Социальный капитал работников российских промышленных предприятий как ресурс модернизационного развития
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-4-573-582Ключевые слова:
социальный капитал, социальные сети, нормы, ценности, работники промышленных предприятий, инновации, модернизационное развитиеАннотация
К настоящему времени накоплен богатый научный материал, характеризующий феномен социального капитала, составляющих его элементов, оказываемого им влияния на социальные практики и сферы жизнедеятельности людей. Однако эмпирические исследования социального капитала работников промышленных предприятий в отечественной науке редки. В данном исследовании на материалах формализованного опроса работников трех крупных промышленных предприятий Пермского края охарактеризованы особенности влияния социального капитала на производственное поведение, а также инициирование и продвижение инноваций. С использованием кластерного анализа среди персонала организации выделены две группы, значимо отличающиеся друг от друга по показателям развития основных компонент социального капитала — когнитивной и структурной. Показано, что первый кластер составляют работники, имеющие высокий социальный капитал. Они разделяют установки на взаимную помощь, взаимовыгодное сотрудничество, инициативный труд, а также включены в широкие социальные сети и поддерживают глубокие, доверительные отношения с относительно большим числом коллег. Второй кластер работников характеризуется низким социальным капиталом: у них слабо выражены ориентации на коллективизм, взаимовыручку, инициативность, а социальные взаимодействия и глубокие социальные связи поддерживаются с небольшим кругом коллег по работе. Установлено, что работники с развитым социальным капиталом имеют лучшие условия доступа к ресурсу коллективных знаний, отличаются большей склонностью к соблюдению трудовой дисциплины, более сильной мотивацией к получению высокого качества продукции и проявлению инициативы по созданию инноваций. Высокий социальный капитал способствует повышению профессиональной эффективности работников промышленной сферы, тем самым оказывая позитивное влияние на модернизационное развитие организации.Библиографические ссылки
Адам Ф., Подменик Д. Социальный капитал в европейских исследованиях // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 35–48.
Беляева Л.А. Нематериальный капитал: к методологии исследования // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 36–44.
Бочкарева И.В. Потенциал социальных сетей организации // Общество и экономика. 2011. № 7. С. 122–130.
Градосельская Г.В. Социальные сети: обмен частными трансфертами // Социологический журнал. 1999. № 1–2. С. 256–263.
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: AdMarginem, 1996. 288 с.
Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // Kremlin.ru: Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/page/11 (дата обращения: 23.07.2018).
Послание Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Kremlin.ru: Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 23.07.2018).
Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 20–32.
Тихонова Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 24–35.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ACT: Ермак, 2004. 730 с.
Adler P.S., Kwon S. Social Capital: Prospects for a new concept // Academy of Management Review. 2002. Vol. 27. P. 17–40. DOI: 10.5465/AMR.2002.5922314.
Andrews R. Organizational Social Capital, Structure and Performance // Human Relations. 2010. No. 63(5). P. 583–608. DOI: 10.1177/0018726709342931.
Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of theory and research for sociology of Education / ed. by J. Richardson. N.Y.: Greenwood Press, 1986. P. 46–58.
Camps S., Marquès P. Social capital and innovation: exploring intra-organisational differences // UAM-Accenture Chair on the Economics and Management of Innovation, Autonomous University of Madrid, Faculty of Economics. 2011. P. 1–39. URL: https://www.uam.es/docencia/degin/catedra/documentos/7_camps_marques.pdf (accessed: 23.07.2018).
Cohen D., Prusak L. In Good Company. How social capital makes organizations work. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2001. 214 p.
Leana C.R., Van Buren H.J. Organizational Social Capital and Employment Practices // Academy of Management Review. 1999. Vol. 24. P. 538–555. DOI: 10.5465/AMR.1999.2202136.
Lin N. Building a network theory of social capital // Connections. 1999. № 22(1). P. 28–51.
Uphoff N. Understanding Social Capital: Learning from the Anglysis and Experience of Participation // Social Capital: A Multifaceted Perspective / ed. by P. Dasgupta, I. Serageldin. Washington, D.C.: The World Bank, 2000. P. 215–249.
References
Adam, F. and Podmenik, D. (2010). Sotsialniy kapital v evropeyskikh issledovaniyakh [Social capital in European studies]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 11, pp. 35–48.
Adler, P.S. and Kwon, S. (2002). Social Capital: Prospects for a new concept. Academy of Management Review. Vol. 27, pp. 17–40. DOI: 10.5465/AMR.2002.5922314.
Andrews, R. (2010). Organizational Social Capital, Structure and Performance. Human Relations. No. 63(5), pp. 583–608. DOI: 10.1177/0018726709342931.
Belyayeva, L.A. (2014). Nematerialniy kapital: k metodologii issledovaniya [Intangible capital: to the methodology of research]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10, pp. 36–44.
Bochkareva, I.V. (2011). Potentsial sotsialnykh setey organizatsii [Potential of social networks of the organization]. Obschestvo i ekonomika [Society and economics]. No. 7, pp. 122–130.
Bourdieu, P. (1986). The forms of capital. Handbook of theory and research for sociology of Education, ed. by J. Richardson. New York: Greenwood Press., pp. 46–58.
Camps, S. and Marquès, P. (2011). Social capital and innovation: exploring intra-organisational differences. UAM-Accenture Chair on the Economics and Management of Innovation, Autonomous University of Madrid, Faculty of Economics. Pp. 1–39. Available at: https://www.uam.es/docencia/degin/catedra/ documentos/7_camps_marques.pdf (accessed 23.07.2018).
Cohen, D. and Prusak, L. (2001). In Good Company. How social capital makes organizations work. Boston: Harvard Business School Press, 214 p.
Coleman J. (2001). Kapital sotsialniy i chelovecheskiy [Capital social and human]. Obshchestvenniye nauki i sovremennost [Social Sciences and Contemporary World]. No. 3, pp. 122–139.
Fukuyama, F. (2004). Doverie: sotsialniye dobrodeteli i put k protsvetaniyu [Trust: social virtues and the path to prosperity]. Moscow: ACT: Ermak Publ., 730 p.
Gradosel’skaya, G.V. (1999). Sotsialniye seti: obmen chastnymi transfertami [Social networks: exchange of private transfers]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological journal]. No. 1–2, pp. 256–263.
Leana, C.R. and Van Buren, H.J. (1999). Organizational Social Capital and Employment Practices. Academy of Management Review. Vol. 24, pp. 538– 555. DOI: 10.5465/AMR.1999.2202136.
Lin, N. (1999). Building a network theory of social capital. Connections. No. 22(1), pp. 28–51.
Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu ot 1 marta 2015 g. [The President’s Address to the Federal Assembly of March 1, 2018]. Kremlin.ru: Administratsiya Prezidenta Rossii [Kremlin.ru: Administration of the President of Russia]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/page/11 (accessed 23.07.2018). Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu ot 3 dekabrya 2015 g. [The President’s Address to the Federal Assembly of December 3, 2015]. Kremlin.ru: Administratsiya Prezidenta Rossii [Kremlin.ru: Administration of the President of Russia]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (accessed 23.07.2018).
Putnem, R. (1996). Chtoby demokratiya srabotala. Grazhdanskie traditsii v sovremennoy Italii [For democracy to work. Civil traditions in modern Italy]. Moscow: Ad Marginem Publ., 288 p.
Radaev, V.V. (2002). Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ikh konvertatsiya [The concept of capital, forms of capital and their conversion]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology]. Vol. 3, no. 4, pp. 20–32.
Tikhonova, N.E. (2004). Sotsialniy kapital kak faktor neravenstva [Social Capital as a Factor of Inequality]. Obshchestvenniye nauki i sovremennost [Social Sciences and Contemporary World]. No. 4, pp. 24–35.
Uphoff, N. (2000). Understanding Social Capital: Learning from the Anglysis and Experience of Participation. Social Capital: A Multifaceted Perspective, ed. by P. Dasgupta, I. Serageldin. Washington, D.C.: The World Bank, pp. 215–249.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.