosophy.ru/library/surovtsev/syrov.html (дата обращения: 15.06.2014).

Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. 330 с.

Пищальникова В.А., Лукашевич Е.В. Когнитивизм как новая методология семантических исследований // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии. Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2001. С. 5–35.

References

Petrov M.K. Chelovekorazmernost’ i mir predmetnoy deyatel’nosti [Human-Dimension and the World of Subject Activity]. Available at: http://netgorod.narod.ru/articls/Petrov_4elovekoraz mernost.htm (accessed 10.06.2015). (In Russian).

Habermas J. Teoriya kommunikativnogo deystviya [The Theory of Communicative Action]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy]. 1993, no. 4, pp. 43–63 (In Russian).

Teliya V.N. Metaforizatsiya i ee rol’ v sozdanii yazykovoy kartiny mira [Metaphorization and Its Role in Creating the Linguistic Worldview]. Rol’ chelovecheskogo faktora v yazyke: yazyk i kartina mira [The Role of the Human Factor in Language: Language and Worldview]. Moscow, Nauka Publ., 1988, pp. 173–203. (In Russian).

Lakoff G., Johnson M. Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors We Live By]. Teoriya metafory [Metaphor Theory]. Moscow, Progress Publ., 1990, pp. 387–415 (In Russian).

Kratkiy slovar’ kognitivnykh terminov / pod obshch. red. E.S. Kubryakovoy [Short Dictionary of Cognitive Terms. Ed. by E.S. Kubryakova]. Moscow, MSU Publ., 1996, 245 p. (In Russian).

Beresneva N.I., Mishlanova S.L. Yazyk kak ideal’noe sredstvo poznaniya [Language as the Ideal Mean of Cognition]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Herald of Vyatka State University of Humanities]. 2011, no. 1, pp. 33–38. (In Russian).

Agafonov E.A. Konstruktivno-prognosticheskaya priroda yazyka v kontekste neklassicheskoy teorii poznaniya [Structurally Predictive Nature of Language in the Context of the Nonclassical Theory of Knowledge]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being]. 2016, no. 3, pp. 85– 94. (In Russian).

Badanova N.M., Bogdanova E.N., Firsova S.P. Transformatsiya obscheniya posredstvom sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [The Transformation of Communication by Modern Information and Communication Technologies]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being]. 2016, no. 4, pp. 81–89. (In Russian).

Surovtsev V.A., Syrov V.N. Yazykovaya igra i rol’ metafory v nauchnom poznanii [Language Game and the Role of Metaphor in Scientific Knowledge]. Filosofiya nauki [Philosophy of Sciences]. 1999, no. 1, pp. 20–30. Available at: http://philosophy.ru/ library/surovtsev/syrov.html (accessed 15.06.2014) (In Russian).

Kubryakova E.S. Chasti rechi s kognitivnoy tochki zreniya [Parts of Speech from the Cognitive Perspective]. Moscow, Institute of Linguistics, RAS Publ., 1997, 330 p. (In Russian).

Pischalnikova V.A., Lukashevich E.V. Kognitivizm kak novaya metodologiya semanticheskikh issledovaniy [Cognitivism as a New Methodology for Semantic Research]. Kognitivnye issledovaniya v yazykovedenii i zarubezhnoy psikhologii [Cognitive Research in Linguistics and Foreign Psychology]. Barnaul, Altai State University Publ., 2001, pp. 5– 35 (In Russian).

Опубликован

30-06-2017

Выпуск

Раздел

Статьи