Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека»

Психология

Авторы

  • Наталья Александровна Жесткова Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 443010, Самара, ул. Л. Толстого, 23

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-384-392

Ключевые слова:

здоровье, психологическое здоровье, стрессоустойчивость, полноценная жизнедеятельность, социальная адаптивность, эмоционально-психологическая стабильность

Аннотация

В научной литературе уже накоплен большой массив знаний о роли и значении психологического здоровья человека в индивидуальной и общественной жизни. Вместе с этим еще нуждаются в уточнении содержание структурных компонентов понятия «психологическое здоровье человека» и критерии его оценки. Стремление восполнить обнаруженные пробелы в вопросах понимания специфики данного феномена определило цель исследования: уточнить содержание понятия «психологическое здоровье человека» и его структурных компонентов; раскрыть специфику сохранения психологического здоровья как результата взаимодействия внутренних и внешних факторов психосоциального развития. Методолого-теоретической основой для анализа генезиса, структуры, факторов сохранения психологического здоровья человека послужили идеи и принципы системно-деятельностного подхода, а также зарубежные и отечественные теории психологического здоровья, раскрывающие сущность, содержание и структуру данного понятия, функции и специфику развития данного состояния. В статье представлено авторское определение содержания понятия «психологическое здоровье человека» как динамической совокупности психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию. Уточнены структурные компоненты феномена психологического здоровья (аксиологический, инструментальный, потребностно-мотивационный) и диагностируемые признаки каждого из них (самоуважение, социальная толерантность, чувство личностной безопасности; стрессоустойчивость, социальная адаптированность, психологическая адаптивность; принятие ценностей самоактуализирующейся личности, потребность в самореализации, активные социальные контакты). Результаты исследования расширяют научные представления о показателях психологического здоровья человека, формируют теоретическую основу управления процессами его сохранения и укрепления.

Биография автора

Наталья Александровна Жесткова , Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 443010, Самара, ул. Л. Толстого, 23

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры связей с общественностью

Библиографические ссылки

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 337 с.

Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.

Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб.: Петрополис, 1992. 123 с.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.

Боев И.В., Ахвердова О.А., Ерошенко Н.Н. Индивидуальные проблемы психологического консультирования психологической коррекции подростков, располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства: учеб.-метод. пособие. Ставрополь: Авек, 2002. 25 с.

Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

Гладких Л.П. Вариативная модель оценки психического здоровья дошкольников и младших школьников в образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 21–25.

Долецкий С.Я. Все начинается с детства. М.: Педагогика, 1983. 208 с.

Драгунская Л.С. Медицинская психология, аксиология и проблемы психодиагностики // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 3. С. 34–40.

Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: Респекс, 1995. 192 с.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 286–301.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997. 430 с.

Минияров В.М. Психология семейного отношения (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 256 с.

Олпорт Г.В. Личность в психологии / пер. с англ. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.

Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М.: Золотник: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.

Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-семантический анализ. М.: Наука, 1974. 279 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.В. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3–17.

Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91–105.

Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. № 7. С. 83–93.

Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения: основные документы. М.: Медицина, 1995. 208 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза. М.: Академ. проект, 2008. 224 с.

Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4(15). С. 87–101.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 416 с.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. 589 с.

References

Allport, G.V. (1998). Lichnost v psikhologii [The Person in Psychology]. Saint Petersburg: Juventa Publ., 345 p.

Ananyev, B.G. (1969). Chelovek kak predmet poznaniya [Human as an object of knowledge]. Leningrad: LSU Publ., 337 p.

Ananyev, V.A. (2006). Kontseptualnyye osnovy psikhologii zdorovya [Conceptual basis of the psychology of health]. Saint Petersburg: Rech Publ, 2006. 384 p.

Apanasenko, G.L. (1992). Evolyutsiya bioenergetiki i zdorovye cheloveka [Evolution of bioenergetics and human health]. Saint Petersburg: Petropolis Publ., 123 p.

Bodrov, V.A. (2006). Psikhologicheskiy stress: razvitiye i preodoleniye [Psychological stress: development and coping]. Moscow: Per SE. 528 p.

Boev, I.V., Akhverdova, O.A. and Eroshenko N.N. (2002). Individualnye problem psikhologicheskogo konsultirovaniya psikhologicheskoy korrektsii podrostkov, raspolagayuschikhsya v razlichnykh diapazonakh konstitutsionalno-kontinualnogo prostranstva [Individual problems of psychological counseling of psychological correction of adolescents, located in different ranges of the constitutional-continual space]. Stavropol: Avek Publ., 25 p.

Doletsky, S.Ya. (1983). Vse nachinayetsya s detstva [Everything starts from childhood]. Moscow: Pedagogy Publ., 208 p.

Dragunskaya, L.S. (1989). Meditsinskaya psikhologiya, aksiologiya i problemy psikhodiagnostiki [Medical psychology, axiology and problems of psychodiagnostics]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. Vol. 10, no.3. pp. 34–40.

Dubrovina, I.V. (2004). Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: uchebnoye posobiye [Practical psychology of education: a manual]. Saint Petersburg: Piter Publ., 592 p.

Elkonin, D.B. (1997). Psikhicheskoye razvitiye v detskikh vozrastakh: izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Mental development in childhood: selected psychological works]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh: Modek Publ., 416 p.

Erikson, E. (1996). Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. Saint Petersburg: Piter Publ., 589 p.

Frankl, V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. Moscow, Progress Publ., 368 p.

Gladkikh, L.P. (2001) Variativnaya model otsenki psikhicheskogo zdorovya doshkolnikov i mladshikh shkolnikov v obrazovatelnom prostranstve [Variation model of assessing the mental health of preschool children and younger schoolchildren in the educational space]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education]. No. 2, pp. 21–25.

Horney, K. (2008). Nashi vnutrenniye konflikty: konstruktivnaya teoriya nevroza [Our Inner Conflicts]. Moscow: Academicheskiy Proect Publ., 224 p.

Leontiev, A.N. (1981). K teorii razvitiya psikhiki rebenka [Towards a theory of development of the child’s psyche]. Problemy razvitiya psikhiki [Problems of development of the psyche]. Moscow: MSU Publ., pp. 286–301.

Maslow, A. (1997). Dalniye predely chelovecheskoy psikhiki [The Farther Reaches of Human Nature]. Moscow: Eurasia Publ., 430 p.

Miniyarov, V.M. (2000). Psikhologiya semeynogo otnosheniya (diagnostiko-korrektsionnyy aspekt) [Psychology of the family relationship (diagnosticcorrectional aspect)]. Moscow: MPSU Publ., Voronezh: Modek Publ., 256 p.

Rogers, K.R. (2001). Stanovleniye lichnosti. Vzglyad na psikhoterapiyu [Formation of personality. A look at psychotherapy]. Moscow: Zolotnik Publ., EKSMO-Press Publ., 416 p.

Sadovsky, V.N. (1974). Osnovaniya obshchey teorii sistem. Logiko-semanticheskiy analiz [Foundations of the general theory of systems. Logico-semantic analysis]. Moscow: Nauka Publ., 279 p.

Shuvalov, A. (2009). Psikhologicheskoye zdorovye cheloveka [Psychological health of a person] Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology]. Iss. 4(15), pp. 87–101.

Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.V. (1998). Antropologicheskiy printsip v psikhologii razvitiya [Anthropological principle in developmental psychology]. Voprosy psikhologii. No. 6, pp. 3–17.

Slobodchikov, V.I. and Shuvalov, A.V. (2001). Antropologicheskiy podkhod k resheniyu problemy psikhologicheskogo zdorovya detey [Anthropological approach to solving the problem of children’s psychological health]. Voprosy psikhologii. No. 4, pp. 91–105.

Smirnov, I.N. (1985). Zdorovye cheloveka kak filosofskaya problema [Human health as a philosophical problem]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. No. 7, pp. 83–93.

Ustav (Konstitutsiya) Vsemirnoy Organizatsii zdravookhraneniya: osnovnyye dokumenty (1995) [Constitution of the World Health Organization: basic documents]. Moscow: Medicina Publ., 208 p.

Weinbaum, Ya.S. (1986). Gigiyena fizicheskogo vospitaniya [Hygiene of physical education]. Moscow: Pedagogy Publ., 176 p.

Zakharov, A.I. (1995). Detskiye nevrozy (psikhologicheskaya pomoshch’ roditeley detyam) [Children’s neuroses (psychological help to parents for children)]. Saint Petersburg: Respeks Publ., 192 p.

Загрузки

Опубликован

30-09-2018

Выпуск

Раздел

Статьи