К феноменологии традиционного текста: заговоры социальной направленности как «машины желания»
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-203-213%20Ключевые слова:
традиция, заговор, желание, интенциональность, естественная установка, телесность, мир, жизненный мир, власть, сила, повседневность, феноменология, герменевтика, традиционное общество, традиционный текст, дискурсАннотация
Феноменологический подход в настоящее время занимает значимое место среди прочих методов текстологического анализа, в частности, поддерживает традиционные методы герменевтики, структурального и лингвистического анализа текстов. Для теоретической феноменологии проблематика традиционного текста, в том числе вопросы анализа «естественной установки» сознания являются весьма актуальными. В обрядовых и магических текстах нередко ярко представлены аспекты телесности и желания — и именно традиционные русские заговоры социальной направленности XVII–XIX вв. являются объектом исследования. Тема желания в соответствии с феноменологическим подходом рассматривается как субститут темы интенциональности. В работе используется комбинация методов, в системе которых феноменологический подход трактуется в качестве органической составляющей любой текстологии. Этот подход позволяет по-новому взглянуть на памятники письменности традиционного общества. Синтез методов разных дисциплин вокруг феноменологической проблематики желания позволяет трактовать заговорный текст в качестве своего рода «машины желания». Как известно, понятия «телесность», «желание», «жизненный мир» включаются в дискурсы практически всех гуманитарных и социальных дисциплин, в существенной мере определяя облик исследований в области изучения «культуры повседневности». Методы интенционального и эйдетического анализа вместе с традиционными методами герменевтики позволяют исследовать до сих пор слабо изученные аспекты живого опыта действующего и волящего субъекта. В исследовании властный дискурс представлен на фоне архетипических сценариев в связи с репрезентациями представлений о мире: тело-мир и мир-тело. Констатируется универсальный характер семантики и прагматики традиционного текста и раскрывается их содержание.Библиографические ссылки
Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М.: Наука, 1985. 192 с.
Бестеги М. Проблема желания во французской феноменологии // Философский журнал. 2013. № 1(10). С. 49–63.
Виноградова Л.Н. Формулы угроз и проклятий в славянских заговорах // Заговорный текст. Генезис и структура. М.: Индрик, 2005. С. 425–440.
Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 464 с.
Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. 752 с.
Ефименко П.С. Сборник малороссийских заклинаний. (Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских при Москов. ун-те.1874. Кн. 1). М.: [Б.и.], 1874. 70 с.
Журавлев А.Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. 1003 с.
Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст: Лингвистический анализ и модель мира. М.: Индрик, 2006. 562 с.
Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образов. Л.: Наука, 1988. 127 с.
Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М.: Академ. проект: Гаудеамус, 2014. 1015 c.
Кулэ М.Х. Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. М.: Наука, 1989. С. 74–98.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Представления в сознании первобытных людей и их мистический характер. М.: КРАСАНД, 2012. 337 с.
Михайлов И.А. Идея герменевтической феноменологии // Философская мысль. 2016. № 5. С. 1–15. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_18562.html (дата обращения: 20.02.2018). DOI: 10.7256/2409-8728.2016.5.18562.
Мосс М. Набросок общей теории магии // Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. С. 105–232.
Остин Дж. Перформативные высказывания // Остин Дж. Три способа пролить чернила: Философские работы / пер. с англ В. Кирющенко. СПб.: Алетейя: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 262–281.
Отреченное чтение в России XVII–XVIII вв. / отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. 584 с.
Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. 160 с.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.
Топорков А.Л. Русские заговоры из рукописных источников XVII – первой половины XIX в. М.: Индрик, 2010. 832 с.
References
Austen, J.L. (2006). Performativnye vyskazyvaniya [Performative utterance]. Tri sposoba prolit’ chernila: Filosofskie raboty [Three Ways of Spilling Ink: philosophical works]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., SPbSU Publ., pp. 262–281. Babushkin, V.U. (1985). Fenomenologicheskaya filosofiya nauki: kriticheskiy analiz [Phenomenological philosophy of science: critical analysis]. Moscow, Nauka Publ., 192 p.
Beistegui, M. (2013). Problema zhelaniya vo frantsuzskoy fenomenologii [The question of desire in French phenomenology]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. No. 1(10), pp. 49–63.
Coulais, M.H. (1989). Fenomenologiya i germenevtika: skhodstvo i razlichie metodov [Phenomenology and hermeneutics: similarity and distinction of methods]. Kritika fenomenologicheskogo napravleniya sovremennoy burzhuaznoy filosofii [Criticism of the phenomenological direction of modern bourgeois philosophy]. Moscow, Nauka Publ., pp. 74–98.
Efimenko, P.S. (1874).Sbornik malorossiyskikh zaklinaniy [Collection of Little Russian spells]. Moscow, 70 p.
Husserl, E. (2005). Izbrannye raboty [Chosen works]. Moscow, Territoriya budushhego Publ., 464 p.
Husserl, E. (2000). Logicheskie issledovaniya. Kartezianskie razmyshleniya. Krizis evropeyskikh nauk i transtsendentalnaya fenomenologiya. Krizis evropeyskogo chelovechestva i filosofii. Filosofiya kak strogaya nauka [Logical Investigations. Cartesian Medi tations. The Crisis of European Sciences and Transcendental Philosophy. Philosophy and the Crisis of European Man. Philosophy as Rigorous Science]. Minsk, Harvest Publ., 752 p.
Krinichnaya, N.A. (1988). Personazhi predaniy: stanovlenie i evolyutsiya obrazov [Characters of legends. Formation and evolution of images]. Leningrad, Nauka Publ., 127 p.
Krinichnaya, N.A. (2014). Russkaya mifologiya: mir obrazov fol’klora [Russian mythology: world of folklore images]. Moscow, Gaudeamus Publ., 1015 p.
Lévy-Bruhl, L. (2012). Pervobytnoe myshlenie. Predstavleniya v soznanii pervobytnykh lyudey i ikh misticheskiy kharakter [Primitive Mentality]. Moscow, KRASAND Publ., 337 p.
Mauss, M. (2000). Nabrosok obschey teorii magii [Outline of a General Theory of Magic]. Sotsial’nye funktsii svyashchennogo [Social functions of sacred]. Saint Petersburg, Evraziya Publ., pp. 105–232.
Mikhaylov, I.A. (2016). Ideya germenevticheskoy fenomenologii [The idea of hermeneutic phenomenology]. Filisofskaya mysl’ [Philosophical Thought]. No. 5, pp. 1–15. Available at: http://e-notabene.ru/fr/ article_18562.html (accessed: 20.02.2018). DOI: 10.7256/2409-8728.2016.5.18562.
Otto, R. (2008). Svyashchennoe. Ob irratsional’nom v idee bozhestvennogo i ego sootnoshenii s ratsional’nym [The Idea of the Holy]. Saint Petersburg, SPbSU Publ., 274 p.
Ricœur, P. (1995). Germenevtika. Etika. Politika [Hermeneutics. Ethics. Policy]. Moscow, Academia Publ., 160 p. Sartre, J.-P. (2000). Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology]. Moscow, Respublika Publ., 639 p.
Toporkov, A.L. (2010). Russkie zagovory iz rukopisnykh istochnikov XVII – pervoy poloviny XIX v. [Russian spells from the written sources of XVII and the first half of XIX cent.]. Moscow, Indrik Publ., 832 p.
Toporkov, A.L., Turilov, A.A. (ed.) (2002). Otrechennoe chtenie v Rossii XVII–XVIII vv. [The renounced reading in Russia in XVII–XVIII centuries]. Moscow, Indrik Publ., 584 p.
Vinogradova, L.N. (2005). Formuly ugroz i proklyatiy v slavyanskikh zagovorakh [Threat and damnation formulas in slavic spells]. Zagovornyy tekst. Genezis i struktura [Spell text. Genesis and structure]. Moscow, Indrik Publ., pp. 425–440.
Zavyalova, M.V. (2006). Balto-slavyanskiy zagovornyy tekst: Lingvisticheskiy analiz i model’ mira [Balto-Slavic spell text: linguistic analysis and the model of the world]. Moscow, Indrik Publ., 562 p.
Zhuravlev, A.F. (2005). Yazyk i mif. Lingvisticheskiy kommentariy k trudu A.N. Afanas’eva «Poeticheskie vozzreniya slavyan na prirodu» [The Language and the myth. Linguistic comment to the Alexander Afanasyev’s work «Poetic Views of the Slavs on Nature»]. Moscow, Indrik Publ., 1003 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.