Теории ценностей и проблема целостности мировоззрения личности
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-20-28Ключевые слова:
аксиология, деонтология, методология, истина, ценность, аксиологические теории, потребность, интерес, личностьАннотация
Статья посвящена обоснованию взаимозависимости проблемы целостности личности и ответов на методологические вопросы аксиологии, возникших в классической и неклассической парадигме. Рассматриваются вопросы истории аксиологии с точки зрения определения ее предмета, основных категорий и направлений, функций, поиска единой методологии, создания общей и широкой типологии ценностей, позволяющей выходить на решение практических задач. Охарактеризованы причины повышенного интереса в рамках данной проблематики к философии И.Канта, а также теоретическая локализация ценностей в рамках классического подхода, создающая ценностную ситуацию, образованную тремя компонентами: оценивающим, оцениваемым и оцениванием, что привело к оформлению следующих концепций ценностей: субъективистской, субъектно-объективистской; объективистской и волюнтаристской трактовок. Показано, что при существующей разнице акцентов указанные точки зрения в рамках классического подхода стремятся к единству, в то время как постнеклассические персоналистические модели являются их следствием и поддерживают плюрализм теорий в рамках теории ценностей. Обосновано положение о парадоксальности природы ценностей: источником ценностей выступает разум, одновременно человек действует в соответствии с изначальными экзистенциальными предпочтениями. Существенным фактором выступает несовпадение этического и практического аспектов, неоднозначность отношения этики норм и принципов и эмпирической этики, противоречивость процесса формирования этики ответственности. Онтологический аспект позволяет определить природу и выявить источники и способы функционирования ценностей; в гносеологическом аспекте ценность рассматривается как необходимый элемент процесса познания; в антропологическом аспекте ценности выступают в качестве результата экзистенциальных смыслов. В целом источником воспроизведения запроса на общую теорию ценностей и соответствующую единую методологию является личность и общество.Библиографические ссылки
Нагой Ф.Н. Постмодернизм и «ностальгия» по классическому единству мира: проблемы развития современной философии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3(3). С. 81–84.
Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. М: ACT, 2002. 368 с.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // «Время и бытие» (статьи и выступления). М.: Республика, 1993. 447 с.
Бергсон А. Философская интуиция // Путь в философию: Антология. М.: ACT, 2001. С. 203–218.
Виндельбанд В.От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / пер. с нем. А.И. Введенского. М.: КАНОН–пресс: Кучково поле, 1998. 496 с.
Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78–278.
Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 161–513.
Ильенков Э.В. Идеал // Философский энциклопедический словарь / под ред. А.Л. Геркулова. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 814 с.
Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 363–
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 69–103.
Шохин В.К.Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: РУДН, 2006. 457 с.
Руденко А.М.Социовитальные ценности смысложизненной интенциональности экзистенции человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 3. С. 165–172.
Федотова В.Г.Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 45–55.
Дегтярев Е.В., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б.Роль и значение рефлексии в аксиологическом познании и в формировании системы ценностей человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 21–27.
Лосский Н.О. Ценность и бытие. Париж: YMCA PRESS, 1931. 135 с.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
Микешина Л.А.Современное развитие понятия «ценность» // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 6–17.
Столович Л.Н.Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
References
Nagoy F.N. [Postmodernism and nostalgia for the classical unity of the world: problems of modern philosophy development]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences]. 2015, no. 3(3), pp. 81–84. (In Russian).
Marcuse H. Odnomerniy chelovek: Issledovanie ideologii razvitogo industrial’nogo obschestva [OneDimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society]. Moscow, AST Publ., 2002. 368 p. (In Russian).
Heidegger M. [Letter on Humanism]. Vremya i bytie [On Time and Being]. Moscow, Respublika Publ., 1993, 447 p. (In Russian).
Bergson H. [Philosophical intuition]. Put’ v filosofiyu. Antologiya [Way to philosophy. Anthology]. Moscow, Izdatelstvo AST Publ., 2001, pp. 203–218. (In Russian).
Windelband W. Ot Kanta do Nitsshe: Istoriya novoy filosofii v ee svyazi s obschey kul’turoy i otdel’nymi naukami [From Kant to Nietzsche: The history of the new philosophy in its connection with the general culture and individual sciences]. Moscow, KANON– press: Kuchkovo pole Publ., 1998, 496 p. (In Russian).
Kant I. [Religion within the limits of reason alone]. Kant I. Traktaty i pis’ma [Kant I. Treatises and letters]. Moscow, Nauka Publ., 1980, pp. 78–278. (In Russian).
Kant I. [Critique of the Power of Judgment]. Kant I. Sochineniya: v 6 t. [Kant I. Works: in 6 vol.]. Moscow, Nauka Publ., 1980, vol. 5, pp. 161–513. (In Russian).
Ilenkov E.V. [Ideal]. Filosofskiy entsyklopedicheskiy slovar’ [Article in the Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 814 p. (In Russian).
Rickert H. O sisteme tsennostey [About system of values]. Rickert H. Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Sciences of nature and sciences of culture]. Moscow, Respublika Publ., 1998, pp. 363–391. (In Russian).
Rickert H. [Sciences of nature and sciences of culture]. Kul’turologiya. XX vek: Antologiya [Culturology. XXth century: Anthology]. Moscow, Respublika Publ., 1995, pp. 69–103. (In Russian).
Shokhin V.K. Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl’ [Philosophy of values and early axiological thought]. Moscow, RUDN Publ., 2006, 457 p. (In Russian).
Rudenko A.M. [Social and vital values of the meaningful intentionality of human existence]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian researches of regions]. 2012, no. 3, pp. 165–172. (In Russian).
Fedotova V.G. [Classical and nonclassical in social knowledge]. Obschestvennye nauki i sovremennost’ [Social sciences and present]. 1992, no. 4, pp. 45–55. (In Russian).
Degtyarev E.V., Vildanov Kh.S., Vildanova G.B. [Role and meaning of a reflection in axiological knowledge and in formation of personal system of values]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state university]. 2008, no. 32, pp. 21–27. (In Russian).
Lossky N.O. Tsennost i bytie [Value and Existence], Paris, YMCA PRESS Publ., 1931, 135 p. (In Russian).
Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical theory of value]. Saint Petersburg, Petropolis Publ., 1997, 205 p. (In Russian).
Mikeshina L.A. [Modern development of the concept «value»]. Tsennosti i smysly [Values and meanings]. 2009, no. 1, pp. 6–17. (In Russian).
Stolovich L.N. Krasota. Dobro. Istina: Ocherk istorii esteticheskoy aksiologii [Beauty. Goodness. Truth: Essay of a history of esthetic axiology]. Moscow, Respublika Publ., 1994, 464 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.